Menu
  • sto1.png
Пред След
A+ A A-

Как Сталин в наш город приехать собирался. Легенды и были станции Аткарск

  • Автор: Владимир Рыжов

Как Сталин в наш город приехать собирался. Легенды и были станции АткарскПродолжаем публикацию увлекательной статьи Владимира Рыжова о легендах и былях аткарских железнодорожников.

Напомним, с предыдущей частью материала можно ознакомиться здесь.

Как машинист на «Москвиче» по речке прокатился

Сосед автора С. Ямбиков в начале 1950-х годов был молодым машинистом. Зарабатывал он так хорошо и, видимо, ударно трудился, что вскоре купил автомобиль «Москвич», который в Москве продавали за 8500 рублей свободно, ибо денег у народа не было. Машинист мог за месяц заработать тысячу. Прав у машиниста не было. Подогнал машину к дому на Набережной улице. Вокруг собралась небольшая толпа поглазеть на редкий автомобиль. Машинист начал разворачиваться, чтобы въехать во двор, но перепутал скорости и включил заднюю. Пока осознал ошибку, машина уже поехала по склону к речке и стала выкатываться на лёд, который в ту позднюю бесснежную осень был ещё тонким. Однако реакция у машиниста оказалась отменной – дал газу и по трещавшему льду задним ходом быстро выкатился на противоположный берег. Благо он был пологий. Проездил он на этом «Москвиче» всего лет 10-12, а когда «застучал» мотор, поставил на прикол. Больше машину не покупал, но продолжал ещё лет 20 ездить уже на тепловозе.

Как Сталин в Аткарск приехать собирался

Случай этот рассказал бывший начальник Аткарского локомотивного депо В. Н. Никитин, отец которого дружил с директором Аткарского госпитомника Рудневым Борисом Владимировичем. В послевоенные годы слава нашего питомника простиралась не только до Москвы, но и до заграницы. Питомник регулярно отправлял в Москву по 2-3 вагона саженцев голубых елей, шаровидных клёнов, сирени, кустарников и десятков сортов роз. Их высаживали по всей Москве, особенно на Красной Площади, в Александровском саду и в Кремле. Однажды Сталин прогуливался по аллеям кремлёвского сада, обратил внимание на розы и спросил – где смогли вырастить такую красоту? Ему ответили, что в небольшом городке Аткарске в Саратовской области. Вождь заметил, что будет время, заеду в Аткарск.

Надо отметить, что про наш город он знал и даже несколько раз звонил. В мае 1943 года направил телеграмму в Аткарск с благодарностью за собранные деньги на постройку самолёта «Аткарский осоавиахимовец». А в 1942 году путевой обходчик Иван Антонович Сальнов за взносы в фонд обороны получил от него благодарность. В Аткарск Сталин так и не приехал, а вот его паровоз в нашем городе побывал.

Как Сталин в паровозное депо звонил

Историю эту рассказала Людмила Владимировна Доронина, сноха Доронина Анатолия Ильича, который проработал начальником паровозного депо дольше всех – 20 лет. Пришёл в депо в 1939 году, в начале 1944 года назначен его начальником. Было это летом 1944 года. Неожиданно в его кабинете раздался звонок, и неизвестный голос телефонистки сообщил, что сейчас с вами будет говорить товарищ Сталин. Как он вспоминал, от неожиданности вскочил. Вскоре прозвучал знакомый по акценту голос Сталина. Подробности разговора история не сохранила, но вождь спросил, готово ли паровозное депо увеличить перевозки грузов, очень нужных фронту. На что Доронин обещал выполнить задание. В это время шла Белорусская наступательная операция «Багратион». Данное вождю обещание выполнили и в декабре 1944 года аткарские паровозники заняли первое место на Рязано-Уральской дороге по перевозкам грузов. Доронина наградили орденом «Трудовое Красное Знамя».

Уже после войны, когда семья собиралась за праздничным столом 9 мая, после первого тоста «За Победу!» дочери Доронина иногда спрашивали отца – а ты со Сталиным стоя разговаривал по телефону? На что он обычно отвечал, что тут не только встанешь, но и вскочишь.

Как паровоз Сталина ремонтировали

Известно, что Сталин на самолётах летать не любил, а ездил поездом. В его литерном поезде было несколько салон-вагонов, вагон с охраной, вагон-ресторан, вагон-склад, вагон-гараж на два автомобиля. Стены, пол и потолок вагона для вождя имели бронирование, масса броневых плит составляла около 20 тонн, а всего вагона – 80 тонн. В нём имелся отдельный санузел, душевое отделение. Мебель была простая – большой стол, ряд кресел и стульев. Никаких изысков не было. На Тегеранскую конференцию Сталин ехал поездом до Баку. В начале и конце состава прицеплялись площадки со спаренными пулемётами и зенитными установками. Сопровождало его три паровоза – впереди шёл запасной, а сзади ещё один. Из Баку Сталин летел самолётом ДС-3 «Дуглас», ибо иранской железной дороге не доверяли, тем более что на ней машинистами работало много американцев. Да и колея в Иране уже нашей.

В послевоенное время Сталин ездил отдыхать в любимую им Абхазию – на Холодную речку и озеро Рица. При проезде этого литерного поезда все стрелки на станциях зашивались костылями и охранялись часовыми, пассажиров вокзалов и жителей ближайших домов выдворяли на 200 метров от полотна. Никаких встреч и депутаций не позволялось.

Осенью 1943 года в нашем паровозном депо появился необычный паровоз и с ним группа гэбешников. По депо шёпотом стали передавать новость – паровоз Сталина пригнали ремонтировать! Паровоз очень чисто выглядел – почти как новый. Сбежалось всё начальство депо. Срочно организовали бригаду слесарей подъёмочного ремонта – нужно было поменять колёсную пару, у которой выявили дефект. В бригаде оказалась одна молодёжь. Под криками мастера и взорами начальников у рабочих и руки тряслись и коленки.

Паровоз приподняли и колёсную пару поменяли. Наутро бригаду вызвали к начальнику депо. Шли туда с чёрными мыслями. Однако объявили благодарность. От чьего имени благодарность история сведений не сохранила, но назад шли как на крыльях.

(Продолжение следует).

Читайте также интересные новости:

Яндекс.Реклама

Реклама от google

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.