Menu
Пред След
A+ A A-

Как город в войну чуть не взорвали. Легенды и были станции Аткарск

  • Автор: Владимир Рыжов

Виктор Борисович ШкловскийПродолжаем публикацию интереснейшей статьи Владимира Рыжова о былях и легендах станции Аткарск.

Напомним, с предыдущей частью материала можно ознакомиться здесь.

Как друг Маяковского в Аткарске поезда взрывать предлагал

Друга этого, маленького роста и бритого наголо, звали Виктор Борисович Шкловский (на фото). Впоследствии стал известным литературным критиком и лауреатом Государственной премии СССР. Состоял правым эсером и противником Советской власти. Поэтому после левоэсеровского мятежа 1918 года вынужден был скрываться. Приехал в Саратов и нашёл убежище в психиатрической больнице. Кем он там был – неизвестно, но судя по фотографии, на которой он лысый и с блестящими глазами, то вполне мог сойти и за пациента. Вскоре перебрался в Аткарск и устроился «агентом по использованию военного имущества». Аткарск запомнился ему сытым городом, где на улицах хлеб ели только приезжие из Питера и Москвы. Вот как он описывал город:

«Аткарск город маленький, весь одноэтажный: два каменных здания – бывшая городская дума и гимназия. Город делится на две части, из которых одна зовётся Пахотной – обитатели её пашут. Таким образом, это полугород. А против здания Совета – бывшая гимназия – стояли пушки, из них стреляют по Пахотной стороне, когда там «крестьянские восстания». Улицы немощёные. Домики крыты тёсом. Хлеб – полтинник фунт. Петербургских узнают по тому, что они едят хлеб на улице. На базаре все лавки закрыты. Несколько баб продают мелкие груши «бергамоты». Какой-то неопределённый человек показывает панораму «О Гришке и его делишках».

Посреди города – сад густой, в нём вечером гуляют. А посреди сада – павильончик, в нём советская столовая: можно обедать, но без вилок и ножей, руками. Дают мясо и даже пиво. Официант не мылся с начала империалистической войны. На Пахотной стороне скирды хлеба. В городе едят сытно, но очень скверно, масло сурепное, мучительное. И весь город одет в один цвет – синенький с белой полоской, так выдали. А вообще всё пореквизировано, до чайных ложек со стола».

По некоторым сведениям, Шкловский предлагал местным эсерам развернуть диверсионную деятельность и взрывать поезда, используя добытый им пироксилин. Опыт у него был, ибо незадолго до этого участвовал в попытке свержения гетмана Скоропадского в Киеве. Вероятно, наши эсеры, которые к тому времени перешли в партию революционных коммунистов, с ним общего языка не нашли. Сведений о крупных терактах в нашем городе история не сохранила. Литературоведы считают, что именно в Аткарске он начал писать один из своих основополагающих трудов «Сюжет как явление стиля».

Как мужики вагон с водкой штурмовали

Осенью 1962 года в городе вдруг кончилась водка. Жаждущие выпить обчистили все сельмаги в округе, а некоторые даже смотались на «Стреле» в Саратов, где на берегу Волги работал свой ликёроводочный завод, а возле Крытого рынка в подвале был винный завод «Арарат». С полок исчез весь небогатый ассортимент вин, ликёра и бормотухи, а коньяка они давно не видели. Да простой народ коньяк и не пил – «клопами пахнет». Через неделю об этом говорил уже весь город. Толки были самые невероятные. К концу второй недели вынужденного сухого закона по городу прошёл слух, что ночью на станцию на товарный двор в тупик подали вагон с водкой. Утром туда ломанулись алчущие – кто пешком, кто на велосипеде, кто на мотоцикле. В тупике стоял вагон «пульман» по всем параметрам предназначенный для перевозки именно водки. Признаков к началу разгрузки не наблюдалось. Однако к тупику подошёл маневровый паровозик венгерского завода «Маваг». Народ заволновался – вагон могут отогнать в Лопуховку или ещё хуже – в Кологривовку. Самые отчаянные сели на рельсы, чтобы не допустить такого святотатства. Стали требовать товароведа. Тот начал уверять, что в вагоне водки нет. Ему не поверили и потребовали вскрытия. Опасаясь худшего, вызвали наряд милиции. К обеду страждущие разошлись. Однако к вечеру всё повторилось. К вагону прибыли те, кто отстоял у станков дневную смену и еле дождался её конца.

Ситуацией озаботились партийные органы и ещё через неделю живительная влага в городе появилась. А что было в злополучном вагоне, история не сохранила.

Как машинист Добринский над деповчанами шутил

Добринский Александр Александрович был огромного роста и силач, несравненный в нашей округе. В 15 лет пытался побороть аткарского силача по прозвищу «Чугунка», но это удалось ему лишь через год. В кулачных боях выступал на стороне «городских» против «пригородных». Бои проходили на нейтральной территории в пойме Аткары, которую потом стали называть «Комитет». С его участием «городские» всегда одерживали верх. Мог один взять и переставить колёсную пару. В Гражданскую войну бронепоезд водил. В январе 1944 года награждён редкой ведомственной наградой – знаком «Отличный паровозник». За доблестный труд в годы войны награждён орденом Ленина.

Отличался добротой и пошутить любил по-доброму, благо фамилия была соответствующая. Будучи заместителем начальника, идёт, бывало, по депо, увидит молодого слесаришку, который гайки на паровозе откручивает, спросит – ну что, гайки крутишь? Вот – смотри как надо! Берёт рукой эту гайку, крутанёт так, что парнишка потом полдня её гаечным ключом открутить не может. Бывало в цехе подъёмочного ремонта незаметно колёсную пару паровоза поднимет и поставит между рельс вдоль пути, а потом из-за угла наблюдает, как ремонтники всей бригадой её обратно затаскивают.

Как Аткарск в войну чуть не взорвали

Железнодорожники в годы войны старались не задерживать движение поездов. Иногда приходилось идти на нарушение инструкций. Но того требовало военное время. В конце 1942 года осмотрщики на станции обнаружили надтреснувшую ось в колесной паре одного из вагонов. В вагоне оказались снаряды, которые везли в Сталинград. Вагон отцепили и отогнали в вагоноремонтный пункт. Там решили снаряды не разгружать, ибо время было дорого – шла Сталинградская битва. Поставили вагон в тупик и при свете паровозного прожектора подняли его на четыре домкрата. Но едва стали выкатывать дефектную колесную пару, как один из домкратов просел, вагон тряхнуло так, что снаряды зазвенели. «Вы взорвете весь город!» – закричала охрана. Но всё обошлось, колёсную пару заменили, и снаряды уехали со следующим поездом громить фашистов.

(Продолжение следует).

Читайте также интересные новости:

Яндекс.Реклама

Реклама от google

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Телефон 8(84552) 31-900. Главный редактор – Валентина Сенькова При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев читателей.