Menu
Пред След
A+ A A-

«Аткарские розы» Николая Ищенко

  • Автор: Михаил Самойлов

"Аткарские розы" Николая Ищенко

Родился Николай Гаврилович 22 марта 1915 года в деревне Гайворон Дурасовского (теперь Аткарского района) Саратовской области в семье крестьянина-середняка Гаврилы Яковлевича Ищенко. В Гайворон отец переехал из Украины в 1902 году. Всю жизнь (умер в 1934 году) занимался сельским хозяйством.

Мама – Мария Яковлевна Ищенко (Осинская) до смерти мужа жила в Гайвороне. 7 детей воспитывались в дружной семье – три брата и четыре сестры. По возрасту Николай был третьим ребенком.

Условия воспитания с детства крестьянским трудом, родители, братья и сестры, их отношения к жизни выковывали в парне трудолюбие, настойчивость, последовательность в достижении поставленных целей. Окончив в 1928 году Гайворонскую начальную школу, Николай поступил в Аткарскую фабрично-заводскую семилетку. Некоторое время проработав совхозе «Индустриальный» Екатериновского района, в сентябре 1932 года он вступает на педагогическую стезю – учитель Кошелевской начальной школы Аткарского района. С августа 1933 года по ноябрь 1937 года – заведующий Руднянской начальной школы Дурасовского района.

В ноябре 1937 года был призван в Красную Армию. В сентябре 1939 года в составе 22-го летного артполка в качестве командира отделения принимал участие в освобождении Западной Украины. После окончания службы снова работал в Руднянской школе.

С начального периода Великой Отечественной войны по сентябрь 1942 года – ускоренный курс обучения в Сызранском военном училище малых танков. Итог, техник-лейтенант танковых войск. Служба в Горьком и в Москве, затем (сентябрь 1943 года) был переведен в 58-й отдельный стрелковый полк с которым прошел фронтовыми дорогами от Западной Украины (в составе 1-го Украинского фронта) до Эльбы. Скупые строчки послужного списка: «Находился в составе Советских войск: в Польше, Германии, Австрии, Чехословакии, Венгрии, Румынии…».

Один из эпизодов «нахождения» – бои на Дуклинском перевале в сентябре-октябре 1944 года – Карпато-Дуклинская операция. В ответ на обращение посла Чехословакии в Москве в Наркомат иностранных дел СССР с просьбой об оказании военной помощи начавшемуся в Словакии народному восстанию, в Ставку Сталина поступила информация о положении в Словакии. Командующий 1-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза И. С. Конев предложил план операции по оказанию помощи восставшим словакам. Вечером 2 сентября ставка Верховного Главнокомандования направила командующему 1-м Украинским фронтом директиву, в которой определялись силы, средства и основные этапы проведения операции, получившей, как упоминалось, название Карпатско-Дуклинской. Начались жестокие бои в горно-лесистом районе Восточных Бескид. Вспоминает Николай Гаврилович Ищенко: «В это время 58-й артполк был передан в 1-й Гвардейский Кавалерийский Житомирский Краснознаменный корпус, командовал которым гвардии генерал-лейтенант В. Баранов. Все поставленные задачи полк выполнил, освободив от немцев ряд словацких населенных пунктов». Старший техник-лейтенат Н. Г. Ищенко вместе с подчиненными под постоянными бомбардировками и артогнем противника буксировал с мест сражений подбитые танки, после ремонта возвращал их в боевые порядки.

На Дуклинском перевале, в Карпатах, правительство Чехословакии установило монумент чехословацким и советским воинам, погибшим в боях на Дукле. В память об этих боях, учреждена Дуклинская медаль, награждались которой участники боев на Дуклинском перевале. Этой медалью удостоился и Николай Гаврилович. За годы войны его награждают тремя орденами «Красная Звезда», орденом «Отечественной войны II степени»., медалью «За Победу над Германией».

"Аткарские розы" Николая Ищенко

В родные места Николай Гаврилович вернулся только в конце июня 1946 года и в августе этого же года приступил к работе заведующим Руднянской начальной школы. А с июня 1947 года он заведует Белгазинской школой. При нем вместе с учащимися облагораживается пришкольный участок: посажен школьный сад, создаются учебно-огородные грядки, площадки для спортивных занятий и игр.

Многолетний труд привел к тому, что школа трижды участвовала во Всесоюзном конкурсе юных садоводов и дважды экспонировалась на ВДНХ СССР. Н. Г. Ищенко награжден серебряными медалями выставок (а в последствии еще двумя медалями «За трудовую доблесть»). В 1956 году министерство просвещения РСФСР присвоило ему звание «Отличник народного просвещения», в 1957 году он удостоен высокого звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». Помимо преподавательской работы Николай Гаврилович увлекается коллекционированием экслибрисов (книжных знаков), много читает, пишет очерки и стихи.

Стихотворение Николая Гавриловича «Аткарские розы» и музыка известного в крае талантливого исполнителя, хоровика, аткарского композитора Михаила Васильевича Фадеева, уроженца Белгазы, в 60-70-е годы прошлого века воспринимались как лирический гимн Аткарска.

Аткарские розы

По-над тихой рекой Аткарою
Шелестят в камышах ветерки.
На рассвете здесь летней порою
Распускаются роз лепестки. 

Умывают их чистые росы,
Им поют соловьи при луне.
И отсюда аткарские розы
Начинают свой путь по стране.

Украшают родную столицу,
Но не здесь их окончен маршрут:
Далеко-далеко за границу
Мир и радость народам несут.

Если б жители нашей планеты
Шли к соседям с букетами роз,
Все сердца были б миром согреты,
Мир не знал бы ни горя, ни слез.

Правдивы, точны в событиях и характеристиках его очерки: «В отдельном танковом» (в книге «Дорогами войны». Кн. 4. Саратов, 1976), «Самолеты уходят в ночь» (в сборнике «Шагнувшие в бессмертие». Саратов, 1977) и другие, хорошо известные аткарскому и поволжскому читателю. Таков был наш земляк. Воин, Учитель, Литератор, Поэт, Коллекционер и Гражданин своей страны.

Михаил Иванович САМОЙЛОВ

Читайте также интересные новости:

Яндекс.Реклама

Реклама от google

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.