Menu
  • sto-vakansiya.png
Пред След
A+ A A-

Продолжение рассказа бывшего жителя Гайворона «Дорога в Аткарск»

  • Автор: Евгений Петров

Продолжение рассказа бывшего жителя Гайворона «Дорога в Аткарск»В 1948 году состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором был принят «Сталинский план преобразования природы» с девизом «Победим засуху!». Как тогда утверждали, это был великий план преобразования природы в засушливом Поволжье.

Начало рассказа, написанного Евгением Петровым в 2010 году, читайте здесь. Подготовил его сотрудник Аткарского краеведческого музея Владимир Рыжов.

Была поставлена великая задача – создание зоны устойчивого земледелия. Необходимо было организовать зону, не знающую засух, такую как Калужская, Брянская, Владимирская, Тульская, Ярославская, Новгородская области.

Этим планом предусматривалось:

- создание ветрозащитных лесонасаждений, которые должны были пройти по обоим берегам Волги от Астрахани до Саратова в две полосы шириной по 100 м и протяженностью 900 км по водоразделу рек Хопер и Медведица;

- создание полезащитных лесонасаждений на полях колхозов и совхозов, примыкающих к этой зоне на площади 5900 тыс. гектаров.

Аткарский район входил в «засушливую зону неустойчивой урожайности». Предполагалось, что лесные полосы создадут дополнительную шероховатость поверхностного ландшафта, уменьшат скорость ветра, будут способствовать снегозадержанию и увеличению запасов снега, уменьшат пиковые сбросы талых вод в реки. Весеннее половодье будет растянутым, увеличится впитываемость талых вод в землю, уменьшится эрозия почв. Под этот план попал Аткарский и Дурасовский районы. Были выделены значительные материальные средства. Началась широкая кампания по претворению плана в жизнь: разнарядки, решения районных властей, агитация, подключение совхозов и колхозов, задания МТС на вспашку полос, привлечение школьников к посадкам.

Ветрозащитные полосы предполагалось расположить поперек горячих юго-восточных ветров-суховеев. Хорошо, что еще догадались создать полезащитные полосы вдоль основных внутрирайонных дорог. Так, были высажены полосы вдоль всей дороги от Аткарска до Елизаветино и частично от Елизаветино до Гайворона.

В 1949 году нас, школьников, привлекали к посадкам деревьев вдоль дороги на Вяжлю, начиная от Гайворона и до конца колхозных земель. Привезли однолетние саженцы американского клена и тополя. Саженцы размером с карандаш и стебель в два раза тоньше карандаша. Сразу было понятно, что они не будут жизнеспособными. Но сажаем. Обсадили всю вяжлинскую дорогу, а результата не получилось. Не было надлежащего ухода, полива и защиты. Видимо, когда-то запустили овец. Результат – ни одного дерева вдоль дороги не выросло. А вот другие полевые полосы в районе «Кучан» выросли, сохранились и сегодня радуют глаза и выполняют свои функции.

В 1953 год со смертью Сталина план был приостановлен, финансирование его прекратилось. Но результат остался. Разрослись вдоль дороги хорошие лесополосы. В шестидесятых годах саму дорогу спрофилировали, сделали насыпи в низинах, соорудили водопропускные трубы, в дорожное полотно положили песок и щебень. Затем заасфальтировали. Получилась приличная внутрирайонная дорога 4-го класса.

Зацвели вдоль дороги рябины, липы, груши-дички, клен. Они давали тень и прохладу, а также место отдыха для путника. В буйной лесополосе всегда холодок, здесь потягивает грибной прелью, горьковатым корневым настоем. Здесь летом пешеходу предоставлен кратковременный отдых, а птицам – убежище. Одновременно в зимнюю пору посадки защищают дорогу от снежных заносов. Проезд по дороге перестал зависеть от погодных условий.

Спешу домой издалека,
Вокруг лежат поля родные.
Прими, деревня, старика,
Согрей, как в годы молодые.

Я видел, кажется, весь свет
И мог бы дом построить где-то,
Для сердца только в мире нет
Земли другой, роднее этой.

Через Белгазу построили хороший железобетонный мост на сваях с пролетными строениями выше уровня максимального подъема воды в раздополье. Подняли земляную предмостную дамбу. Теперь мост работает круглогодично, без перерывов на весеннее половодье.

Но случилась беда. Русскую деревню постигло разорение. Народ стал покидать деревню, уходя теперь по хорошей дороге в города. И по этой же дороге поехали разобранные деревенские дома в город. Четыре деревни – Гайворон, Ежовка, Воеводчина и Рудня, которые обслуживали эта дорога, умерли. Земля и дорога оказались ненужными бывшему сельскому хлеборобу. Не надо никуда ехать, что-то производить, что-то продавать.

Объясняя низкое качество наших дорог всех классов, дорожники ссылаются на плохой климат в России. Но такое объяснение не выдерживает критики. При пересечении границы с Финляндией качество дорог вырастает на порядок, хотя климат там такой же и даже несколько хуже.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.