Menu
Пред След
A+ A A-

Владимир Рыжов: легенды и были станции Аткарск. Часть 2

  • Автор: Владимир Рыжов

Владимир Рыжов: легенды и были станции Аткарск. Часть 2Продолжение рассказа Владимира Рыжова о легендах, мифах и былях станции Аткарск.

Напомним, ознакомиться с первой частью рассказа можно здесь.

Шлаковая гора

Паровозы, которые более 90 лет прослужили на нашей станции, требовали периодической чистки топки. Первые лет тридцать паровозы работали на мазуте. Особых проблем при этом для чистки не было. Переход на отопление углём, да и дровами, сопровождался образованием большого количества золы и шлака в паровозной топке. Это требовало её регулярной чистки. Для чего отвели тупик в западной части станции (возле нынешнего Московского путепровода). В те далёкие годы переезд через пути был на месте нынешнего перекидного пешеходного моста. Паровоз становился на чистку, машинист поддавал пар, которым выдували золу и шлак из зольника. Это было впечатляющее зрелище, когда метров на десять в стороны летели пар, зола, шлак и несгоревшие куски угля. За несколько десятилетий на этом месте образовалась целая гора из шлака, на верху которой в тупике величаво останавливались паровозы. В годы войны, да и позже, сюда шли бедные горожане с вёдрами в ожидании паровоза и возможности подобрать плохо сгоревшие кусочки угля. Ими топили печи. Шлак использовали при строительстве домов, так как он имел свойства цемента. Таких шлаколитых домов в Аткарске построили довольно много. Правда, простояли они недолго, ибо стены из него быстро разрушались. Сейчас лишь здание Пенсионного фонда ещё стоит.

После перехода на тепловозную тягу гора шлака долго оставалась памятником паровозной эпохе. Потом она стала основой для строительства в 1980 году путепровода над железной дорогой, а на самой макушке в 1999 году поставили паровоз-памятник. Московский переезд закрыли.

Ледяная гора

Эту гору помнят только старожилы. Находилась она около нынешнего пешеходного моста со стороны 10-й школы, чуть ближе к Саратовскому переезду. Начала образовываться в 1930 году с открытием льдопункта. Льдом заправляли изотермические вагоны (вагоны-холодильники) для перевозки скоропортящихся грузов. Этими грузами обычно была свежая рыба, которую везли из Астрахани. В 1950-1960-е годы льдом заправляли ещё изотермические цистерны с молоком Аткарского молокозавода. Заготавливали лёд зимой на Аткаре. Начальником льдопункта после войны был Андреев Алексей Александрович, десантник, награждён орденом Красной Звезды. Бригада из 3-4 рабочих приходила в разгар зимы на речку и прямо в черте города вырубала большие глыбы голубоватого льда, грузила его в машину и отвозила на льдопункт. Лёд укладывали рядами, сверху укрывали опилками и соломой. Первоначально мощность льдопункта была 1200 тонн. С конца 1960-х годов лёд стали намораживать водопроводной водой и довели мощность до 13 тысяч тонн. Такая масса льда к радости окрестных ребятишек образовывала большую гору. Её плоская вершина возвышалась метров на семь-восемь, была шириной около 15 и длиной более 100 метров. На ней зимой ребята играли в хоккей, а летом в жару приходили за куском льда чтобы полизать.

С массовым появлением вагонов-рефрижераторов надобность в льдопункте отпала, а следы его ещё видны с пешеходного моста.

Ленинские горы в Аткарске

Старожилы помнят, что и у нас были свои Ленинские горы. Популярны они были в послевоенное время, когда появилась песня с таким названием. Так называли пивной ларёк с закусочной, который стоял на высоком пригорке у входа в нынешнее здание участка связи РЦСУ (дом связи). К заветному ларьку вели крутые ступени, по которым можно было подняться лишь в трезвом виде. Место это было весьма популярно у паровозников и работников станции. Пиво в бочках привозили из Баланды и наливали в толстые пивные кружки с небольшой ручкой. При отсутствии воблы, на край кружки мужики насыпали крупную соль и смаковали напиток, который в те годы ещё готовили по дореволюционным технологиям из ячменя.

Автомат для гвоздей

После войны в городе начался строительный бум – вернувшиеся фронтовики стали обустраивать мирную жизнь. Летом 1948 года одновременно строилось 70 домов. Стройматериалов катастрофически не хватало – в магазинах не было даже гвоздей. Отец с трудом достал где-то ведро гвоздей, что было большой удачей. А потом всю жизнь, помня этот послевоенный дефицит, любил забивать гвозди. И вот умельцы из паровозного депо смастерили автомат, который из обычной проволоки со скоростью швейной машинки (а размером он и был как раз с неё) выдавал гвозди. Районные партийные боссы задумались даже о серийном выпуске этого чудо-гвоздодела-автомата, но магическое в те годы слово «фонды на проволоку» остановило затею – стране не хватало металла на восстановление народного хозяйства и создание ракетно-ядерного щита.

Поворот железной дороги

Вольская ветка железной дороги после 7-го километра резко сворачивает вправо на северо-восток. Местный краевед А. И. Герасимов считал, что причина – «проделки наших предков». Первоначально эта ветка должна была идти от Аткарска на север и пройти рядом с сёлами Даниловка, Медведевка, Большая Екатериновка и Шлёпин Умёт. Но большеекатериновские мужики, узнав, что дорога пройдёт по их землям, встревожились – если дорогу построят, то железный конь огнём спалит всю округу, испоганит их землю. На сходке решили не допустить этого. Нашли землеустроителя, геодезистов, напоили их, дали взятку и добились, что они проложат маршрут в стороне. Так жителей этих сёл предки лишили удобного транспорта, а Большая Екатериновка и Умёт до сих пор из-за плохой дороги считаются «медвежьим углом» нашего района.

Железнодорожный чайник

На станции Аткарск у осмотрщиков вагонов в дежурном помещении был огромный чайник литров на 7–8. На его боку была выбита надпись «ст. Аткарск 1870 годъ». Чайник был гордостью осмотрщиков, но иногда использовался по иному назначению. Через станцию бывало проходили вагоны с вином с Кавказа. Эти-то вагоны осматривали с усердным вниманием и всегда находили ту или иную неисправность – то с буксами что-то не то, то бандаж с колеса начал сходить. А это означало, что вагон надо будет отцепить и отогнать в ремонт, а вино перегружать в другой вагон. Тут-то и начинался торг, который обычно кончался тем, что проводник вагона наполнял вином замечательный чайник, а осмотрщики заявляли, что они «молоточками подбили бандаж и до Москвы теперь доедет».

Однажды осмотрщики увидели цистерну с молоком, которую поставили на льдопункт под заправку льдом. Открыли люк, а там по верху молока уже сметана сбилась. Послали самого молодого с легендарным чайником зачерпнуть сметанки. Только молодой осмотрщик черпнул полный чайник, как тут дорожный мастер идёт. Пришлось ему чайник на дно цистерны отпустить. Пришёл в дежурку, рассказал, но старые осмотрщики никаких объяснений не приняли – чайник найдут, а он единственный на всей Рязано-Уральской дороге, да и надпись на нём выбита, будет скандал. Отрядили виновнику двух помощников достать легендарный чайник. Они раздели молодого до гола и по команде «пошёл» опустили в цистерну. И надо же, когда из цистерны он вынырнул с чайником, опять появился мастер. Был суд. Виновникам присудили заплатить за 15 тонн испорченного молока.

Как вагоны с арбузами «разгружали»

Бывалые железнодорожники ждали наступления августа-месяца. В это время в поездах, шедших из Астрахани в Москву, встречались двухосные вагоны с арбузами. Приметой их были деревянные решётки на окнах. На станции Красавка ребята постарше их поджидали и во время краткой стоянки успевали залезть в окно и выбросить напарникам с десяток полосатых ягод. Потом шли с трофеями на Медведицу купаться. Милиция изредка устраивала на станции засады.

Ртищевские железнодорожники поступали иначе. Там поезда проверяли осмотрщики вагонов с молоточками и регулярно находили, что тот или иной вагон с арбузами «больной» и его надо отцепить и отогнать в ремонт. А так как арбузы груз скоропортящийся, то их выгружали и отправляли в ОРСовский магазин к радости железнодорожников, и не только. Вагона арбузов народу хватало на день-два.

Читайте также интересные новости:

Яндекс.Реклама

Реклама от google

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Телефон 8(84552) 31-900. Главный редактор – Валентина Сенькова При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев читателей.