Menu
Пред След
A+ A A-

Рассказ Евгения Петрова о храмах Аткарского уезда. Колокола

  • Автор: Евгений Петров

Рассказ Евгения Петрова о храмах Аткарского уезда. КолоколаВ данной главе рассказа Евгения Петрова о храмах Аткарского уезда пойдет речь о колоколах церквей, которые в прошлом выполняли множество функций.

Подготовлен к публикации материал научным сотрудником Краеведческого музея Владимиром Рыжовым, а предыдущую главу можно прочесть здесь.

Еще в начале XX века в Аткарском уезде действовало несколько монастырских вотчин: Арзамасский, Суздальский, Троице-Сергиевский, Тихвинский женский монастырь близ села Крещевка.

В самом г. Аткарске было 5 церквей: Соборная церковь Михаила Архангела, Иоанна Предтечи, Апостолов Петра и Павла, Казанской иконы Божией Матери и Сретенская церковь в городском парке.

В монастырях молодые послушники и насельницы находились на трехлетнем монашеском искусе. Это своеобразный испытательный срок. Потом проводится постриг и смена имени. Особо набожные прихожане из деревни Гайворон ездили молиться в престольные праздники в Аткарск, а иногда даже в Саратов. Деньги на богомолье копили заранее, и они считались неприкосновенными в хозяйстве.

Подбиралась компания паломников, на быках добирались до Аткарска, оставляли их там на целую неделю, а дальше до Саратова ехали поездом. Эта поездка считалась богоугодным знаком замоления грехов. В Саратов ездили, чтобы отстоять службу на Божественной литургии в кафедральном соборе. В Саратове их было три: Духосошественский, Александро-Киевский и Собор Троицы Живоначальной.

В этих соборах есть кафедра (кресло или трон) – почетное место для епископа. Кафедральный собор – это центр епископской власти в епархии. И если епископ переносит по какой-то причине свою кафедру в другой собор, то название «Кафедральный» остается за прежним навсегда.

Богомольцы добирались издалека, чтобы в нравственном смысле стать ближе к Богу, выстоять коленопреклоненные молитвы о спасении и об упокоении душ всех родственников. Просили благополучного решения важных дел. Возвращавшиеся из Саратова гайворонские паломники рассказывали односельчанам о благолепии храма и о душеочищающей службе.

В начале христианства в церкви колоколов не было. Они проникли к нам из Византии. Впервые летописи XIV века упоминают о колоколах на Руси на колокольнях Пскова, Новгорода. В XVII -XX веках они прочно вошли в церковный обряд. Столетиями звонят колокола – созывают к богослужению колокольным звоном. Где бы ни родились наши предки – столице, городке или в селении, вся жизнь их шла под звуки колокола «и в дни торжеств и бед народных».

Отродясь человек считал, что звон колоколов, как гром небесный, имеет божественную природу. Особенный трепет вызывал звук больших колоколов, вернее, гул, который они издают. Это призыв к молитве, напоминание о том, что ты не один на земле. Колокольный звон производит благодатное действие: он и есть уже богослужение, совершаемой звуками музыки. Для России колокольный звон всегда был духовным призывом Церкви.

Колокола же оповещали людей о пожарах, эпидемиях, нападении врагов особым звоном. Люди хорошо понимали язык колоколов, они, собирая свои физические и душевные силы, чувствовали, о чем на сей раз вещает колокол. Исторически звоны были связаны с событиями государственного значения. Они, к примеру, возвещали о важных моментах в жизни царской семьи и военных моментах (викториальные звоны). В обычной жизни звон колоколов служит призывом к богослужению, окончанию его и сопровождает несколько важных моментов службы, например, чтение Евангелия. Колокольный звон служит выражением радости, грусти и торжества. У богатых церквей было семь и более колоколов, которые образовывали полную музыкальную октаву. Одни звоны были в Великий Пост, иные – в Пасхальную неделю. Одни – в будни, другие – в праздники.

Особо нужно упомянуть о «всполошнем» либо набатном звоне, который имеет общественно-бытовое значение. Это частые удары в колокол больших размеров. Все события в жизни народа освящались звоном колоколов. В особо критических ситуациях церковные колокола бьют в набат. Набат – это всегда несчастье! Война, пожар, наводнение, засуха, нашествия врагов или иное общественное бедствие. Сельский набат – страшное дело. Ему повинуются все.

Колокола радовались рождению и скорбели о смерти, издавая «малиновый» звон. Верующие уверены: это из колоколов изливаются звуки, несущие «Божью благодать». Для подвески колоколов у церквей строились колокольни или, как их называли, «звонницы». Чем выше – колокол, тем его дальше слышно. Ставили колокольни с западной стороны от церкви – так, что вход в храм часто осуществлялся через нижний этаж в колокольне.

Русские умельцы создали собственный оригинальный колокол. Он буквально «пел» после ударов, у него было свое неповторимое звучание, окрашивающее звук непередаваемым тембром. Зарубежные исследователи считают, что «красивый и богатый тембр русских колоколов обусловлен своеобразием формы и массивностью стенок».

Древние русские поверья о том, что колокольный звон изгоняет чуму, холеру и другие страшные болезни, подтвердила современная медицина. Если приложиться к большому колоколу лбом, то организм получает исцеляющий импульс вибрации, который разрушающе действует на опухоли. Вирусы желтухи и гриппа погибают от энергетики колоколов. Ученые находят все больше и больше подтверждений этому факту. Колокола дают надежду больным верующим. Лучшие звонари Москвы умели на колоколах вести мелодии «Боже, Царя храни!», «Коль славен!».

Без колокола немыслим православный храм. Прихожане говорили, что колокольный звон не дает засыпать совести и душе, напоминая ей о бытие Божьем, о великой христианской любви, о вечной правде.

(Продолжение следует).

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.