Menu
  • sto-vakansiya.png
Пред След
A+ A A-

Евгений Петров: о гонениях на Церковь в Аткарском районе

  • Автор: Евгений Петров

Евгений Петров: о гонениях на Церковь в Аткарском районеОкончание рассказа бывшего жителя села Гайворон Евгения Петрова о храмах Аткарского района посвящено гонениям на Церковь в годы советской власти и ее возрождению.

Для публикации рассказ был подготовлен старшим научным сотрудником Краеведческого музея Владимиром Рыжовым, а предыдущую главу прочитать можно здесь.

С самого начала власти большевиков религия стала объектом удара ГПУ. В 1922 году обострился конфликт Советской власти с Православной церковью, которая в ходе гражданской войны находилась по ту сторону баррикад. Решено было изъять золотые и серебряные изделия и украшения для оплаты закупок зерна за границей после страшного голода 1921 года. Лозунги большевиков: «Коммунизм и религия несовместимы!», «Религия – опиум для народа!».

Церкви стали разорять и закрывать. Колокола сбрасывали и продавали как металлолом за границу. Самый громкий взрыв за всю историю Москвы прозвучал 5 декабря 1931 года. В центре столицы был взорван главный собор России – Храм Христа Спасителя. Этот день был отмечен в народе как «История большого взрыва». На этом месте предстояло построить Дворец Советов, но помешала война.

Чтобы ускорить культурную революцию, начали потрошить и выбрасывать мощи святых угодников и отбирать церковную утварь. Надо было провести еще и «церковную революцию». В огне революции, коллективизации и безбожных компаний погибло большинство сельских храмов, людей стали отвращать от православной веры.

В селе Александровка церковь устояла и в период военного коммунизма, и в НЭП вплоть до коллективизации. Ее закрыли в 1931 году. Колокола сняли и увезли в Аткарск. Отца Александра арестовали, после чего Андрей Яровенко со своими дружками из комитета бедноты проник ночью в церковь и обчистил ее, забрав предметы церковного обихода. Утром представители сельсовета явились опись составлять, а церковной утвари нет. А где она? За нее поп отвечал, но его забрали как врага колхозного строя, да к тому же его сын в войну был царским офицером. Мелкую утварь и иконы растащили по домам.

В церкви сделали склад для хранения картофеля. А тут пришло распоряжение из Райисполкома церковь разобрать, из кирпича построить школу в районном центре Дурасовка, что и было сделано. От церкви остался пустой выгон, даже разровняли прицерковные могилы. Но взять хорошего кирпича не удалось. Строители церкви в известковый раствор добавляли обезжиренный творог и куриные белки. Нельзя было оторвать один кирпич от другого. На развалинах – глыбы кладки, а в дело их не пустишь.

Так и погибла александровская церковь, намоленная столетием. Коммунисты назвали ее домом мракобесия. И негде теперь было провести ни заздравных молитв, ни венчаний, ни крестин, ни причастий, ни отпеваний, ни исповеданий, ни заупокойных панихид.

Как страшный смерч пронеслось в Поволжье богоборческое движение 1920-1930 годов, когда были разрушены сотни православных храмов, монастырей, часовен. Бесценные реликвии были растащены, разграблены, изуродованы, сожжены. Колокола разбиты на металлолом. Этот процесс можно считать национальным бедствием. Искоренялись православные святыни!

Чтобы отвлечь молодежь от церкви, комсомольцы Гайворона объявили «Неделю меткой стрельбы». Ходили в овраг к лесу Засовин и стреляли из малокалиберки по мишеням, сдавая зачет по нормативам «Осоавиахима». Этим отвлекали и от игры в орлянку, от катания яиц и выбивания казанков. В конце двадцатых – начале тридцатых годов в стране начался поход за утильсырьем. Собирался, в первую очередь, металлолом, бронза от колоколов, конский волос, кости, тряпье, памятники и ограды с ничейных могил, которые шли на создание комсомольских тракторных колонн.

Охота за колокольной бронзой стала в те годы стратегически важным пунктом в программе развития промышленности страны Советов. В газете «Правда» была напечатана заметка с фотографией, на которой запечатлен момент отправки на переплавку самого большого из русских колоколов, снятый с колокольни Троице-Сергиевской Лавры.

Черный и цветной металлолом охотно покупали у России такие государства, как Германия, Франция, Англия, Америка. По цене металлолома американский предприниматель Чарльз Крей купил у советского правительства все десять колоколов Свято-Даниловского монастыря. Самый тяжелый из них – двенадцатитонный, так называемый «Большой». Он сам бережно снял их с колоколен и перевез в Америку, где установил на колокольне церкви Гарвардского университета, чем спас их для России. Там колокола исправно служили до начала XXI века. Как эти колокола вернулись обратно в Россию, уже отдельная история.

Возрождение Церкви

В сентябре 1943 года в период напряженного военного положения в стране, Сталин разрешил провести Поместный Собор Русской Православной Церкви. Патриархом РПЦ был избран Митрополит Сергий (Старогородский). Начали открываться церкви в городах и селах, где они сохранились. Но ни на одной из церквей не было главного атрибута – колоколов.

Церковь обратилась в правительство с просьбой «об изготовлении колоколов». Было дано такое указание: «От изготовления колоколов и сбора металлолома для этих целей воздержаться. Имеющиеся на складах и заводах колокола передавать (или продавать) церковным организациям».

Постановлением СНК СССР от 22.08.1946 г. было разрешено воспроизводство колокольного звона в церквях городов и сел страны. И только через 15 лет колокола вновь зазвенели в некоторых церквях. От колокольного звона страна избавилась легко путем сброса колоколов со звонниц, а вот с его возобновлением повсеместно возникали проблемы. Хотя в период войны и после ее окончания церковные приходы проводили сборы средств в фонд обороны, на содержание госпиталей и детских домов, для оказания помощи детям-сиротам и инвалидам войны.

При раннем Сталине церкви не было житья. Страшная война с Германией заставила вождя изменить свою точку зрения. Вожжи по отношению к церкви ослабили, но только чуть-чуть. О восстановлении порушенных храмов и святынь не было и речи. Восстановлением патриархии РПЦ Советский Союз дал знак своим союзникам в войне о введении в стране демократических прав и свобод вероисповедания и церковных обрядов. Советская власть позволила церкви находиться в состоянии медленного огненного тления, не позволяя разгораться огню.

Русская Православная Церковь была существенно ущемлена в правах. Задача церкви была пережить коммунистический тоталитаризм, успокоив и обнадежив тех, кто от веры не отвернулся.

В девяностых годах советская власть рухнула. В России началось церковное строительство, и тысячи людей потекли в храм. Система государственного атеизма ушла в прошлое. Началось восстановление храмов и возобновление жизни многих сотен монастырей.

Но не будут восстановлены церкви мелких сел, так как вслед за церквями умерли и сами села.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.