Menu
  • sto-vakansiya.png
Пред След
A+ A A-

Продолжение рассказа о церквях Аткарского уезда. Набожность крестьян

  • Автор: Евгений Петров

Старый храм в АткарскеВсе переселенцы деревни Гайворон были весьма набожны, имели в домах иконы, соблюдали посты, воспитывали детей в молитвах. Многие имели церковные книги – Евангелие и Псалтырь.

Мой дед – Сторожук П. П. – неотвратимо и ежевечерне ставил на колени перед иконой Божией Матери в ряд всех своих детей и внуков до 16-ти лет на молитву. Он вслух читал молитвы «Достойно есть…», «Отче наш». Дети хором повторяли за ним. Они не понимали смысла молитвы и порой неохотно шли на молитву, увиливая под любым предлогом. Существует старинная поговорка: «Две самые тяжелые вещи на свете – выхаживать старых родителей и Богу молиться!».

Непременным свойством и нравственным идеалом большинства крестьян была Вера! О ней судили по соблюдению постов, обрядов, по посещению церкви, по выполнению церковных норм и по фактическим делам. «Креста на тебе нет!» – говорили человеку, который совершил бессовестный поступок. Или «Живет по-божески, по-христиански» – о тех, кто совестлив и милосерден.

В будни ходили в церковь лишь те, кто заказал обедню по конкретному поводу: кончина близкого, девятый и сороковой день, либо в Великий Пост, когда служили в среду, пятницу, субботу. В то время ходили больше те, кто говели и готовились к причастию. Службы прекращались на время распутицы и больших снежных заносов.

Чаще в церковь ходили женщины. В церкви вели себя чинно, благопристойно и степенно. Во время коленопреклоненных молитв бабы становились на колени и велели делать это и детям. Крестьянки дома старались молиться так, чтобы их не видел никто посторонний. В основе этого лежало Евангельское указание, получивший награду в похвалах от людей, не получит ее на небе. Старики выжидали, пока внуки заснут. Молились обычно вслух. Говорили, так делали святые угодники.

Тяжкий грех – нарушение Великого Поста. Не пели в пост песен, воздерживались от ссор и брани. Мужики не пили самогонку. Беременные спрашивали у священника разрешения на нарушение поста – и он всегда его давал: «По болезни есть можно».

Считалось грехом не только пить молоко, но и продавать его во время поста. Считалось, что человек тем и отличается от животного, что «сила духа в нем позволяет одолеть хотение».

Церковью обозначены семь первородных грехов:

1. Обжорство (чревоугодие, несоблюдение постов);

2. Похоть (блуд, измена супружеской верности);

3. Алчность (сребролюбие, стяжание, воровство);

4. Печали (лень, зависть, ропот, проклятия);

5. Гнев и уныние (вспыльчивость, зло и ненависть);

6. Тщеславие (поиск человеческой славы, злорадство, высокомерие);

7. Гордыня (упрямство, презрение ближнего, хамство).

Есть еще грехи: смертные, грехи против Бога (нарушение десяти заповедей) и грехи против ближнего (отсутствие почитания к старшим, аборты, скандалы, ограбления). Как отмечал настоятель Александровской церкви отец Александр, чаще всего прихожане раскаиваются на исповедях в маловерии, суеверии и гордыне, абортах, блуде, изменах, зависти, осуждении и обмане.

Взрослые ходили молиться в храм по церковным праздникам и на престольный праздник. Ранним утром шли бабы, старухи, пожилые мужики босые, неся обувь на палочке за спиной. Подходили к Александровскому мосту, крестились издали на церковь, мыли в речке ноги, обувались и потом входили в храм. В церкви бабы стоят по одну сторону от алтаря – по левую, мужики – по другую, по правую. Женщины повязаны платками не так, как обычно. Платок надо распустить. Хоть старуха, хоть молодая, а как идет в Божий храм, повязывают платок что есть наилучший, купленный.

Вход в алтарь отгорожен иконостасом, т.н. алтарная преграда, состоящим из нескольких горизонтальных рядов с иконами. Внизу иконостас прорезан тремя дверями: левые – северные – в жертвенник, средние двухстворчатые – «Царские врата» ведут к Престолу, правые – южные – ведут в дъяконник.

Неизменной принадлежностью любой крестьянской избы были иконы. Располагались они в красном углу, по диагонали против печи над столом на божнице. У каждой семьи был свой набор икон, но в большинстве это были иконы Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, Иоанна Воина, Преподобного Сергия и других угодников. Даже в избах бедных крестьян висели лампады. Зажигали их лишь на короткое время моления, а под большие праздники – на всю ночь.

Купленную на ярмарке икону несли батюшке в церковь, чтобы он освятил ее в алтаре. В семьях хранили и передавали иконы по наследству. Для благословения новобрачных снимали с божницы самую старую, «намоленную» икону.

Церкви в России были приходские (порядка 37 тысяч), соборные и монастырские (около 720 церквей), церкви при государственных учреждениях и общественных организациях (2 тысячи церквей). Большинство приходских церквей содержались за счет государства. Духовенство существовало за счет прихожан. Это было так называемой «белое духовенство», то есть мирские приходские священники, не приносящие монашеских обетов. Духовенство составляет 3 степени: диаконы; иереи; архиереи (архиерейство достижимо только для монашествующих, то есть людей, от мира отрекшихся).

Рассказ подготовил к публикации Владимир Рыжов – старший научный сотрудник Аткарского краеведческого музея, его начало можно прочитать здесь.

(Продолжение следует).

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.