Menu
  • sto-vakansiya.png
Пред След
A+ A A-

55 лет назад в СССР вышла книга Юлия Песикова «Пионерка Валя Макеева»

  • Автор: Роман Чекинев

Книга о Вале МакеевойРовно 55 лет назад в Саратовском книжном издательстве вышла книга известного в области краеведа и писателя Юлия Вениаминовича Песикова «Пионерка Валя Макеева».

В книге в мягком переплете всего 28 страниц, но была отпечатана она огромным тиражом. Желающие могут скачать ее на портале Российской государственной библиотеки.

Данное произведение окончательно закрепило за ставшей известной всей Саратовщине аткарской школьницей образ идейного юного борца за советскую власть, павшую от рук жестокого отчима, расхищавшего народное имущество и занимавшегося вредительством.

Как знает со школы каждый аткарчанин старшего и среднего поколения, Валя была активным участником пионерской организации, которая хотела рассказать в милицию о кражах зерна новым мужем своей матери, за что была убита негодяем по поручению родительницы.

Именем Вали Макеевой в Аткарске впоследствии назвали улицу, на которой был установлен бюст работы известного ленинградского скульптора Павла Хруничева. В школе № 9 до конца восьмидесятых годов в кабинете русского языка и литературы можно было увидеть парту Вали Макеевой, учиться за которой могли лучшие из лучших. Пионерская дружина школы носила имя Вали Макеевой.

Меньше всего хотелось бы давать какую-либо оценку трагедии Вали Макеевой, «развенчивать мифы» и бросать тень на действительно грустную историю несчастного ребенка. И делать этого мы не намерены. Поэтому попросту констатируем факты, приведя тексты статей саратовских журналистов газет «Молодой сталинец» и «Коммунист» за 6-9 марта 1936 года. Корреспонденты областной прессы подробно освещали проходивший в Клубе железнодорожников судебный процесс над родителями девочки и по телефону передавали сообщения в областной центр.

Начался этот процесс 5 марта 1936 года, то есть практически через пять месяцев после убийства одиннадцатилетней пионерки.

«Выездная сессия линейного суда (Рязано-Уральской железной дороги, – прим. авт.) под председательством товарища Денисова при государственном обвинителе помощнике прокурора РУжд товарище Шевченко, при государственной защите, приступила к разбору дела по убийству Вали Макеевой, – пишет в эти дни «Молодой сталинец». – Аткарский клуб железнодорожников, где начался процесс, переполнен рабочими с предприятий города, железнодорожниками и колхозниками района. Внимание к процессу огромное. Среди железнодорожных рабочих, рабочих предприятий города и в школах Аткарска прошли митинги, где рабочие в своих резолюциях требуют высшей меры социальной защиты. Суд продлится три дня».

В следующем номере газеты выходит еще один материал этого неназванного собкора «Сталинца» из Аткарска: «Первой при разборе дела была заслушана мать Вали Цифрова Антонина. Отчим Вали Василий Цифров рассказал суду, что он один убил Валю, жена об этом не знала. В продолжение всего процесса Цифров притворялся больным и старался запутать дело. Но допрос 10-ти свидетелей вскрыл истинную картину. Дело было так: 9 октября 1935 года 11-летняя Валя Макеева, придя из школы в 14 часов дня, пообедала и принялась за уроки. Через час заявился в дом отчим. Часам к трем Валя ушла из дома. На вопрос квартирантки Гуровой, ты куда идешь, Валя ответила: в одно место, я сейчас приду. Вслед за ней пошел и Василий Цифров. Мать Вали Антонина Цифрова в это время копала на огороде морковь, но часто прибегала в дом и справлялась у квартирантки, не пришла ли Валя, куда же она делась, уж не убили ли ее? Часам к пяти явился в дом Цифров. По настоянию Гуровой Цифровы пошли разыскивать Валю. Но быстро вернулись, чувствовалось, что они делают это для отвода глаз. Утром 10-го октября Цифрова сообщила в милицию о пропаже дочери Вали. Свидетели охарактеризовали Цифрова как лодыря, прогульщика и хулигана, алчного на деньги. Суд установил, что Валя неоднократно требовала, чтобы мать разошлась с ним. Цифров это знал и всячески притеснял Валю: запрещал ей носить красный галстук, бил. Суд признал Цифровых социально опасными и приговорил к расстрелу».

Все то же самое, но несколько более подробно описывает и корреспондент Владимир Липин в газете «Коммунист». Он характеризует Валю Макееву как «ученицу аткарской образцовой школы, активную пионерку», а помощника машиниста Цифрова и третьего мужа Антонины (Девятовой) «дезорганизатором трудовой дисциплины». Липин отмечает, что Антонина Девятова жила на «нетрудовые доходы, имела средства», то есть была весьма зажиточной аткарчанкой, чем и привлекла внимание молодого железнодорожника, «падкого на деньги».

«Он женился на ней и быстро заделался хозяином дома и всего имущества, Цифров также требовал отдать девочку в детский дом, – корреспондент «Коммуниста» акцентирует внимание на сути процесса, которая никак не перекликается с появившейся позднее версией о краже колхозного добра, – у Девятовой хранились неизвестно каким путем нажитые деньги – 5600 рублей. О существовании их знали только сама Девятова и ее дочь Валя. За несколько дней до убийства деньги были кем-то похищены. Девятова сказала о краже Цифрову. Они заподозрили дочь».

Долгие годы в Аткарске историю о деньгах в деле Вали Макеевой считали «слухами», но репортаж с места событий в официальной газете не оставляет никакой двусмысленности: «Валя, конечно, не была повинна в пропаже денег, но Цифров это семейное событие использовал в своих гнусных целях. Он убедил жену окончательно освободиться от дочери».

Ни о каких кражах «колхозного зерна» и попытках юной пионерки рассказать об этом в милицию в 1936 году речи вообще не шло. Единственное переплетение двух версий в том, что Цифров запрещал Вале Макеевой носить пионерский галстук и избивал ребенка. Но мотивом к убийству из приведенных выше статей у железнодорожника, судя по всему, было желание избавиться от чужого ребенка, который мешал этому действительно неприятному персонажу жить в свое удовольствие и тратить нажитые женой средства.

Следствию так и не удалось выяснить, куда все-таки делись немалые по тем временам деньги. Поверить, что их взяла у матери одиннадцатилетняя девочка, трудно. Похитил ли их сам Василий Цифров, мы можем только предполагать.

«9 октября днем Цифров заманил девочку в пригородный лес, – подводит нас Липин к страшной развязке, – там он набросился на девочку и стал ее душить. Разъяренный зверь бил ребенка сапогами по голове. Дома убийцу встретила Девятова, сообщившая, что уже успела обегать соседей и рассказать об исчезновении дочери».

Как вы уже знаете, суд приговорил Василия Цифрова и Антонину Цифрову (Макееву, Девятову) к расстрелу с конфискацией имущества.

Памятник Вале Макеевой в Аткарске

В девяностые про Валю Макееву в школах стали упоминать все реже. Не исключено, что младшие школьники вовсе не знают, кто это. Памятник работы Хруничева заменили другим. Обязательная идеология в России была запрещена Конституцией. Изменилось многое.

И все-таки время от времени появляются у этого бюста цветы, а иногда кто-то и красный галстук повяжет пионерской активистке.

Совершала Валя Макеева подвиг или была использована в своих целях местными доморощенными пропагандистами, в принципе, сейчас не так уж и важно. Юная пионерка стала историей Аткарска. И, вне зависимости от обстоятельств дела, навсегда останется в памяти местных жителей беззащитным ребенком, которого убила жестокость взрослых и предала родная мать.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.