Menu
Пред След
A+ A A-

Владимир Рыжов: как в Аткарске дороги и улицы мостили

  • Автор: Владимир Рыжов

Сохранившийся дореволюционный асфальт на улице Ленина в АткарскеИзвестная присказка про дураков и дороги к нашему городу применима лишь в последние десятилетия. До Революции и при Советской власти дорогам уделялось постоянное внимание – их строили и ремонтировали.

Посмотрите на фотографии города столетней давности, и вы увидите булыжные мостовые и асфальтовые тротуары там, где их ныне нет.

Первой дорогой в нашей округе была соединяющая Еткаринскую слободу с крепостью Петровск. Шла она вдоль Медведицы. Несколько лет назад в реке на броде у села Лисичкино было найдено большое колесо от кареты. Колеса поменьше также находят.

Когда слобода начала разрастаться и стала уездным городом, то потребовалось обустроить дорогу на Саратов, а потом и на Москву. Стимулом к содержанию дорог служило то, что по ним возили соль из-за Волги. На этих возчиков возлагали обязанность поправлять дороги. Один из соляных трактов проходил около села Умёт, по нему также прогоняли гурты скота на прокорм Москвы.

Особое внимание нашим дорогам стали уделять с 1781 года, когда по указу Саратовского наместничества стали устраивать почтовые станции на тракте от Балашова до Аткарска. Устанавливали верстовые столбы, а в зимнее время обочины дорог обозначали вешками. В те времена в современных пределах нашего района почтовый тракт из Москвы шел через Галахово, Белгазу-Маматовку, Земляные Хутора, Аткарск, Карякино и далее на Саратов.

В Аткарске ямская станция был в Уралях. С проезжающих брали по 2 копейки за версту. Проезжающий не мог понуждать возчика ехать скорее предписанного Указом от 3-го ноября 1770 года: летом возить курьеров по 12 верст в час, а простых едущих – по 10 верст, в зимнее время года – курьеров по 11 верст, а прочих – по 8 верст в час. Проезжающий «может иметь по указам 7-го февраля 1727 года и 23 марта 1731 года не более 10 пудов», он не имел права «касаться вощика побоями, а вощики должны быть без грубости».

В те далекие времена (впрочем, как и сейчас) высокое начальство встречали на дороге. Так, 13 апреля 1792 года аткарский городничий Куткин предписал для проезда генерал-губернатора Воронежского и Саратовского генерал-поручика В. А. Черткова из Воронежа в Саратов «по всей дороге исправить мосты и гати, так чтобы не было препятствия ехать четвериком в ряд в карете». Видимо, дороги содержали в достаточно исправном состоянии, так что когда в 1823 году случилось послать в погоню за сбежавшим с 233 рублями городских денег письмоводителем Косяновым, то догнали его за селом Колено (в нынешнем Екатериновском районе).

В 1788 году городская дума выделила «на починку в городе мостов, перевозов и пожарные инструменты 400 рублей». В то время аткарский бургомистр получал годового жалованья 120 рублей, а сторож – 18 рублей (в те времена бутылка французской водки стоила 1 рубль 50 копеек, тушка овцы – 3 рубля).

В самом Аткарске до пожара 1870 годы улицы содержались в ужасном состоянии, тротуаров не было, хотя деньги на это выделялись. Лишь Базарная площадь была замощена булыжником. Ее начали обустраивать с началом постройки в 1806 году каменного кафедрального собора Архистратига Михаила. Булыжник собирали и свозили со всей округи. Эту булыжную мостовую, которая уже третью сотню лет служит горожанам, можно увидеть на площади Гагарина среди остатков тонкого «советского» асфальта. 

После пожара 1870 года, уничтожившего почти весь город, его пришлось отстраивать заново по плану. Замощена была главная Петровская (ныне Советская) улица, затем остальные центральные улицы. Торговая площадь перед зданием женской гимназии была обустроена мостовой лишь частично. Замощены были спуски к мостам на Аткаре и Медведице, спуск к роднику в Дегтярном овраге. После постройки водокачки на Аткаре для заправки паровозов, был обделан камнями и подход к ней. Даже сейчас эти замощенные булыжником спуски можно увидеть в начале Нескучного переулка, на спуске к Детскому пляжу, в Нижней Красавке.

Улица Карла Маркса была замощена на всем ее протяжении, ибо по ней проходил почтовый тракт на Москву. Улица Петровская у моста через Аткару также частично была покрыта камнями. Однако последующие наносы песка и ила вешними водами с городских улиц и во время половодий закрыли их толстым слоем. Состоятельные горожане мостили камнями даже свои дворы. Остатки такой мостовой можно увидеть в одном из дворов по улице Чапаева.

Вот как писал в 1967 году аткарский краевед И. Е. Казаков о благоустройстве города до Революции (орфография сохранена): «Улицы до революции 1917 года Аткарска почти не были озелены. Только отдельные дома имели палисадники, где произрастали деревья и кустарники. Дворовые поместья использовались для посадки картофеля и других овощей. Редко можно было встретить плодовый сад. Асфальтирование тротуаров было произведено только в центре города: на Советской улице по обоим сторонам от Аткарской до Ленинской улиц, Чапаевская улица была заасфальтирована одна южная сторона от памятника В. И. Ленину при выходе из городского сада до улицы Вале Макеевой. Далее до вокзала дорога продолжалась булыжной мостовой. Ленинская улица была заасфальтирована южная сторона от Советской улицы до оврага. Заасфальтирована была также Революционная улица между Республиканской и Саратовской улицами ее северная сторона. Базарная (теперь им. Гагарина) площадь была замощена булыжной мостовой. Также была замощена дамба, ведущая к старому кладбищу и подъезды к мостам».

Городская управа в 1906 году израсходовала на содержание и ремонт мостовых, тротуаров, набережных, очистку Базарной площади, укрепление берега Аткары и наем работника 1100 рублей (это стоимость более 40 коров или 22 настольных швейных машинок «Зингер»); на содержание и ремонт мостов и дамб – 627 рублей. Только на устройство городских тротуаров было выделено по смете 645 рулей.

Читатели сами могут определить те места, где ныне не осталось асфальта на былых царских тротуарах. Для любителей старины следует указать, что в нескольких местах они могут увидеть тот царский асфальт на тротуарах. Это возле дома Павлюкова и рядом с домом № 43 по ул. Ленина (на фото). Кусок «царского асфальта» можно увидеть в экспозиции Аткарского краеведческого музея.

После Гражданской войны большевикам было не до обустройства городских улиц – прекратилось даже освещение центральных улиц. Лишь после Великой Отечественной войны установили на Рабочей улице небольшую печь для варки асфальта и стали обустраивать улицы и тротуары.

В 1964 году к радости аткарчан площадь Гагарина покрыли асфальтом. Колоннам демонстрантов стало легче проходить перед трибуной с местным вождями на 1 мая и 7 ноября. Местами этот советский асфальт 55 лет держится без ремонта. Жалко будет, если площадь Гагарина закатают уже в «демократический» асфальт и похоронят булыжную мостовую наших предков, а сами булыжники можно будет видеть только в музее. Одна надежда, что этот асфальт будет жидким и долго не простоит.

Автор мальчишкой наблюдал, как в конце 1950-х годов клали булыжную мостовую на Республиканской улице. Бригада каменщиков человек из пяти буквально на коленях, выстроившись в ряд, укладывали камни на песчаное основание. По краям мостовой укладывали булыжники покрупнее.

Для трамбовки использовали разные молотки. Сверху подсыпали песок и гравий. Булыжники заготавливал в карьере под Щербиновкой дорожный мастер Иван Андреевич Кучменко. Внимательный пешеход на площади Гагарина может заметить, что крупные булыжники уложены так, что зазор между большими соседними камнями имеет форму треугольника. Такое соприкосновение обладает устойчивостью при ударах тележных колес, и мостовая не расстраивается.

Наши предки, в отличие от нынешних дорожников, мостили улицы хорошо и добросовестно, на века. Можно надеяться, что наши дорожники воспримут пример предков и порадуют аткарчан хорошими дорогами и тротуарами.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.