Menu
  • sto-vakansiya.png
Пред След
A+ A A-

Фридиани из Аткарска: циркач-феномен и чиновник без рук на одной ноге

  • Автор: Роман Чекинев

Вырезка из газеты Молодой Ленинец со статьей о Фридиани из АткарскаВ эту удивительную историю трудно поверить, но она реальна на все 100%. 10 ноября 1886 года в крестьянской семье из Аткарского уезда родился Георгий Иванович Казаков – мальчик без рук и одной ноги, как бы сейчас сказали, инвалид или человек с ограниченными возможностями.

Тем не менее, этому уроженцу нашего края суждено было достичь таких успехов, какие не снились многим. Вся его жизнь словно подтверждение девизу: никогда не сдавайся. Даже странно, что сейчас имя Георгия Казакова в Аткарском районе практически полностью позабыто, вспомнить о нем нам помогут публикации – журналиста под псевдонимом Алим из краевой молодежной газеты «Молодой Ленинец», датированной 1928 годом, и статья Владимира Баева из журнала «Советский цирк» от 1958 года. Журналисты из Саратова и Москвы тогда специально приезжали в Аткарск – в двадцатые годы – чтобы лично побеседовать с успешным управленцем, а в пятидесятые – в поисках следов легендарного циркового артиста.

К моменту первой публикации 42-летний Казаков занимал должность председателя Аткарского районного комитета крестьянской взаимопомощи, а за его плечами было уникальное цирковое прошлое, работа секретарем в волостном комитете РКП (б), руководство ссыпным пунктом и даже маслозаводом.

В дореволюционной России, как и в других странах того времени, социальная защита инвалидов как институт только зарождалась, рассчитывать на какую-либо значимую помощь и поддержку от государства таким людям не приходилось. В лучшем случае их ждало длительное прозябание в богадельне или протянутая рука на паперти. Однако Георгий Иванович с такой долей смириться не захотел, отличала его необыкновенная жажда жизни.

В 5 лет вдобавок ко всем своим бедам он потерял и отца, мальчик остался с бабушкой и дядей в селе Широкий Уступ, поскольку мать решила создать новую семью в другой деревне – в Богатовке. Детство ребенка-инвалида проходило, как нетрудно предположить, безрадостно. А когда пришел срок идти в школу, сделать это маленький Жора не смог. Дядя отказался возить мальчика в школу на лошади, добраться туда самостоятельно человеку без ног было невозможно. Грамоту деревенский мальчишка познавал от посещающих школу двоюродных братьев. Уже тогда проявились его незаурядные способности.

Вспоминая те времена, в интервью «Советскому цирку» Георгий Иванович рассказывал: «А я ведь вор. Вы об этом знаете? Говорю серьезно: конокрад». В 1904 году во время русско-японской войны село посетила мобилизационная комиссия, возглавлял которую помещик Ханов, приехавший на тройке. Когда кучер отошел, мальчик без рук и с одной ногой запрыгнул на коня и ловко умчался в поле. Ситуация была трагикомической – комиссия приехала в деревню изымать у крестьян лошадей для нужд армии, и сама лишилась коня.

Когда ребенок вернулся, накатавшись вдоволь, наказывать его сильно не стали, заступился местный ветеринар, он же дал Георгию совет поступить в цирк и даже адресок нужных людей.

Когда Казакову исполнилось 11 лет, мать забрала его к себе, а в шестнадцать в прямом смысле на одной левой ноге Георгий решил податься в циркачи и отправился в Саратов. Совсем скоро одной своей ногой он стал делать невероятные трюки.

Итак, «Кенарейкина гостиница» с аттракционами была местом проведения досуга богатых купцов и местных чиновников, сюда они сбегали от надоевших толстых жен и искали утешения в объятиях молоденьких артисток варьете.

Фото Фридиани из Аткарска

Конферансье громогласно объявляет следующий номер: художник-монументалист Фридиани, феномен, единственный в мире и неповторимый исполнитель без рук и на одной ноге! Пьяная публика приветствовала уникума криками «Браво!», в восторге в стену бросали бутылки и рюмки. На подмостках эстрады на костылях появлялся бледный человек с острым подбородком и умными глазами. Он был одет в черный костюм и накидку. Мужчина с грустью окидывал взглядом беснующуюся толпу, садился на стул, поднимал единственную левую ногу в обрезанном носке и мрачно говорил: «Я покажу достопочтенной публике свои номера».

Фридиани наливал в стакан единственной ногой вино из бутылки (иногда чай из самовара) и пил, брился, шил, кушал, доставал из портсигара папиросу и прикуривал. Артист брал карандаш, зажимал его между указательным и большим пальцами и быстро писал под вой и восторженный крик собравшихся.

Порой зрителям становилось страшно.

Его провожали неизменно аплодисментами, несколько раз вызывая на бис, но артист всегда был печальным.

Казаков имел оглушительный успех, он гастролировал практически во всех крупных городах центральной части России, в Москве, ему рукоплескали в Австрии и Румынии. Но чаще всего Фридиани выступал в уездных центрах, в том числе на ярмарке в Аткарске, в больших селах.

Фридиани – сценический псевдоним, который Георгий Казаков взял в 1906 году. Накануне гастролей в Симбирске в этом городе эсерами был убит местный губернатор Константин Старынкевич, полицейские «стояли на ушах».

Георгий Иванович пришел к полицмейстеру, чтобы получить разрешение на гастрольную деятельность, и сел в приемной. Через какое-то время дверь отворилась, и в проеме показался бородатый мужчина: «Вы по какому вопросу?». После того, как визитер объяснил, что он циркач, полицейский сделал ему замечание, мол, можно и встать при разговоре с генералом. Артист съязвил, не вставая: «Можете выйти, и не бойтесь, бомбу в вас бросать не буду». Зеленый от злости генерал написал на афише вместо разрешения «Выслать за крамолу!».

После длительных скитаний Казаков оказался в Брест-Литовске, где повстречал итальянскую артистку по фамилии Фридиани, с невероятной скоростью составлявшей аппликации из кусочков цветной бумаги. Ее российский контракт подходил к завершению, и Георгий Иванович выкупил его вместе со станком для аппликаций и красивым сценическим именем.

Сделал это Казаков не просто так – к иностранцам в нашей стране всегда было благожелательное отношение, даже у стражей порядка. А с полицейскими у Георгия отношения были натянутыми, он давно разделял социалистические идеи. К ним он пришел, ежедневно сталкиваясь с несправедливостью, еще в годы первой русской революции. Как вспоминал Казаков, вечно пьяные администраторы цирков и балаганов платили артистам мало, да еще и норовили оштрафовать за какую-либо провинность.

Нередко циркачей просто «кидали», не заплатив ни копейки и прикрываясь мнимым банкротством. Несмотря на свою популярность у зрителей, Казаков зачастую жил впроголодь, ездил на поездах в вагонах 4-го класса или «зайцем». Неоднократно за это его ловили жандармы и составляли протоколы.

К 1917 году он подошел убежденным большевиком, а в сентябре-октябре 1919-го – отучился в Москве в партийной школе, вступил в РКП (б) в 1920 году.

В следующий раз мы расскажем о возвращении Георгия Ивановича на малую родину, где ему пришлось занимать ряд хозяйственных и партийных постов и даже с наганом в ноге бороться с кулаками. Фридиани после революции и бурных событий последующих лет, во время которых нашим соотечественникам было не до цирка, бесследно исчез, на сцене появился товарищ Казаков. Наши земляки, знакомые с ним, будут характеризовать его с самых лучших сторон, называя «Аткарским Чапаевым». Недруги дали ему другое прозвище – «Одноногий черт».

В конце пятидесятых журналисты «Советского цирка» проведут целое расследование с целью отыскать Фридиани, приедут в Аткарск, изучат архивы, поговорят со знавшими Казакова людьми и найдут его в Москве, на персональной пенсии, в возрасте 72 лет, окруженным заботой и вниманием.

Продолжение следует.

Текст Роман Чекинев, фото из газеты «Молодой Ленинец»

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.