Menu
Пред След
A+ A A-

Владимир Рыжов: легенды и были станции Аткарск. Часть 3

  • Автор: Владимир Рыжов

Владимир Рыжов: легенды и были станции Аткарск. Часть 3Публикуем третью часть рассказа Владимира Рыжова о легендах, мифах и былях станции Аткарск.

Напомним, со второй частью рассказа можно ознакомиться здесь.

Как зайцев на тормозах возили

В те далекие времена, когда на вагонах не было пневматических тормозов, в состав поездных бригад входили два кондуктора и несколько тормозильщиков. Проезд посторонних лиц на тормозных площадках грузовых поездов строго запрещался, но «зайцев» всегда хватало – где самовольно сядут, где попросятся у хвостовых кондукторов. Но среди этих кондукторов встречались большие шутники. В те времена народ был не шибко грамотный в железнодорожных каверзах и часто поддавался на такой розыгрыш. Подъезжает товарняк к Ртищеву и когда по свистку главного кондуктора должен начинать тормозить, то кондуктор хватался за большое колесо рычажного ручного тормоза и сообщал, что расписание поменялось и сейчас начнёт поворачивать поезд на Беково. А «зайцам» нужно на Ртищево. Начинаются уговоры и торг, за некоторую мзду кондуктор соглашается, что исключительно из сочувствия к таким хорошим людям идёт на нарушение, и не будет сворачивать на Беково.

Как машинист Капустин синематограф открывал

Машинисты при царе зарабатывали хорошо. Так хорошо, что один из них, обермашинист (старший машинист) И. Капустин, энергичный и способный человек, организовал строительство первого в нашем городе синематографа, по-нынешнему кинематографа, «Радий». Он оригинальным образом организовал сбор средств – выпустил за плату своеобразные акции, владельцы которых получили места в зрительном зале на посещение определённого числа сеансов, пропорционального числу купленных акций.

Синематограф открыли в 1904 году. Для освещения зала и привода кинопроектора использовался небольшой электрогенератор. Рекламировал кинофильмы ослик, по бокам которого размещали щиты с красочными афишами демонстрируемых фильмов. Мальчик водил этого ослика по всему городу – успех синематографа был необычайный. Сеансы немых кинофильмов сопровождались игрой на пианино.

После революции 1917 года Капустин добровольно отдал свой синематограф Советской власти и уехал в Москву. В здании синематографа вскоре открыли Клуб железнодорожников. Ныне там размещается сетевой магазин «Магнит».

Лошадиная фамилия

В годы войны начальником пожарного поезда на станции был некто Жеребцов, мужик крутого нрава и высокого о себе мнения – Ленина видел. Раз во время его дежурства под пожарный поезд подали паровоз и машинист докладывает: «Товарищ Жеребцов, машинист Кобылин прибыл под ваше распоряжение».

Приняв рапорт, Жеребцов звонит в отделение дороги – вы эти шутки прекратите, я так это дело не оставлю, буду жаловаться. Пришлось вежливо объяснять, что действительно фамилия машиниста Кобылин.

Необычная фамилия

В дистанции пути ПЧ-14 в техотделе работала женщина по фамилии Ку-Ку. Однажды в отдел звонят из управления Приволжской дороги и просят начальника дистанции. Трубку поднимает эта женщина и называет свою фамилию – Ку-Ку. Областной начальник спрашивает, с кем он разговаривает. В ответ слышит – Ку-Ку. Пришел начальник дистанции, ему по телефону говорят, чтобы шутника, который говорил с управлением дороги, уволили. Пришлось объяснять, что фамилия женщины действительно Ку-Ку.

Такая же фамилия была и у одного молодого машиниста тепловоза. Однажды его поезд тормознули на станции Капеллы. Движение по Аткарску было напряжённое, поэтому стоял он долго. Заканчивалось его время работы по графику и он стал запрашивать у дежурного по станции разрешения проехать до Аткарска, а там поезд бросить. Тот звонит диспетчеру и докладывает, что поезд номер такой-то просит проследовать до Аткарска. Диспетчер спрашивает, кто машинист, дежурный отвечает – Ку-Ку и кладёт трубку. Диспетчер опять вызывает – кто машинист-то? В ответ – Ку-Ку. Диспетчер в сердцах кричит в трубку – ну и пусть там кукует.

Машинист этот потом долго проработал, стал ветераном труда.  

Как паровоз «на гумно заехал»

Старый машинист дядя Ваня Монаков, будучи на пенсии, с железной дороги не ушёл и работал истопником на станции Красавка. Любил молодёжи порассказать про разные случаи из практики машинистов паровозов. Ниже описан один такой случай, который он рассказал в 1985 году молодому дежурному по станции В. П. Маркелову.

«После войны я работал машинистом локомотивного депо Аткарск. Была снежная зима, я принял паровоз ближе к полуночи под грузовой поезд до станции Карабулак. Это однопутный спокойный участок от Аткарска до Сенной. Паровоз был не самый мощный, да и состав небольшого веса. Выехали из Аткарска, пурга началась, ничего не видно, кочегар в топку уголёк подкидывает, форсунки работают. Ну едем. Монотонность, в будке тепло, немного задремали. Прошло часа 1,5-2, рассвело и вижу перед глазами омёт сена! Сам себе не поверил, кричу помощнику – Гришка, мы с тобой на гумно приехали!

Оказалось, что застрял возок с сеном на переезде, лошадь распрягли и пошли в село за подмогой. А мы на этот возок и наехали. Так и толкали по рельсам неизвестно сколько времени».

Как паровоз боксовал

А вот ещё рассказ дяди Вани Монакова. В другой раз опять мы повели грузовой состав на Карабулак дождливой осенней ночью. Дежурный по станции дал отправление, и мы пошли малой скоростью. За Барановским переездом идёт небольшой подъём, темно, дождь моросит, машина монотонно работает. Ну мы и задремали, и не заметили, что паровоз стал боксовать, то есть колёса стали пробуксовывать, а паровоз стоять на месте. Сколько времени прошло, не помним.

А на станции Карабулак дежурный забил тревогу – поезд опаздывает. Звонит в Аткарск – почему нет поезда? Ему отвечают, что ушёл по расписанию. Звонят на станцию Чемизовка. Отвечают, что состав не проходил. Куда пропал? Может крушение? В те времена связи с поездами на перегонах не было. Пришлось послать в вдогонку маневровый паровоз, от гудка которого бригада проснулась. В те годы за боксование налагали большой штраф на бригаду, машинисту понижали класс, могли и уволить.

Как мужик «Стрелу» отправлял

Старожилы помнят, что «Стрелой» называли пригородный поезд Аткарск-Саратов за то, что он шёл три с половиной часа, тогда как ещё в 19 веке поезда до Саратова шли 2 часа 33 минуты. В описываемое время скорый поезд укладывался за полтора часа. В те далёкие времена, примерно до середины 1960-х годов движение на наших перегонах шло не очень напряжённо, было ещё много разъездов, блок-постов, охраняемых переездов, околотков, казарм и будок обходчиков. Эти путейцы часто и жили при своих околотках. Они успевали не только обслуживать путь и движение поездов, но и разводить огороды в полосе отчуждения, пасти телят и коз, косить сено не боясь выпить тяжёлые металлы с молоком своих коров, ибо этих металлов в те времена ещё не накопилось. Уже не очень работала и поговорка, что «по поездам можно часы сверять».

Случай этот произошёл летом 1964 года. Одному из авторов пришлось ехать «Стрелой» в Саратов на учёбу. Отправление поезда задерживалось. Прошло минуты 3-4, машинист уже давно выглядывал из своей будки. Один из провожающих мужиков не выдержал, снял фуражку и стал махать машинисту, показывая отправление. Тут выходит дежурный по станции с ручным диском. Видя такой непорядок, стал ругать мужика. Перепалка между ними продолжалась минуты три, пока дежурному не надоело и он дал диском отправление.

Читайте также интересные новости:

Яндекс.Реклама

Реклама от google

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Телефон 8(84552) 31-900. Главный редактор – Валентина Сенькова При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев читателей.