Menu
Пред След
A+ A A-

Аткарчане и Сталинградская битва. К 80-летию сражения. Часть 2

  • Автор: Владимир Рыжов

Аткарчане и Сталинградская битва. К 80-летию сражения. Часть 2Продолжение исторического рассказа доцента Владимира Рыжова о жителях Аткарского района и Сталинградской битве, приуроченного к 80-летнему юбилею грандиозного сражения.

Первую часть материала можно прочитать здесь.

Летом 1942 года станция Аткарск в направлении на Ртищево пропускала до 25 поездов в сутки. В августе 1942 года немецкие самолёты на перегоне у разъезда Афросимовский подожгли вагон с боеприпасами и повредили паровоз, который получил 4 пробоины. При налётах на Саратов немецкие бомбардировщики в качестве ориентира выбирали железную дорогу Ртищево-Аткарск-Саратов. При очередном налёте получила ранение помощник машиниста З. Николаева. Состав, ведомый П. И. Перепёлкиным, на станции Благодатка попал под бомбёжку. Бригада успела укрыться под паровоз, бомба упала впереди, но не взорвалась.

В связи с близостью Сталинградского фронта 11 сентября в Саратовской области ввели военное положение. В город прибывали войска, которые размещались по домам жителей. Солдаты на дрова пускали сараи и заборы. Лес Засека был вырублен так, что с улицы Карла Маркса видна была станция Красавка. Начался призыв на военную службу всех молодых женщин, не имевших детей. В экспозиции Аткарского краеведческого музея имеется фотография 1978 года пяти участниц Сталинградской битвы. На фото Елена Игнатьева, Нина Привезенцева, Елена Санникова, Александра Ращупкина, Ася Смелова. Из них лишь Александра Митрофоновна Ращупкина (слева в первом ряду) не аткарчанка, она ушла на фронт, переодевшись в юношу, и воевала механиком-водителем танка Т-34. Тайну узнали лишь когда её ранило.

В декабре 1942 года в Саратовской области развернулось движение за сбор средств на строительство самолётов. Работники нашего паровозного депо отработали безвозмездно 3 дня, а заработанные деньги передали на постройку самолёта «Аткарский железнодорожник». 13 декабря районная газета «Коммунист» сообщила, что жители города собрали полмиллиона рублей на постройку самолётов. Бригада комбайнера И. Т. Фурманова – его помощник В. Д. Жерненков, штурвальный Н. И. Кулешов, трактористы И. Г. Яковлев и С. П. Терентьев – собрали по 102 тысячи рублей каждый на строительство самолётов. В январе 1943 года четыре истребителя Як-1 взлетели с аэродрома Саратовского авиационного завода и полетели на Сталинградский фронт. На борту каждого была надпись: «Защитникам Сталинградского фронта от комбайнового агрегата Фурманова И. Т. гор. Аткарск Сар. области». Труженики наших сёл собрали средства на самолёт Як-1 «Аткарский колхозник». Сведений о сборе аткарчанами средств на самолёты и танки сохранилось мало. Известно, что средства собирали учителя и ученики школ, работники предприятий и учреждений, медики, железнодорожники, работники районного промышленного комбината, потребительской кооперации и многие другие. История сохранила имена лишь некоторых из них: трактористка Е. Матасова, бригадир тракторной бригады Г. Н. Поляков, председатель колхоза П. В. Староверов, бригадиры трактористов Н. С. Терентьев и Д. С. Зелепукин. Старый колхозник сельхозартели «Красный пахарь» И. Д. Цепов передал все свои сбережения 10 тысяч рублей на постройку танков. Путевой обходчик Иван Антонович Сальнов за взносы в фонд обороны получил благодарственную телеграмму от И. В. Сталина.

В разгар Сталинградской битвы несколько паровозных бригад и аткарский восстановительный поезд были направлены на перегон Ахтуба-Паромная. Часть паровозных бригад из Аткарского депо командировали на станцию Верхний Баскунчак. Они участвовали в обороне Сталинграда и доставляли эшелоны на станцию Паромная на левом берегу Волги, откуда войска и грузы баржами, катерами, паромами доставлялись в Сталинград. Обратными рейсами вывозили беженцев и раненых. Работать приходилось в очень тяжёлых условиях. При проводке воинского эшелона погиб машинист Григорий Иванович Елисеев. В 1942 году под Сталинградом погиб помощник машиниста Аленин Александр Петрович. Непрекращающиеся бомбёжки станций, разъездов, эшелонов и отдельных паровозов разрушили не только строения, но и путевые сигналы и семафоры. Станция Верхний Баскунчак была разбита так, что поезда пришлось направлять по временным путям, проложенным в обход. На станциях и разъездах дежурные сидели в замаскированных ямах, куда тянулись телефонные провода. В разгар боёв поезда доставлять к Волге разрешалось только ночью в условиях полной светомаскировки. Ровная степь затрудняла ориентировку поездным бригадам, поэтому к ним прикрепляли местных машинистов-инструкторов, которые хорошо знали особенности маршрутов. Они обычно вели поезда ночью, а днём – машинисты. Спали в угольном ящике на тендере. Немецкие лётчики охотились даже за одиночными паровозами. Обстреливали восстановителей пути. Особенно они выбирали составы с цистернами и обстреливали их из пулемётов. У поездных бригад на этот случай были заготовлены заточенные деревянные колышки и тряпки, которыми затыкали пробоины в цистернах и на паровозе.

Когда поезда начали ходить только ночью, то немцы стали охотиться за ними и ночью, а диверсанты наводили самолёты, освещая паровозы с двух сторон пуском ракет. Сотрудникам НКВД пришлось очистить от жителей всю прилегающую к дороге местность, а по ночам они стали пускать ракеты там, где поезда в этот момент не было, и наводили немецкие самолёты на пустой путь.

На линию Красный Кут-Верхний Баскунчак была направлена группа работников НГЧ-6 для восстановления путей. Руководивший ими Л. Н. Швейцаров вспоминал, что работать приходилось под не прекращавшимися обстрелам. Бывало так, что путеец свинчивал стыки рельс и следил за приближающимся немецким самолётом, а когда фонтанчики песка от пуль к нему приближались, то быстро скатывался под откос насыпи. Лишь только тень самолёта промелькнёт, то тут же поднимался и продолжал работу. Дядя автора Рыжов А. Г. в 1942 году более полугода работал кочегаром со своей бригадой под Сталинградом. Он вспоминал случай, когда ночью вели поезд с воинской частью к станции Паромная. Был строгий приказ двигаться только в тёмное время, а они к рассвету не успели и пришлось остановиться. Через несколько минут из эшелона прибежал офицер и стал кричать – почему не едем? – у него приказ прибыть к такому-то часу. Стал требовать двигаться. Машинист отказался. Тогда офицер выхватил пистолет и, угрожая им, высадил бригаду, поставил к тендеру и заявил, что если не поедете, то расстреляет как саботажников. Хорошо, что прибежал какой-то политработник и объяснил причину стоянки.

В составе одного из восстановительных поездов железнодорожных войск на Сталинградском фронте на тракторе служил аткарчанин Василий Никитович Полков. Он вспоминал, что восстанавливать пути приходилось под бомбёжками и обстрелами самолётов. Спрятаться было некуда. За работой восстановительного поезда наблюдал приставленный вооружённый сотрудник особого отдела. Во время одного из налётов пришлось с начальником своего поезда растаскивать горящие цистерны с бензином. От жара на руках вздувались волдыри, но 400 тонн бензина смогли спасти.

Из Аткарского депо Никифоров Василий Алексеевич был назначен заместителем начальника первой колонны паровозов особого резерва ОРКП-1. Эта колонна с мая 1942 года работала на участке Балашов-Поворино-Филоново. В эти месяцы здесь был образован Сталинградский фронт, в интересах которого действовала ОРКП-1. Затем колонна доставляла нефтеналивные поезда со станций Эмба, Кандагач, Гурьев. После ремонта на базе в Москве с 22 ноября 1942 года до середины января 1943 года колонна водила поезда по кольцевому маршруту Поворино-Арчеда-Иловля–Петров Вал-Балашов-Поворино. С января по март 1943 года обслуживала Воронежский фронт на линии Воронеж-Лиски-Валуйки-Купянск и на участке Лиски-Россошь.

За время Сталинградской битвы из более 500 действовавших там паровозов в составе 18 колонн ОРКП, снарядами и авиабомбами было уничтожено и повреждено 183 паровоза и 149 турных вагонов. Из 30 паровозов ОРКП-11, сформированной на РУЖД и участвовавшей в Сталинградской битве, было уничтожено 5 паровозов серии Э и 4 вагона, погибло 2 и ранено 9 членов паровозных бригад. Потери личного состава в отдельных колоннах доходили до 20 процентов. И это в условиях, когда водимые ими эшелоны часто имели прикрытие зенитным огнём.

(Продолжение следует).

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.