Menu
  • sto-vakansiya.png
Пред След
A+ A A-

Как актер Борис Андреев буфет купил. Легенды и были станции Аткарск

  • Автор: Владимир Рыжов

Актер Борис АндреевПродолжаем публикацию интереснейшего материала Владимира Рыжова о легендах и былях аткарских железнодорожников.

С предыдущей частью статьи можно ознакомиться здесь.

Как начальник станции друзей водкой угощал

В годы горбачёвского сухого закона с водкой в городе было худо. Продавали её в единственном магазине «Казанка» на пресечении улиц Горького и Революционной. К середине дня там собиралась толпа алчущих. Даже драки бывали. Открывали магазин после обеда. Во избежание эксцессов, дверь отворяли лишь после прибытия милицейского наряда. А вот в ресторане на вокзале водка была, но подавали её в розлив только посетителям. В те годы начальником станции был потомственный железнодорожник Н. Кабинет его находился на втором этаже вокзала. Друзей у него было много, и часто шли за вожделенным напитком. Заходит такой друг в кабинет, а тот у него спрашивает – ну что, выпить хочется? Деньги давай. Тут же спускался в ресторан, брал в буфете бутылку водки и пару пирожков. Возвращался, доставал стакан, открывал принесённую бутылку, наливал и на глазах изумлённого посетителя выпивал и закусывал пирожком. Тут же наливал стакан и посетителю. На его недоумённый вопрос отвечал – ты же сам сказал, что выпить хочется. Вот и выпили.

Как дежурный по станции свои именные часы обменял

Звали этого дежурного Смурыгин Андрей Васильевич, награждён в июле 1942 года орденом Ленина за скоростное формирование составов на нашей станции, а также орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Получил три редких знака – «Ударник Сталинского призыва», «Отличный движенец» и «Отличный паровозник». С началом войны и резким ростом перевозок, он, работая составителем поездов, освоил способ формирования составов на концах занятых боковых путей, что вдвое-втрое сокращало время формирования эшелонов на нашей станции.

Случай этот произошёл вскоре после окончания войны. Однажды к нему подошёл на вокзале прилично одетый гражданин, представился и попросил помочь ему уехать на Урал. В то время пассажирские поезда ходили редко, были переполнены, и нужно было иметь пропуск от органов на поездку. Дежурному по станции доверительно сообщил, что у него документы в порядке, но нет денег, и он опасается обращаться в милицию из-за своего происхождения и фамилии Буре. Андрей Васильевич ответил, что помочь деньгами не может, ибо у него самого семеро детей. Но все же смог оформить ему проездные документы и устроил на проходящий поезд. Садясь в вагон, необычный пассажир в знак благодарности протянул дежурному свои карманные часы «Павел Буре». В ответ Андрей Васильевич достал свои именные часы от начальника Рязано-Уральской дороги и попросил взять их, как бы в обмен.

Эти часы 1917 года выпуска Андрей Васильевич ещё долго носил, а после его неожиданной кончины они перешли к дочери Вере и внуку Сергею. Со временем часам пришлось заменить пружину, и они до сих пор в отличном состоянии показывают точное время. Если приложить их к уху, то получаешь несравненное удовольствие от перестуков механизма, сопровождаемого подобием лёгкого колокольного звона. На задней крышке выгравирован портрет Ленина и дата – «1943 год».

Как Борис Андреев железнодорожный буфет купил

Знаменитый киноактёр Народный Артист СССР Борис Андреев (на фото) отличался широтой натуры. Родился он в Аткарске и жил в небольшом домике в проулке возле базара. Домик этот сохранился в мало изменённом виде. Стоит на краю озера, что находится за зданием полиции. Его артистический талант проявился уже в пятилетнем возрасте. Однажды в их доме остановилась труппа заезжих артистов. Для одного из спектаклей им понадобился мальчик, который должен был в определённый момент выйти на сцену и что-то сказать. Маленький Борис так успешно справился с ролью, что после спектакля один из артистов взял его на руки и изрёк – из него вырастет великий артист!

Учился Борис в школе № 9, но в те годы в её двухэтажном кирпичном здании размещался госпиталь, поэтому заниматься приходилось в деревянном доме-пристройке к школе № 8. Затем семья переехала в Саратов, где он работал на заводе комбайнов и учился в театральном училище. Став всенародно любимым артистом, Борис Фёдорович Аткарск не забывал и изредка приезжал проведать родных. За фильм «Оптимистическая трагедия» артисты, игравшие главные роли, получили Ленинскую премию, а его обошли, ибо он играл отрицательного персонажа – вожака анархистов. Это была одна из его немногих великих трагических ролей.

Широкая натура и неординарные поступки Бориса Андреева стали легендой. Однажды в начале 1950-х годов он приехал в Аткарск и зашёл в вокзальный ресторан. У буфетчицы спросил – сколько стоит твой буфет? Вынул пачку денег и говорит – покупаю буфет. Угощай всех за мой счёт! По воспоминаниям, выпивки в буфете хватило на пару часов.

Как грузин поезд на Калининск искал

В начале 1960-х годов Баланду переименовали в Калининск, а станция ещё несколько лет продолжала носить старое название. Летом 1965 года автор возвращался поздно вечером из Саратова поездом «Саратов–Баланда». На перроне увидел грузина, который бегал и спрашивал – где поезд на Калининск? Ему говорят – вот же – стоит на первом пути. Тот подбегает к вагону и читает по слогам табличку «Саратов–Баланда» с ударением на втором слоге. Да мне же надо в Калининск! Ему – это он и есть. В вагоне грузин долго смеялся, всё повторяя с акцентом на разные лады понравившееся ему название БаландА–БалАнда.

Как тормозные колодки пассажирам в чемоданы подкладывали

Эта шутка была раньше очень распространена среди аткарчан при проводах родных или знакомых в Москву. Обычно скорый поезд Саратов–Москва в столицу провожало множество родственников и друзей. Накладывали много подарков, особенно со своих садов и огородов. В посадочной суете шутники незаметно в чемодан подкладывали что-нибудь тяжёленькое – полкирпича в газетке, подкладку под рельсы, пару костылей и т.п. Но самым изощрённым «гостинцем» была тормозная колодка. Таких использованных колодок много валялось по путям. Эта чугунная штучка могла потянуть килограмм на пять, а то и более. Провожающие быстро подсаживали пассажира в тамбур, а самые шустрые чемодан с «гостинцем» успевали занести в вагон и сунуть в рундук или на верхнюю полку. Каково же бывало удивление, когда в Москве распаковывали узлы и чемоданы. Некоторые оставляли колодки на память.

В наше время чугунные колодки по путям уже не валяются – всё сдали в металлолом, да и делают их теперь из пластика.

(Продолжение следует).

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.