Menu
  • sto-vakansiya.png
Пред След
A+ A A-

Владимир Рыжов: Аткарские железнодорожные династии

  • Автор: Владимир Рыжов

Владимир Рыжов: Аткарские железнодорожные династииС постройкой железной дороги и паровозного депо работа на «чугунке» была не только хорошо оплачиваемой, но и становилась престижной.

С началом работы станции стали закладываться железнодорожные династии, прославившие в последствии наш город, – за отцом приходили сыновья, а потом и внуки. За 150 лет в любой аткарской семье кто-то работал или работает на железной дороге. Традиция идти работать на «железку» продолжается. Ниже приведены известные сведения о небольшой части аткарских династий железнодорожников.

Пожалуй, самой известной в Аткарске стала династия Никитиных. Её родоначальник Василий Степанович Никитин (1881-1942) проработал в Аткарской дистанции пути артельным старостой, по современному, дорожным мастером 37 лет. Его сын Николай Васильевич Никитин (1904-1972) начал трудиться с 16 лет ремонтным рабочим, затем списчиком вагонов, техником в товарной конторе. Активного работника заметили и назначили заместителем начальника станции Аткарск. После окончания в 1935 году высших курсов в Московском институте имени Сталина работал ревизором движения, секретарём узлового партийного комитета, первым секретарём Аткарского горкома ВКП(б). С 1955 года работал начальником станции Аткарск до ухода на пенсию в 1965 году. Награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, знаком «Почётному железнодорожнику» и медалями.

Внук, Владимир Николаевич Никитин, после окончания в 1960 году Саратовского монтажного техникума работал строителем в Саратове, в 1962 году перешёл в Аткарскую дистанцию зданий и сооружений строительным мастером. В 1974 году назначен начальником дистанции. Награждён знаком «Почётному железнодорожнику», в 1992 году присвоено звание «Заслуженный строитель Российской Федерации». Его жена Валентина Савельевна 23 года проработала электромонтёром в ШЧ-7.Внук Валерий Николаевич Никитин (1943 г.р.) начал работать учеником слесаря в Аткарском локомотивном депо. После окончания Ростовского института инженеров транспорта работал в Аткарском локомотивном депо бригадиром, инженером, заместителем начальника депо, главным инженером. Первым из аткарчан стал начальником Аткарского локомотивного депо. Затем переведён в Управление Приволжской дороги начальником службы локомотивного хозяйства, а потом заместителем начальника дороги по локомотивному хозяйству, заместителем начальника дороги по кадрам и социальным вопросам. Награждён знаком «Почётному железнодорожнику», именными часами министра МПС, присвоено звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации». Его жена Алевтина Николаевна окончила Аткарское железнодорожное училище, Ростовский библиотечный техникум и институт культуры, работала преподавателем в железнодорожном училище, нормировщиком в локомотивном депо, затем в Дорожном центре технической информации, в отделе кадров Управления дороги, начальником сектора архивов Приволжской дороги. Правнук Роман Валерьевич Никитин работал начальником Приволжской дирекции по организации питания пассажиров Приволжского филиала ОАО «ФПК». Общий трудовой стаж династии Никитиных более 250 лет. Её традиции продолжают правнуки и праправнуки родоначальника династии.

У династии Никитиных имеются и боковые ветви. Племянником Николая Васильевича Никитина был Анфиногенов Владимир Иванович, который тоже стал железнодорожником – в 1953 году окончил железнодорожный техникум. В те годы железная дорога ещё оставалась частично военизированной, поэтому ему было присвоено звание «техник-лейтенант тяги». Начал работать на паровозе, а потом освоил тепловоз. Однажды весной повёл на Карабулак поезд-развозку из двух вагонов – пассажирский и вагон с хлебом для разъездов. Перед станцией Подснежная увидел впереди размыв пути. Успел остановить поезд и вызвал путейцев. Приехал молодой дорожный мастер, осмотрел участок и выдал предписание – следовать со скоростью 5 км в час. Но Владимир Иванович категорически отказался, ибо видел впереди уширение пути. Вызвали старшего мастера, который оценив обстановку, согласился с невозможностью дальнейшего движения. За предотвращения схода поезда получил благодарность. Проработал в депо 35 лет. Удостоен знака «Почётному железнодорожнику». Его дочь, Зелепукина Елена Владимировна, тоже пошла на железную дорогу и 29 лет проработала в локомотивном депо техником-расшифровщиком скоростемерных лент.

Начало династии Перфиловых положил кузнец Пётр Фёдорович Перфилов – прадед бывшего начальника вокзала Анатолия Сергеевича Перфилова. У Анатолия Сергеевича брат Александр стал машинистом, отец работал мастером в депо и возглавлял музей. Дед Анатолий Петрович работал помощником машиниста паровоза и сварщиком в локомотивном депо, мать Ольга Эдуардовна работала билетным кассиром.

Маркелов Вячеслав Петрович, потомственный железнодорожник. Его дедушка Матвеев Кирей Матвеевич участвовал в строительстве саратовского железнодорожного моста через Волгу со стороны станции Анисовка. Затем все годы Великой Отечественной войны работал старшим стрелочником на 4-м посту станции Аткарск. В период Сталинградской и Курской битв работать приходилось круглые сутки, потому простудился, стал инвалидом второй группы. На пенсии занимался пчеловодством. Отец, Маркелов Пётр Иванович, в 1949 году в возрасте 17 лет начал работать слесарем в паровозном депо. Освоил трудную специальность котельщика и клепал паровозные котлы. Порой ставить заклёпки приходилось внутри ещё горячей топки. С приходом в депо тепловозов работал слесарем в цехе профилактики, но регулярно его звали ремонтировать котлы парового отопления деповских мастерских. Проработал в депо 43 года. Сестра, Мухаева Наталия Петровна, после окончания Аткарского железнодорожного училища 13 лет проработала дежурным по станции Синицино, а затем дежурным комнаты отдыха станции Аткарск. Жена брата, Маркелова Марина Петровна, 32 года проработала дежурным по станциям Красавка и Аткарск и оператором станции. Сам Вячеслав Петрович Маркелов в 1983 году поступил в Аткарское СПТУ-21 сразу на второй курс, экстерном сдав экзамены за первый. С января 1985 года начал работать дежурным по станции Красавка, а затем дежурным по станции Аткарск. В 1985 году поступил на учёбу в Ростовский институт железнодорожного транспорта. В ноябре 1985 года был призван в армию и участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС буквально в первые часы после взрыва атомного реактора. По окончании службы в армии работал дежурным по станциям Красавка и Аткарск, а потом в органах городской власти. В феврале 2001 года назначен начальником вокзала станции Аткарск и проработал им 12 лет. С 2013 по 2015 год работал начальником вокзала станции Саратов-I, затем вернулся в Аткарск помощником начальника вокзала. В 1996 году получил награду – «Орден мужества» – за участие в ликвидации аварии на ЧАЭС. Президентом ОАО «РЖД» награждён Почётной грамотой и именными часами. Имеет надклассную категорию начальника вокзала.

Династия Пузановых. Пузанов Михаил Васильевич после окончания в 1944 году Аткарского ЖУ-2 в возрасте 17 лет пришёл в паровозное депо работать слесарем, получил 4 разряд и ремонтировал паровозы. После службы в Советской Армии в 1951 году вернулся в депо, где и проработал до выхода на пенсию в 1987 году. За эти годы прошёл путь от слесаря по ремонту паровозов до мастера цеха профилактического ремонта тепловозов. Неоднократно награждался почётными грамотами руководства депо и Управления дороги, награждён медалью «Ветеран труда». Умер  6 апреля 1997 года в возрасте 70 лет. Его жена, Пузанова (Савельева) Анастасия Архиповна, начала в 1955 году работать стрелочницей на станции Аткарск. Прошла все этапы перехода от ручного управления стрелками до оператора автоматического управления стрелочными переводами. За добросовестный труд неоднократно награждалась грамотами и денежными премиями. Трагически погибла в марте 1985 года во время ночного дежурства при случайном наезде маневрового тепловоза, не доработав до пенсии двух лет. Сын, Пузанов Виктор Михайлович, также работал в локомотивном депо слесарем по ремонту тепловозов. Внук, Михайлов Дмитрий Игоревич, после окончания в 1995 году Аткарского СПТУ-21 году работал помощником машиниста электровоза.

Никифоров В. А. проработал на транспорте 42 года. Его сын Вениамин работал машинистом тепловоза.              

Еще в XIX веке водил поезда Илья Анатольевич Доронин, его сын Анатолий Ильич начал работать путевым рабочим, прошёл многие ступени карьеры и 20 лет проработал начальником локомотивного депо с 1944 по 1964 год – дольше всех за 135-летнию историю депо. Награждён орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почёта, знаком «Почётному железнодорожнику». Сын Анатолия Ильича Георгий пошёл по стопам отца и начал карьеру железнодорожника слесарем, потом стал помощником машиниста, затем водил поезда как когда-то его отец и дед, но уже на тепловозе. Его старенький ТЭ3-2426 выделялся чистотой и блеском, всегда исправный, даже коврики в кабине были. С 1983 года работал машинистом-инструктором, был председателем профкома депо, заместителем начальника депо по снабжению в трудные 1990-е годы. Награждён знаком «150 лет железным дорогам». Его жена Людмила Владимировна работала в техотделе депо вместе со своими двумя сёстрами и отцом В. Д. Сербиновичем.

Машинист, а потом дежурный по депо Владимир Дмитриевич Сербинович работал вместе с двумя дочерями и двумя зятьями. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. В годы войны работал в колонне паровозов особого резерва.

У машиниста В. И. Авдеева дед не умел ни читать, ни писать и строил железную дорогу, отец работал на станции сигналистом. Сам он получил средне-техническое образование и стал ударником коммунистического труда.

П. И. Максимов более 40 лет проработал на железной дороге, его сын Евгений Петрович работал машинистом, награждён орденом Ленина.

В 15 лет в тяжёлые годы войны пришла на работу в депо Людмила Григорьевна Станева. После войны возглавляла группу учёта. Работали на конторских счётах, затем на арифмометрах, а в 1982 году одна из первых на дорогах страны перешла на обработку маршрутов с помощью ЭВМ.

Свыше 40 лет проработал помощником, машинистом, старшим машинистом паровоза и тепловоза Павел Михайлович Абрамов. Водил скоростные и тяжеловесные поезда. Воспитал много молодых машинистов. Его жена Таисия Ивановна также ветеран железнодорожного транспорта.

Всю трудовую жизнь проработал в депо участник Великой Отечественной войны машинист Владимир Иванович Словеснов. Мастерски водил тяжеловесные поезда. В депо работала его жена Любовь Николаевна, сын Александр тоже стал машинистом.

Из железнодорожной династии, общий трудовой стаж которой более 200 лет, вышел участник Финской и Великой Отечественной войны, партизан, Почётный железнодорожник Алексей Петрович Аржанов. После войны и до выхода на пенсию работал в ШЧ-7. Награждён двумя орденами Красная Звезда, Отечественной войны первой степени и десятью медалями.

16-летним пареньком пришёл в марте 1943 года работать в паровозное депо Попов Владимир Иванович. Поставили его помощником кочегара, но уже через 3 месяца стал работать слесарем по ремонту паровозов. Через 5 лет награждён редким знаком «Отличный паровозник», которым отмечали особо выдающихся работников паровозного хозяйства. Ещё через 2 года награждён вторым знаком «Отличный паровозник». Это, пожалуй, единственный случай в истории нашего депо повторного награждения таким знаком. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Имел личное клеймо качества, которое ставил на отремонтированные им детали и узлы паровозов и тепловозов. 44 года проработал в депо до выхода на пенсию. Его сын стал машинистом тепловоза.

Более 30 лет работает на транспорте потомственный железнодорожник Оксана Викторовна Белякина – из них несколько лет дежурным по станции Аткарск. Её четверо детей тоже связали свою судьбу с железной дорогой.

У потомственного железнодорожника машиниста Романа Мичильского дед и брат – машинисты, отец – слесарь по ремонту локомотивов, мать – дефектоскопист. Однажды в метель в 20 км от Аткарска он подобрал замерзавшего парнишку, который, опоздав на электричку, шёл по шпалам домой в Лопуховку.

Более 35 лет работает на вокзале Зауэр Елена Вениаминовна, награждённая знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет». Начинала работать диктором вокзала, затем – билетным кассиром, а теперь дежурным помощником начальника вокзала. Её труд отмечен многими почётными грамотами. Билетным кассиром работает её сноха Екатерина Владимировна. Её свёкр Зауэр Геннадий Лукьянович всю сознательную жизнь до ухода на пенсию проработал в локомотивном депо слесарем по ремонту дизелей. 

Родоначальник династии Елисеевых Иван Михайлович родился 1865 году, в 1880 году пришёл в паровозное депо учеником токаря. Со временем стал специалистом высокого класса по токарному делу. Проработал в депо до 1939 года, то есть 59 лет. Вырастил, воспитал и привёл в депо девятерых сыновей, четверых внуков и одну внучку. Пятеро сыновей стали машинистами. Иван Иванович (1894 года рождения) до революции 1917 года служил в морфлоте на Балтике, участвовал во взятии Зимнего дворца, участник Гражданской войны. В 1922 году вернулся в паровозное депо, славился мастерским вождением поездов и экономией топлива. Награждён орденом Ленина. Григорий Иванович (1896 года рождения) участник I мировой и Гражданской войн, за храбрость награждён Георгиевским крестом. В совершенстве освоил токарное и слесарное дело. В 1932 году его бригаду направили в Привольское депо помочь в ремонте паровозов. По примеру старшего брата стал машинистом. Во время Великой Отечественной войны трудился токарем и выдавал по две-три нормы в смену. Награждён орденом Ленина, занесён в дорожную Книгу Почёта. Александр Иванович (1903 года рождения) работал слесарем, кочегаром, помощником машиниста, машинистом паровоза. Водил бронепоезда. Погиб под Сталинградом, ведя воинский эшелон. Сергей Иванович (1907 года рождения), машинист паровоза. Во время войны направлен на Печорскую железную дорогу и доставлял эшелоны с углём для нужд фронта, а свой паровоз топил дровами. Пятый брат–машинист Алексей Иванович (1914 года рождения) работал слесарем, помощником машиниста, машинистом. Во время Великой Отечественной войны был во фронтовой колонне, подвозившей к фронту эшелоны с техникой и людьми. После войны водил пассажирские поезда до Берлина. Отличным токарем был Пётр Иванович, ровесник века. Коллектив депо неоднократно избирал его председателем местного комитета профсоюза Аткарского депо. Братья Павел Иванович (1898 года рождения) и Владимир Иванович (1918 года рождения) работали слесарями, а вот Василий Иванович (1905 года рождения) был знатным медником. В то далёкое время профессия медника считалась одной из ведущих в паровозных депо. В депо трудились внучка и 4 внука, которых родоначальник династии обучил своей профессии. Когда внук Николай однажды с молодыми токарями сдавал экзамен на повышение разряда, то его товарищам разряд повысили, а ему нет, хотя он уже отличался своими успехами в токарном деле. Дело в том, что в состав экзаменационной комиссии входил его дед Иван Михайлович Елисеев, и он обнаружил на выточенной Николаем детали малюсенькую риску. Николай пожаловался бабушке. Об этом узнал дед. Попало обоим. Но самое главное дед сказал веско, твёрдо: «Запомни, Николай, ты носишь фамилию Елисеевых, и детали, изготовленные тобой, всегда должны быть только отличного качества. Только отличного». Через всю жизнь пронёс Николай Григорьевич наказ своего мудрого наставника, дедушки Ивана Михайловича. Трудился безупречно токарем, автогенщиком, а затем много лет начальником аткарского восстановительного поезда. Внучка Ивана Михайловича Нина работала токарем механического цеха, а во время Великой Отечественной войны служила во фронтовой железнодорожной колонне. Николай Иванович (1920 года рождения) проработал слесарем немного – в первые дни войны ушёл добровольцем на фронт и погиб, защищая Родину. Валентин Григорьевич (1923 года рождения) работал токарем, затем заместителем начальника топливного склада и много лет возглавлял коллектив материального склада Аткарского узла. Последний внук Ивана Михайловича Евгений Григорьевич (1926 года рождения) работал строгальщиком и бригадиром механического цеха. Ему одному из первых присвоено звание «Ударника Коммунистического труда». 18 лет подряд избирался секретарём цеховой партийной организации. В 1982 году присвоено звание «Почётный ветеран депо». Трудовой стаж династии Елисеевых составляет более шестисот лет.

Династия Антуфьевых молодая – её стаж около 90 лет. Родоначальник династии Антуфьев Фёдор Николаевич пришёл в депо в 1975 году слесарем-инструментальщиком 5 разряда. Его старший сын Владимир Фёдорович стал электросварщиком высокого класса. За многолетний и образцовый труд в 2003 году заслужил благодарность Министра путей сообщения. Младший сын Александр Фёдорович начинал работать в локомотивном депо учеником слесаря-инструментальщика, затем стал слесарем по ремонту подвижного состава. Дочь Тамара Фёдоровна (в замужестве Осипенко) более 15 лет проработала врачом в железнодорожной поликлинике. Внук Сергей Владимирович работает в Петербургском университете путей сообщения имени Александра I преподавателем и готовит молодые кадры для железной дороги. Второй внук Алексей Владимирович начал трудовую деятельность монтёром пути. Сейчас является заместителем начальника вагона-путеизмерителя.

Несколько железнодорожных династий работали и работают в ШЧ-7. У электромеханика Светланы Сергеевны Горбуновой отец и мать Еньковы работали в ШЧ-7, бабушка А. Н. Дедюкина была стрелочницей, дед П. И. Пчелинцев работал машинистом. У электромонтёра Дубовой Натальи Николаевны отец и брат работали помощниками машиниста, а муж Алексей Алексеевич работает в ПЧ-14 оператором дефектоскопной тележки. У электромеханика Пономарёвой Светланы Евгеньевны отец Журавлёв Евгений Иванович работал техником-расшифровщиком в локомотивном депо, дядя работает слесарем в вагонном депо.

Среди наших стрелочников есть уникальный случай – три сестры Пузановы всю трудовую жизнь проработали стрелочниками. Екатерина Васильевна, в замужестве Свитнева, в 1971 году принята ученицей стрелочника топливного склада. Через месяц уже стала работать самостоятельно и до выхода на пенсию в 1994 году проработала на одном посту стрелочницей. Её сестра Римма Васильевна, в замужестве Афанасьева, с 1958 по 1992 год до выхода на пенсию работала стрелочницей на этом же посту. Антонина Васильевна, в замужестве Щукина, проработала с 1958 по 1995 год стрелочницей на посту № 3 на станции Аткарск. У всех трёх сестёр в трудовых книжках лишь по нескольку записей об изменениях в условиях работы и десятки записей о благодарности за труд. Все они получили звание «Ветеран труда». Продолжил династию сын Екатерины Васильевны – Свитнев Александр Николаевич. Он восьмилетним мальчишкой приходил на работу к матери, сидел в будке стрелочника, смотрел на дышащий паром и дымом паровоз, вдыхал неповторимый железнодорожный запах с привкусом креозота. После школы поступил учиться в Саратовский железнодорожный техникум, затем окончил ЗИИТ, стал инженером-электриком, с 19 лет начал трудиться в ШЧ-7, а сейчас руководит участком по обслуживанию компьютерной техники и компьютерных сетей.

Среди железнодорожных династий имеются и медики. Врач-микробилог Грабова Вера Петровна в 1968 году, сразу после окончания Саратовского университета, начала работать в железнодорожной больнице, а сейчас трудится в железнодорожной поликлинике. Её мать Павлова Пелагея Алексеевна работала дежурным на Саратовском переезде, брат после окончания в 1946 году ЖУ-2 работал до пенсии помощником машиниста и машинистом паровоза, а потом – тепловоза.

У машиниста 1-го класса Юрия Николаевича Полянского была своя семейная локомотивная бригада – в кабине электровоза помощником был сын Александр, пришедший работать в депо после окончания аткарского училища. Сам начинал работать в 1969 году ещё на тепловозе. Имея большой опыт вождения локомотивов, подготовил и сына к экзаменам на права машиниста электровоза, который их успешно сдал и стал водить поезда. Жена Юрия Николаевича также работала на железной дороге.

В наше время среди представителей железнодорожных династий встречаются работники различных специальностей, на первый взгляд не связанных с дорогой. Это преподаватели железнодорожных вузов, техникумов, колледжей, училищ. Но именно они прививают молодёжи не только специальные знания, но дух представителя великой железнодорожной державы. Когда собирается любая аткарская семья железнодорожников за праздничным столом, то все разговоры, так или иначе, крутятся вокруг ситуации на дороге. Жёны к этому привыкли, а дети слушают и, как говорится, мотают на ус. Железнодорожник – это образ жизни, хотя она сильно изменилась.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.