Menu
Пред След
A+ A A-

Леонид Петрович Грошев

Леонид Петрович Грошев

Мой дед Леонид Петрович Грошев родился 6 августа 1914 года в поселке Алексеевка Хвалынского района в рабочей семье. Как каждый любознательный ребенок в детстве любил природу, шумные игры, а чуть повзрослев, возникло желание летать на самолетах, которые изредка пролетали в небесной выси.

В 1930 году он успешно закончил в г. Саратове семилетнюю школу № 5, что на ул. Мичуринской. Как вспоминал впоследствии дед, подростком рано научился  плавать, много занимался физической подготовкой: бегал, ходил на лыжах, отлично стрелял.

В 1931 году он поступил работать кочегаром на буксирный пароход «Землячка» Волжского речного пароходства. Потом способного паренька направили трудиться слесарем Балаковского затона и одновременно он стал учиться в Балаковском речном техникуме на теплотехническом отделении. Но «авиационная болезнь» не давала покоя молодому Леше, тем более что медкомиссия Балаковского Горвоенкомата дала твердое заключение: «Годен в авиацию».

В 1936 году мечта моего деда стала осуществляться: он был зачислен курсантом 3-й школы летчиков им. Ворошилова города Оренбурга.

По окончании школы младшего лейтенанта направили в Новосибирскую область (станция Обь), где он летал на самолетах Р-5.

За успешное освоение военной профессии и отличное выполнение полетных заданий по бомбометанию в 1938 году приказом Наркома обороны Грошеву Леониду Петровичу было присвоено воинское звание лейтенанта и должность летчик-наблюдатель.

6 июня 1941 года дед и несколько его сослуживцев выехали в Москву на учебу во 2-ю Краснознаменную школу связи.

22 июня на станции между Челябинском и Пермью всем военным сообщили о начале войны с Германией…

Из Москвы дедушку направили в военный лагерь г. Кашира. Там он отучился всего полтора месяца, сдал экстерном экзамен и, согласно приказа, прибыл в действующую армию Южного фронта в г. Запорожье начальником связи эскадрильи 749-го дальнебомбардировочного авиаполка.

22 августа 1941 года совершил первый боевой полет в качестве штурмана в составе звена на самолетах ИЛ-4 на правый берег Днепра, уничтожая там вражеские цели. Поддерживая действия 1-го, 2-го и 3-го Украинских фронтов, полк бомбил железнодорожные узлы противника, аэродромы и другие объекты.

За 1941 год дед совершил 25 боевых вылетов (4 днем, 21 ночью).

23 февраля 1942 года дедушке было присвоено звание старший лейтенант, он был принят в члены КПСС и награжден орденом Красного Знамени.

Вскоре авиаполк, в котором служил Леонид Петрович, вошел в состав Авиации дальнего действия.

В 1942 году, когда фашисты стояли недалеко от Москвы, а на юге их до зубов вооруженные войска рвались к Кавказу, уже была в разгаре Сталинградская битва, экипаж самолета, в котором штурманом был мой дедушка, бомбил Берлин и важные железнодорожные узлы – от Германии до Сталинграда.

Чтобы преодолеть огромные для тогдашних самолетов расстояния от Москвы до Берлина, самолеты взлетали с подмосковного аэродрома, совершали посадку на прифронтовом аэродроме под городом Андриаполем в Калининской области. Дозаправившись, прицепляли запасные баки с горючим, грузили бомбы и после этого взлетали. Задача штурмана в таких долгих полетах была не из легких. Нужно было в кромешной ночной темноте, ориентируясь лишь по звездам, учитывая показания скоростемера и высотомера, внося поправки на встречный, попутный или боковой ветер, точно проложить курс. В конечном месте  вывести самолет на вражеское логово, найти цель, отбомбиться и, увертываясь от вражеских прожекторов, зенитного огня и истребителей, вернуться на свой аэродром.

Бомбежки Берлина в 1942 году вызвали настоящую панику у фашистов, которые трубили на весь мир, что Красная Армия разбита, а у русских нет самолетов…

В дальнейшем, из-за больших потерь, ночные полеты на Берлин прекратились.

К счастью, в этих перелетах дедушка остался жив.

За 1942 год он совершил 51 боевой вылет ночью в сложных условиях по дальним целям: Берлин, Будапешт, Бухарест, Кенигсберг, Данцен. Был награжден вторым орденом Красной Звезды и ему присвоили воинское звание капитана.

За 1943 год дед совершил 84 боевых вылета и был награжден орденом Ленина.

За 1944-45 годы он совершил 66 боевых вылетов, участвуя в освобождении Польши, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Югославии, Болгарии.

20 апреля 1945 года дедушка совершил последний, 226-й, полет на Берлин. Город был охвачен пожаром, но опытный штурман вывел самолет на здание внутренних дел фашистской Германии и отбомбил его.

День Победы встретил на аэродроме Люблина в Польше.

4 мая 1946 года дедушка по состоянию здоровья был демобилизован.

15 мая 1946 года за военные боевые заслуги Указом Президиума Верховного Совета СССР Грошеву Леониду Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением в Кремле Золотой Звезды и ордена Ленина.

В октябре 1946 года мой дедушка с семьей приехал в Аткарск. Здесь он долгое время работал заместителем председателя райисполкома, директором горпромкомбината, в управлении сельского хозяйства. В 1986 году дедушки не стало, он похоронен на городском кладбище Аткарска.

Пожилые аткарчане до сих пор помнят его как душевного, отзывчивого и очень скромного человека, внимательно относящего к просьбам простых людей.

P.S. До сих пор нашей семейной реликвией являются дедушкины фронтовые письма, адресованные жене, сестре и другим родственникам. Несмотря на ежеминутные смертельные опасности, дедушкины весточки полны оптимизма, веры в Победу и справедливость. В них неподдельная нежность к жене, детям. Большую часть фронтовых средств, полагающихся летному составу, он направляет жене и сестре, зная, что им живется очень и очень трудно. Особенно для нас ценно дедушкино письмо с боевым новогодним приветом в наступающем 1942 году. Таков был дедушка Леня: добрый, желанный, скромный, честный, и порядочный. Светлая память о нем вечно будет жить в нашем роду.

Инна Михайловна НОСОВА, внучка Л. П. Грошева

Читайте также интересные новости:

Яндекс.Реклама

Реклама от google

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Телефон 8(84552) 31-900. Главный редактор – Валентина Сенькова При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев читателей.