Menu
  • sto1.png
Пред След
A+ A A-

Предназначение. Слово об отце

  • Автор: Юлия Пегушева

Предназначение. Слово об отцеПегушев Владимир Иванович. Мой папа, Художник, Учитель, Солдат, Гражданин, Человек. Мне повезло, и я узнала его во всех ипостасях. Отца, уделяющего много времени своим детям; Художника, чьи работы радуют и волнуют меня и сегодня; Учителя, учившего меня в школе; Солдата, потерявшего здоровье на фронтах Великой Отечественной войны; Гражданина, позиция которого по отношению к Родине была ясна и тверда; Человека, чьи душевные качества я оцениваю по высшему баллу.

Все с большой буквы. Прошло время, и через призму его вижу: отсеивать нечего. Жил и работал папа не фальшивя. И все дела его — высшей пробы.

Родился в 1921 году в Аткарске. Раннее детство, прошедшее рядом с чернокосой бабой Таней, родителями, братом и сестрой, было счастливым и интересным. Рано и много начал читать под руководством старшего брата Бориса, привившего ему любовь к классической литературе.

Горькие, бесприютные оказались отрочество и юность. Бабушка умерла, родители и брат репрессированы, домишко отобрали. Спасибо людям, не давшим пацану погибнуть. Вернулся и рано умер отец. Сгинул брат. Фантастическая любовь к рисованию и чтению помешали вечно голодному мальчишке не пропасть. Активно занимался в кружке ИЗО под руководством учителя Павла Дмитриевича Петрунина. Много рисовал. Вместе с другими кружковцами оформлял школу-новостройку № 1, в которой учился в 7 и 8 классах.

В босоногом детстве зародилась дружба с Модестом Ивановичем Лебединским, впоследствии известным журналистом, тонким ценителем прекрасного. Эта дружба, прерванная годами учебы и войны, длилась всю жизнь. После восьмого класса поступил в Саратовское художественное училище имени Боголюбова. Студенческие годы, жизнь на одну стипендию, невозможность купить одежду и обувь, к кому-то поехать на каникулы. Знакомство с Борисом Михайловичем Неменским. Совместная учеба сделала их друзьями на всю жизнь.

Война. Фронт. Служба в железнодорожных войсках. Сапер-минер. Минировал, взрывал, разминировал и восстанавливал железнодорожные мосты. Участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии. Во время восстановления железнодорожного моста на станции Арад (Румыния) под бомбежкой был сброшен с высоты на лед взрывной волной. Тяжелейшая контузия сделала папу инвалидом на всю жизнь. Был комсоргом роты, затем батальона. На фронте вступил в ряды коммунистической партии.

Тяга к рисованию не покидала и на фронте, папа вспоминал: «В свободную минуту я брался за карандаш, а кто-то из солдат уже устраивался мне позировать, чтобы законченный рисунок запаковать в самодельный конверт и отправить домой, к родным. Ведь фотографироваться во фронтовых условиях было фактически невозможно. Сколько благодарностей я получил за эти рисунки от солдат, да и от их родственников!»

Фронтовые друзья стали друзьями по переписке. Ордена и медали хранятся в семье, как святыни.

После фронта солдат вернулся в родной город. Работал преподавателем политзанятий в школе ФЗО № 6, инструктором районного отдела культуры. Пешком и на велосипеде посетил каждый уголок Аткарского района. Здесь же произошло судьбоносноезнакомство с будущей женой — Лялей Романцовой — Ольгой Ивановной Пегушевой. В 1951 году перешел на преподавательскую работу в школы № 8 и № 9. Это уже на всю жизнь. Семья, работа и постоянное творчество.

Сколько себя помню: посередине комнаты стоит мольберт с неоконченной картиной. Папа во всеоружии кисти, красок, палитры, мастихина. Художник плодотворно работает. Не помню отца праздным. Он в школе или на этюдах. Дома рисует, проверяет ученические работы, готовится к урокам, читает специальную литературу, оформляет работы, делает что-то по дому.

В минуты досуга читает, слушает классическую музыку или сам музицирует на фортепьяно или гитаре. Имея абсолютный слух, освоил игру на «семиструнке» по самоучителю. Виртуозно исполнял даже классику.

При абсолютной занятости папы, мы с братом не были обделены его вниманием. Папа нам читал, рассказывал сказки собственного сочинения с захватывающим сюжетом, «ставил» нам язык, избавляя от картавости, отвечал на многочисленные вопросы, проверял уроки и помогал по необходимости, катал на санках и велосипеде, отводил в детский сад, пускал с нами собственноручно сделанные кораблики, показывал на небе созвездия, сажал с нами деревья, полол и капал картошку, делал скворечники и т.д.

Когда родители успевали заниматься нами, детьми, постоянно участвуя в нашей жизни, помогая решать проблемы, воспитывая, уча, но не поучая, обихаживая, утешая, ободряя, контролируя и развлекая? В их жизни было много работы, общественной деятельности, увлечений, домашних дел. Но дом был наполнен ими и присутствие ощущалось во всем.

Наша небольшая квартира и сейчас имеет особую, притягательную ауру. Несомненно, стены впитали военные песни под гитару, зимними вечерами, при свете керосиновой лампы; чтение вслух книжных новинок и журнальных статей; разговоры об искусстве с друзьями — художниками, музыкантами, литераторами; классическую музыку, литературные радиопередачи.

Летом папа на месяц уезжал на этюды: в Подмосковье, Пристанное (под Саратовом), села района — Старую Лопуховку, Мотовиловку, в Емельяновский лес и т.д. Даже зимой каждую неделю он шел на этюды со старинным товарищем, художником, учителем Сергеем Константиновичем Поспеловым. На санках — этюдник, тяжелые свинцовые тюбики с красками разложены для удобства по карманам.

По многочисленным работам художника можно проследить, как менялись жизнь и мироощущение. Отступали воспоминания о трудных юных годах, о войне. Ранние работы интересные по сюжету и композиции, были несколько темноваты и монотонны по цвету. Спадала пелена с души и мир на полотнах отца засиял многоцветием. О том, что Владимир Иванович сильный колорист, отмечали на многочисленных выставках специалисты: художники и искусствоведы.

Умение видеть прекрасное во всем он сохранил до конца, прививал нам с братом и своим ученикам. На папиных полотнах — все времена года. Умение передать красоту весенних вод, заснеженных или голых по весне деревьев, летнего разнотравья и осенней листвы, речек и заводей, ясного и пасмурного неба — неотъемлемая часть работ Художника. Однажды он сказал о своем творчестве: «Среди моих пейзажей, в основном лирического склада, встречаются работы и драматического звучания. Они — отзвук минувшей войны и нашего взрывоопасного времени. Люблю писать цветы — одно из лучших проявлений природы. В них я вижу жизнеутверждающее начало, символ красоты и гармонии».

Многочисленные натюрморты с цветами наших лугов, полей и садов, позволяют глазами мастера увидеть красоту скромных диких мальв, нежность незабудок, стройность дельфиниумов, изысканную простоту ромашек, бесшабашность маков, пышность пионов, помпезность роз. И в «Бабушкиных травках» с щемящей нежностью узнаешь дары родного края: пижму, тысячелистник, бессмертник.

Некоторые работы Художника вызывают у зрителей эффект присутствия: запах талого снега, морозный холод, летнюю жару. Об одном из зимних пейзажей отца П. В. Герасимов (преподаватель школы № 8) сказал: «Я чувствую холод, как будто вышел раздетым намороз».

Работы художника не фотографичны, в них его тонкая и ранимая душа. Вода на них — течет, деревья — качаются на ветру, цветы — источают аромат. Увидев чистым взором, пропускал через себя, обогатив внуренним светом, и переносил на полотно. Смотрю и ощущаю августовский зной, тепло воды в Аткаре и запах речной воды.

Тонкий ценитель поэзии, пронесший с собой через войну томик стихов А. Фета, папа поэтизировал все, что видел. Оттого и особое воздействие его работ на зрителя: опоэтизированная красота избушек под соломенными крышами, ржавого осеннего пригорка, мартовских канав с ледяной водой и рыжих стожков на сжатом поле.

С одинаковым мастерством писал маслом, акварелью, пастелью, углем, резал линогравюры. Художник всегда писал то, что безгранично любил, что спасал в военное лихолетье.

Сочетая занятия живописью с работой в школе, много сил и времени отдавал преподавательской деятельности. Строгий, требовательный, обучал своим предметам, рисованию и черчению, с полной самоотдачей, не жалея личного времени на подготовку пособий, оборудование кабинета в школе. Объяснял тему так, что каждому было понятно. Бывшие ученики с благодарностью вспоминали уроки черчения, будучи в студенческие годы на «ты» с начертательной геометрией. Бескорыстно готовил ребят к поступлению в художественные заведения, помогал студентам. И не обязательно это были ученики школ № 8 и № 9.

Прирожденный педагог умел сделать каждый урок интересным. Дисциплина на уроках была абсолютной. Строгий и справедливый, заставлял работать на уроках даже отъявленных лентяев. К нам с братом предъявлял повышенные требования, справедливо полагал, что мы имеем дополнительную возможность проконсультироваться при затруднении.

Увлеченный сам, умел увлечь учеников, и они неоднократно занимали первые места на районных, городских, областных и дорожных выставках детского рисунка.

Безграничная самоотдача, творческий, нестандартный подход кпреподаванию, высокий уровень проведения уроков и подготовки учеников позволили Учителю стать участником Всесоюзного эксперимента по определению содержания новой программы преподавания изобразительного искусства для общеобразовательных школ. Был членом Проблемного Совета по вопросам эстетического воспитания при Академии Педагогических Наук СССР. Неоднократно выступал на заседаниях Совета по обмену опытом работы с детьми.

Не ограничиваясь творчеством и уроками, вел большую общественную работу по эстетическому воспитанию детей. С 1969 года по инициативе учителя и при поддержке заведующего Гороно Александра Александровича Коваленко в городе проводятся праздники детского рисунка на асфальта. За активную работу по эстетическому воспитанию школьников В. И. Пегушев награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. В 1997 году Аткарской детской художественной школе присвоено имя художника, педагога, участника Великой Отечественной войны В. И. Пегушева.

В 1973 году принял участие в работе IV съезда художников СССР, где выступил с речью по актуальным вопросам эстетического и художественного воспитания школьников, опубликованной в «Учительской газете» 22 мая 1973 года.

В 1977 году выступил с сообщением «Возможности эстетического и художественного воспитания школьников в условиях отдаленности от культурных центров» на Всесоюзной научно-практической конференции в г. Ереване.

С 1946 года постоянный участник областных художественных выставок. Принимал участие в выставке художников СССР в Москве. Первая персональная выставка состоялась в 1963 году в Аткарске. Персональная выставка художника в Саратове,  экспонировалась во всех городах области. В родном городе более двадцати персональных прошло выставок В. И. Пегушева.

Художник и гражданин, беззаветно преданный большой и малой Родине, которые защищал в годы войны, не мыслил себя без них. Владимир Иванович писал: «С детства любил я родные места и пытался, еще неумело, изображать. Но страстную любовь к родной природе особенно остро почувствовал на фронте. И никакие красоты румынских Карпат и пылающих алыми пятнами цветущих маков венгерских долин не смогли затмить скромную красоту наших дубрав и речек, золотых по осени осинок...»

Видно таково было Высшее Предназначение Художника: запечатлить на своих полотнах красоту родных мест, сохранив тем самым для потомков погибающую от природых катаклизмов и уничтожаемую человеком природу. Предчувствуя все это, отец говорил еще до рождения внуков: «Мне жаль внуков — они не увидят всей красоты природы, которую с детства видел я».

Тонко чувствующий, ранимый, бескомпромиссный, честный, мужественный, терпеливый, преданный родине и семье, скромный, строгий и добрый человек, он жил без фальши в душе и поступках. Поэтому был удивительно гармоничен. Обладающий энциклопедическими знаниями по всем вопросам, имеющий обо всем свое мнение, простой и легкий в общении, он притягивал к себе людей.

17 октября 2005 года Владимиру Ивановичу Пегушеву было присвоено звание «Почетный гражданин Аткарского муниципального образования», учитывая большой вклад в развитие культуры и искусства на территории Аткарского муниципального образования.

Вот как о нем пишет Борис Михайлович Неменский, народный художник России, профессор, академик в своей книге «Приглашение к диалогу»: «Есть в Саратовской области небольшой городок Аткарск. В нем живет замечательный человек, учитель и художник-акварелист Владимир Иванович Пегушев. Это мой большой друг, друг юности. Мы вместе с ним весной 1942 года окончили Саратовское художественное училище. И сквозь фронты, годы, расстояния и иные испытания жизни прошла нерушимая наша дружба.

Пегушев В. И. был в плеяде первопроходцев-экспериментаторов. А у Владимира Ивановича еще до окончания эксперимента начало сильно и быстро падать зрение. Володя ничего не видит уже много лет. Такое труднейшее испытание жизни досталось тонкому колористу, мастеру акварели...

Однако к учителю, мудрому человеку, окруженному любовью семьи и учеников, тянутся люди. Не случайно за последние годы они организовали в краеведческом музее и в его родной школе 18 персональных выставок, а Саратовский музей им. Радищева приобрел ряд его прекрасных работ...

Только очень хорошему человеку, долгие годы отдававшему себя людям, может так же, годы и годы, отдаваться их любовь».

Юлия ПЕГУШЕВА

Читайте также интересные новости:

Яндекс.Реклама

Реклама от google

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.