Menu
  • sto-vakansiya.png
Пред След
A+ A A-

История Аткарска театрального в фотографиях и воспоминаниях

  • Автор: Юлия Владимировна Пегушева

Театральная постановка в Аткарске«Любите ли вы театр? Любите ли вы театр так, как люблю его я?» – под этими словами В. Белинского я подписалась бы, не раздумывая. Ощущение, что театр жил во мне всегда.

Откуда это? Что-то передалось от предков, но главное – это из детства. Любовь к книге, к слову, присущи моей семье. В памяти живы наши вечера с чтением вслух литературных новинок, напечатанных в роман-газете, или редкой книги. Читали по очереди. Читать надо было четко, выразительно. Диалоги желательно в лицах. Чтение вслух осталось на всю жизнь. Когда папа ослеп, мама ему читала вслух…

Приезжая с совещания из Москвы или с семинара из Саратова, мама обязательно привозила программки спектаклей, которые она видела. Рассказы о спектаклях я слушала, как сказку.

Нередко в письмах актрисы Веры Яковлевны Романцевой содержались рассказы о спектаклях, а в конверты вложены фотографии: баба Вера и дядя Коля (Н. В. Дубинский, ее муж), в ролях, вырезки из газет, программки спектаклей. Это были хранимые в семье реликвии.

А домашние спектакли, которые ставились в доме моих прадедов-Романцевых? Рассказы о них проникали в душу, развивали воображение. Режиссером-постановщиком и ведущей актрисой была, конечно, В. Я. Романцева. Не обходилось и без казусов. При подготовке к спектаклю потребовался диван, которого не было. В отсутствии родителей сестры Вера и Лидия (Л. Я. Юханова) составили два кресла, отпилив по одному подлокотнику. Накрыли пледом – диван готов! От родителей затейницы получили нагоняй. Особенно досталось младшей, Вере. Стояла она у окна, спрятавшись за занавеской, и рисовала на запотевшем стекле вензели. Слезы капали на подоконник, а племянница Лялька (О. И. Пегушева), обняв тетку за колени, утешала, как могла.

В XIX веке домашние театры не были редкостью. В семье папы (В. И. Пегушева) его разносторонне одаренный старший брат Борис (был репрессирован, погиб) тоже ставил спектакли по пьесам А. Островского, и шестилетнему Вовке довелось играть купца в сапогах не по размеру.

О существовании в Аткарске драматического театра я слышала с детства. Переименованный в колхозно-совхозный и переведенный на хозрасчет, он, конечно, не смог выжить. Но пока существовал, являлся очагом культуры, поскольку ни Дома культуры, ни клуба в городе не было. В театре не только шли репертуарные спектакли, но и проводились массовые мероприятия, в том числе ежегодно проводился новогодний бал-маскарад. И вход был только в костюмах. Мама (О. И. Пегушева) часто получала призы за придуманные и сшитые тетей Лидой (Л. Я. Юхановой) костюмы. Однажды на атеистическом вечере в театре у мамы был костюм черта. Черная трикотажная маска с рожками долго хранилась у нас в сундуке с другими костюмами. В театре был прекрасный баянист, игравший для зрителей во время антракта.

Когда театр закрылся, в школах активно стала развиваться самодеятельность. Не только песни, танцы, декламация, но и отрывки из пьес были в программах концертов. В послевоенные годы, когда в городе открылся Дом культуры, на проводимых смотрах художественной самодеятельности школы показывали целые концертные программы. В школе № 8, где я училась, руководитель драмкружка К. И. Федорова (завуч, математик), подготовила (на моей памяти) два спектакля: «Сережка с Малой Бронной» (автора не помню) и «Юность отцов» по пьесе Б. Горбатова. В последнем я играла Наташу Логинову, главную героиню спектакля. Кстати, в этой роли мама блистала на сцене Дома культуры.

Школа № 10 однажды представила замечательный спектакль-оперу в постановке В. И. Любавина. Школа-интернат всегда блистала не только великолепными музыкальными номерами (вокальная группа, струнный оркестр), но и кукольными спектаклями.

Я не знаю, кто был первым руководителем театрального коллектива в Доме культуры, и когда он был организован. Но мне было не более пяти лет, когда в спектакле «Ветер на Иртыше» участвовала моя большая кукла Наташа. Завернутая в одеяльце, она изображала грудного ребенка, а я очень этим гордилась. В это время коллективом руководил Георгий Федорович Шакута, инженер-железнодорожник, он жил и работал в п. Татищево. Человек трагической судьбы, немного не от мира сего, он был очень одаренным режиссером. Платили ему сущие копейки, но для него не это было главным. Все свободное время он отдавал своему театру, часто ночевал за кулисами. А какие были спектакли! Из того, что видела, хорошо помню «Дядю Ваню» А. П. Чехова, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, «Иркутскую историю» А. Арбузова. Был подготовлен к выпуску «Маскарад» М. Ю. Лермонтова и начались репетиции «Барабанщицы» (автора не помню). «Маскарад» так и не был выпущен.

Мама начала заниматься в театральном коллективе, работая заведующей районной библиотекой, а потом заведующей отделом культуры. В 1965 году ее избрали заместителем председателя исполкома (она была депутатом). Играть в спектакле ей запретили, сочтя это несолидным. Папа в этом спектакле играл князя Звездича. Спектакль «Барабанщица» вышел позже в другом составе. Нилу Снижко сыграла Л. Савченко (Л. А. Ишкова).

За время существования театрального коллектива в нашей «кают-компании» – кухне, ежевечерне обсуждались не только события прожитого дня, но и театральные репетиции, творческие планы, задумки. Как музыка звучали специфические театральные термины: мизансцена, реквизит, суфлер, рампа, бутафория, кулисы, задник, софит, авансцена, декорации.

В спектаклях играли и рабочие, и служащие, люди разных профессий, с образованием и без. Находились желающие «исполнять роль» рабочих сцены, озвучивать спектакли, изображая шум ветра, выстрел за сценой. Среди актеров были П. Г. Макеев (художественный руководитель клуба железнодорожников, по образованию кинооператор), М. А. Тимофеев (зав. клубом железнодорожников), библиотекари А. С. Носова и Т. Кулемина (Мохан), Л. Д. Емелина (директор Дома пионеров), М. П. Воробьева, В. Огородников (машинист), В. С. Орлов (работник железной дороги), В. А. Орлова (инструктор спортобщества), В. И. Пегушев (учитель), А. И. Герасимов (агроном управления сельским хозяйством), М. И. Хаймович (директор парка) и другие.

Спектакли показывались не один раз на сцене Дома культуры, потом выезжали в села. Зрители стремились попасть на премьеру, на всех приглашений не хватало. Одна мамина знакомая, пожилая женщина, на всю жизнь на нее обиделась за то, что пригласительный билет получила лишь на второй спектакль. Зал всегда был забит до отказа.

Зрители олицетворяли исполнителей с их героями. Однажды, находясь в командировке в селе, О. И. Пегушева начала разнимать на улице драчунов. Увидев, кто перед ними, опознали в ней героиню спектакля «Иркутская история» и обратились как к третейскому судье: «Валька, рассуди нас!». Вот она, великая сила искусства в действии. Эта история рассказана в очерке Е. Анатольева «Валька», опубликованном в журнале «Культурно-просветительская работа» (№ 4 за 1964 год).

Интерес к театру наблюдался и у жителей сел. Так в клубе села Большая Екатериновка поставили все известные пьесы А. Островского – все, что были в библиотеке. Причем, выпускали по спектаклю в месяц.

Мама, О. И. Пегушева, была ведущей актрисой коллектива. Она исполнила Елену Андреевну в «Дяде Ване», Анисью во «Власти тьмы», Вальку в «Иркутской истории». В «Маскараде» она должна была играть Нину. Но сыграла эту роль лишь на репетициях.

В юности мама мечтала о театральной карьере. Но после школы родители, зная не понаслышке (своя актриса в семье – В. Я. Романцева) о тяжелом актерском хлебе, отговорили дочь от поступления в театральное училище. Окончив учительский институт, Ольга Ивановна ушла на фронт. В 1945 году получила вызов в ГИТИС (он был еще в эвакуации в Ташкенте). Мама рассказывала, что получила вызов в институт и была принята без экзаменов, как фронтовик. О ее способностях, вероятно, поведала В. Я. Романцева, которая в то время играла в Ташкентском русском драматическом театре.

Благодаря этому вызову, она демобилизовалась в августе. Но когда дома сказала о своих планах, мать упала на колени – «Не уезжай!». Четыре военных года родители не знали, живы ли останутся дочь и сын, Ольга и Николай, защитники Родины. Так и не сбылись мамины мечты об актерской карьере.

Мы не раз говорили с мамой о несбывшемся и не сложившемся. А я думаю, что мама исполнила на сцене прекрасные и интересные роли. И всю свою жизнь была на главных ролях и каждая прожита талантливо и без фальши.

В самом начале 80-х годов прошлого века в Аткарск на гастроли приезжал Саратовский ТЮЗ, последний раз. Во время беседы мой педагог, актер ТЮЗа А. Я. Соловьев заметил: «В Аткарск актеры едут неохотно. Не театральный город…». Эти слова неприятно меня задели. Но в их правоте я убедилась, когда смотрела спектакль при неполном зале. Что произошло со зрителем за 15 лет, прошедших после развала драматического коллектива в нашем городе? На эту тему можно рассуждать, но не вижу смысла. Ничего нельзя вернуть. Но это было…

Аткарск, январь 2019 года. Фото предоставлено Аткарским краеведческим музеем, публикацию подготовил старший научный сотрудник Владимир Рыжов

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.