Menu
Пред След
A+ A A-

Леса и деревья Аткарского края: редкие осокори в Гайвороне

  • Автор: Евгений Петров

Леса и деревья Аткарского края: редкие осокори в ГайворонеВ Аткарске в начале XX века был организован знаменитый питомник-дендрарий по выращиванию акклиматизированных саженцев различных деревьев, кустарников и цветов в зоне засушливого земледелия.

Начало рассказа о лесах Аткарского края можно прочитать здесь.

Здесь выращивают голубую ель, амурский бархат, вавилонскую иву, крупноплодную черемуху и др. В свое время питомник обрел заслуженную всесоюзную славу. Саженцы красивейших роз из аткарского питомника украшали цветники ВДНХ в Москве. Потомок гайворонского рода Н. Г. Ищенко написал стихи для песни «Аткарские розы», которая очень нравится жителям города.

До 1935 года все наши леса входили в областной фонд. Этот фонд разделили по уездам и волостям. Местные леса стали источником тепла и строительного леса. Был план деревозаготовок на топливо для общественных нужд: для школ, больниц, сельсоветов, детсадов, магазинов, почты, молокозаводов. Когда были созданы колхозы, то им из общего лесного фонда выделялись лесные площади для хозяйственных нужд. Никогда ранее лес не испытывал такого безжалостного к нему отношения. В колхозном лесу все захламлено, непомерно высокие пни от срубленных деревьев. Их резали, как попало, без какой-либо системы. Никто не заботился о новых лесопосадках. Молодняк не прореживался, остатки не сжигались, опушки не опахивались. Отношение к лесу было потребительское, без вкладывания средств на его содержание.

Вот почему в 1935 году все леса были выведены из всех фондов и стали государственными. Было создано Аткарское лесничество, и все леса получили своего хозяина – лесника. Был такой хозяин и у описываемых здесь лесов. Он проживал в деревне Воеводчина и находился на государственной службе. Постепенно положение стало выправляться. Прекратились порубки. Стали опахивать контуры леса, не допуская лесных пожаров, проводились незначительные посадки молодняка. В хозяйстве у лесника была служебная лошадь, которую он мог использовать как для упряжи, так и для верховой езды как объездчик.

А в современной России, по сравнению с СССР, штат лесной охраны сократили в 7 раз. Результат – лес опять остался без рачительного хозяина. Но чтобы дерево вызрело до технической спелости, ему нужно расти 70 лет.

Хвойные леса России называют «красным лесом». Стройные, высокие стволы и ветви сосен обрастают смолистыми иглами, которые падают на землю, не поддаются гниению и мешают росту трав и кустарников. Поэтому сосновый лес более-менее чистый.

Лиственный лес называют «чернолесьем» или «черным». Опадая, листья создают питательную среду для других растений. Академик В. Кашин писал: «Россия располагает лесным национальным богатством, в 10 раз превышающим мировой ВВП, это самый лакомый кусок геополитической карты мира. Это 25% всех лесных запасов мира. Нельзя допускать иностранный капитал к скупке российского леса на корню и без переработки».

Главной бедой наших лесов является засилье перестойных лиственных пород, выработавших свой биологический ресурс. Они уже не столько выделяют кислород в атмосферу, сколько потребляют его, используя на дыхание, чтобы поддерживать свою борьбу со старостью, болезнями, грибами. Причина этому состоянию – отсутствие потребительского спроса на березовую древесину, усилившееся в связи с газификацией.

Красив лес во все времена года! Особенно красив осенний лес, где рыжие стволы елок с отлупившейся луковичной шелухой чередуются с желтыми осенними березами и красными осинами, подстилающими себе под ноги мохнатые коврики опавшей листвы. Осина – одна из самых красивых пород деревьев во все времена года. Меж тем, она имела и немалое хозяйственное значение. Из ее древесины делали различные домашние поделки – посуду, брошки, бусы, стаканы, ковши. Осиновой щепой крыли крыши церквей – красивей крыш не было! Из осины делали элементы сруба для колодцев и устанавливали в зоне воды и зоне колебания уровня воды. Эта древесина не влияла отрицательно на качество воды, в отличие от дуба, который применялся для венцов сруба выше – до самого верха. Осина обладала еще и лечебными свойствами, являлась питательным материалом для лесных жителей. Как только в лесу упадет осина, так сразу на нее набрасываются мыши, ежи, зайцы, кабаны и лоси, и это при том, что в летнее время у всех из них было достаточно прочих пищевых ресурсов.

Известный писатель и специалист по флоре и фауне В. Солоухин сообщал, что 25 лет ежедневно в лечебных целях употреблял настойку на осиновой коре. А некоторые мужчины по совету врачей, чтобы излечить свой недуг, принимают отвар коры осины. В лесу осину легко найти по горьковатому запаху коры, по лакированным, беспрерывно вздрагивающим даже в безветрии, листьям. Осина с наибольшими потерями выходила из зимы. Вся кора и нижние ветви чуть выше человеческого роста были обглоданы. Это расплодившиеся лоси зимой лакомились горькой корой и мелкими ветвями.

Одним из самых красивых деревьев является наша березка, чрезвычайно милая русскому сердцу. Самый известный во всем мире символ Руси – береза – чистое и солнечное дерево, приносящее счастье, свет и радость в каждый дом. Береза берет на себя многие болезни. Она, как и ольха, дает человеку поддержку его рода. Считается, что березе соответствует зодиакальный знак Рак и она транслирует его силу и энергию, поэтому береза подобна женщине. Русские люди название березы связывают с глаголом «беречь». Это объяснялось тем, что в старину считали березу даром богов, оберегающим человека.

В старину 11 мая на Максима-Березосока крестьяне собирали березовый сок. Им отпаивали больных, чистили кровь, выгоняли немочь из желудка, применяли для лечения мочевого пузыря и почек. Березовыми прутьями крестьяне весной стегали коров: «Как береза дает сладкий сок, так и коровы станут давать вкусное молоко». Беременные женщины перед родами просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым.

Береза распространена по миру. Но именно на Руси она стала особым символом, дающим русскому человеку силу, здоровье и вселяющим в его сердце нежную любовь к Родине.

Ранней весной казалось, что в нашем Березняке смуглые девушки-березки в желтых расписных сарафанах и белых чулках ведут хоровод на зеленеющем ковре поляны.

Одним из самых доступных и близких для гайворонцев деревом была верба. Она росла везде: вдоль реки сплошные гряды верб, в лугах, на задах огородов и в самой деревне в низких местах.  Особенно большой была строчка верб вдоль главной улицы у сельсовета и правления колхоза. Много было верб в улице и на «Кучанах».

Верба считалась священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Верба также символизировала быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие. Веточки вербы сулили добро и счастье. Считали, что верба – защитница в хозяйстве: брошенная против ветра – прогоняет бурю, брошенная в огонь – усмиряет его, во время грозы освященную вербу вынимали из-за божницы и ставили на подоконник, верили, что это спасет от попадания молнии. Рвали веточки вербы весной, в период появления на ней белых пушистых почек и приносили их домой, ставили в воду, украшая жилища.

Хотелось бы рассказать о самом неожиданном дереве в нашей деревне. Это осокорь! Ни в одной деревне, окружающей Гайворон на 15-20 км, не было такого дерева. Оно, по местным понятиям, было гигантом. Два таких исполина росли в деревне: одно – в середине деревни, у колодца, рядом с бывшей усадьбой Г. Ищенко, второе – в западном конце деревни, рядом с бывшей усадьбой М. Нагула. Вокруг них росли деревья помельче.

Это дерево имеет ровный, красивый, высокий ствол значительной толщины внизу. Кора у него белесо-светло-зеленоватая, с большими гладкими пролысинами. На первой трети высоты снизу нет веток. Взобраться по скользкой коре на такое дерево было очень затруднительно. Верхняя часть густо обветвлена и симметрично сформирована. Это листопадное дерево. Крона широкая и ветвистая. В народе считают, что это дерево родственно тополю серебристому.

Вокруг главного ствола подрастали подобные деревца. Издали, с горы между лесами «Липняк» и «Березняк», в деревне были видны две выделяющиеся куртины больших деревьев. Односельчанам они нравились. Они действительно украшали улицу и были хорошим ориентирами. Высота их была не менее 30-35 м. Это были огромные насосы, которые осушали лощины, куда скатывались весенние воды с полей.

Как ни трудно было с дровами во время войны, жители пожалели красавцев. Сожгли на отопление риги, амбары, заборы, но деревья не тронули. К сожалению, когда умерла деревня Гайворон, были вырублены злыми людьми почти вековые красавцы-осокори. Предание гласит, что саженцы осокорей привезли с собой переселенцы с Украины, как и саженцы других плодовых деревьев.

С давних времен дуб у славян считался священным деревом. Существовала вера в его целительную силу, в то, что от веток исходит благословение. Он символизирует твердость, мощь, мужскую силу. Дуб – одно из самых энергетически сильных деревьев. Считается, что он связан со знаком Стрельца. Эта порода с твердой древесиной прекрасно подходит для многих хозяйственных нужд. Она почти не подвержена гниению, при столярной обработке имеет прекрасную фактуру поверхности, имеет одну из самых ценных древесин.

Чем старше становишься, тем чаще вспоминаешь свое детство и юность. И какая-то неведомая сила тянет тебя туда, где, казалось, жизнь будет вечной и ничего никогда не случится, и не кончится, а мы всегда будем молодыми и беспечными.

Низко кланяюсь своей малой родине и деревне, которой уже нет и которая осталась только в памяти.

Материал подготовлен научным сотрудником Аткарского краеведческого музея Владимиром Рыжовым.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.