Menu
Пред След
A+ A A-

История станции Аткарск: Годы перестройки и развала СССР

  • Автор: Владимир Рыжов

История станции Аткарск: Годы перестройки и развала СССРОбъявленный коммунистической партией страны весной 1985 года курс на перестройку нашего общества поначалу с энтузиазмом был встречен населением города и железнодорожниками.

Была и поддержана антиалкогольная кампания, хотя среди железнодорожников всегда с этим было строго. Митинговой демократией наши железнодорожники не страдали, но на площади Гагарина у трибуны народу порой собиралось немало. В условиях роста демократизации общественной жизни резко возросла преступность – с железной дороги стали воровать детали из цветного металла, вскрывать контейнеры и вагоны, тащить всё, что плохо лежит. На промывочный пункт в Красавке приходили вагоны с вырезанными досками полов и даже стенок, со снятыми дверьми. Электровозы на отстое приходилось охранять усиленными нарядами милиции и вохровцев.

В отдельные периоды начала 1990-х годов перевозки сокращались до такой степени, что придя на вокзал можно было видеть буквально насквозь пустую станцию. В 1994 году средний вес поездов составлял чуть более 2900 тонн при плановом показателе в 3093 тонны. Среднесуточный пробег локомотивов составлял 394,98 км при плане 389,2 км. Не хватало даже электролампочек для освещения пассажирских платформ и станции. Но и в этих условиях станционники работали и выполняли план. В 1993 году время стоянки транзитного вагона с переработкой составляло 10,9 часа при норме 12,0 часов. Простой местного вагона составлял 22,4 часа при нормативе 25,0 часов. Работа была организована по системе «единой смены», когда на дежурство в смену постоянно выходили одни и те же специалисты – это повышало ответственность и качество работы.

Нарастание кризисных явлений в начале 1990-х годов поставили предприятия узла на грань выживания. Они стали заниматься несвойственной им деятельностью, лишь бы добыть средства для выживания и выплаты зарплаты. В ШЧ-7 занимались телефонизацией квартир аткарчан и оказанием ритуальных услуг. Тем не менее, железнодорожники продолжали участвовать в долевом строительстве 75-квартирного дома на улице Чапаева и даже в строительстве городских очистных сооружений и канализации. В 1993 году предприятия Аткарского железнодорожного узла только налогами вносили в городской бюджет 40% от всех поступлений и оставались градообразующей отраслью. В те годы услугами станции Аткарск постоянно пользовались 31 организация, из них крупными являлись: нефтебаза, МЭЗ, РайПО, строительные и железнодорожные организации и 10 сельских хозяйств района. Объём перевозок снизился наполовину. В то время на станции работали 161 человек, их пришлось сократить до 140 и перевести на сокращённый рабочий день. Основными грузами были зерно, мука и подсолнечное масло. Однако железная дорога продолжала работать, во многом, по инерции и на советских запасах. Профессиональная честь железнодорожников и ответственность за перевозки держали дорогу в рабочем состоянии и не допускали забастовок.

В этих условиях в верхних эшелонах власти опять начал дебатироваться вопрос об акционировании железных дорог. Против таких намерений, которые были направлены на разрыв единства дорог и развал системы управления ими, выступили начальники дорог страны и большинство руководителей областей и краёв, а также руководство Генштаба. Попытка приватизации железной дороги была отбита примерно на 10 лет.

В 1994 году к радости жителей нашей Целины была введена остановка электрички около тяговой электроподстанции.

В середине 1990-х годов значительно снизились объёмы перевозок по нашей станции. Летом 1997 года на всех предприятиях узла большинство работников перевели на неполную рабочую неделю. Это коснулось даже ШЧ-7. Началась передача ведомственного жилого фонда на баланс города – документы оформляла Аткарская дистанции гражданских сооружений. 1997 год стал тяжёлым для предприятий узла. Трудности со снабжением материалами, запасными частями заставили изыскивать резервы, организовывать своими силами восстановление и изготовление деталей и узлов локомотивов, вагонов, стрелочных переводов. Локомотивное депо не выполнило план ремонта, убытки были больше ожидаемых. Даже последовавшее увеличение объёма перевозок не спасало положение, хотя локомотивные бригады были загружены работой сполна. ШЧ-7 продолжала удерживать позиции и не снижала качества обслуживания устройств СЦБ и связи, чем обеспечивало безопасность движения поездов, за что получила оценку «отлично». Дистанция была ограждена от реорганизации. Тем не менее, предприятия Аткарского железнодорожного узла обеспечивали 45% поступлений налогов в бюджет города.

В 2002 году силами волгоградской организации был построен новый бетонный пешеходный мост на месте старого «перекидного» железного моста, прослужившего около 70 лет. Однако качество строительства было таково, что через 2 года просели бетонные опоры со стороны вагонного депо, затем тоже произошло с опорами уже с другой стороны. Мост пришлось закрывать, а жителям добираться в обход.

К 2008 году положение на железных дорогах начало поправляться, но очередной мировой экономический кризис затормозил его. Затем начался процесс акционирования и образования ОАО «РЖД», нескончаемой череды реорганизаций и оптимизаций. При этом удивление людей старшего поколения вызывает то, что поезда ходят, грузы перевозят, комфорт пассажиров и их обслуживание стали куда выше.

И кажется, что причина этого не только в том, что появилась новая техника, вагоны, новые технологии, а в профессиональной ответственности и чести, мастерстве, сохранении традиций нашими железнодорожниками. Они, несмотря на малые зарплаты, потерю многими статуса железнодорожника, роста числа начальников и непонятных структур, продолжают держать марку работника путей сообщения и сохранять гордость за великую железнодорожную державу.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.