В Художественном музее открыта выставка графики Розалии Васильевой
- Автор: Татьяна Мартикова
Десять листов оригинальной графики представлены на небольшой выставке в Художественно-этнографическом музее им. А. П. Бубнова.
Станковые работы Розалии Васильевой выполнены гелиевой ручкой и простым карандашом на белой и тонированной бумаге. Новое имя талантливого художника недавно было открыто создателем и хранителем Аткарского художественного музея Петром Алексеевичем Трущелёвым. Впервые познакомились зрители Аткарского района с Розалией Фасигатовной Васильевой на Передвижной выставке в селе Озёрное летом 2019 года. С этого периода она становится участницей городских выставок.
Название выставки «Тонкой линией остановленный миг» полно и точно характеризует творчество самобытного художника. Родилась она в г. Кок-Янчак в Киргизии в семье военного. Большая часть жизни прошла на колёсах. Росла в Челябинской области, затем в Башкирии г. Мелеуз. Способности к рисованию перешли от родителей. В 1977 году окончила Художественную школу и поступила в Оренбургское художественное училище на живописное отделение. По окончанию его работала в ДХШ посёлка Шарлык Оренбургской области. Вышла замуж и переехала в село Озёрное (в прошлом с. Дурасовка) Аткарского района. С 1984 года работала воспитателем в детском саду. Родила и вырастила пятерых детей. Заочно закончила Вольское педагогическое училище. С 2019 года работает в Детской школе искусства г.Татищево, преподаёт живопись. Ещё в студенческие годы принимала участие в выставках. Живописные и графические работы Р. Ф. Васильевой включают пейзажи, портреты, натюрморты.
В эту экспозицию вошли графические работы. Графика располагает к любованию и внимательному рассматриванию вблизи. На небольшой выставке взыскательный ценитель искусства найдёт для себя и очень деликатные работы, где автор тонко работает с «воздухом белого листа» и невероятно экспрессивные работы, передающие сложные фактуры коры дерева. Совершенно неповторимо, мягко и воздушно передано на белом листе трепет согнувшейся на ветру травинки. По оригинальным рисункам можно судить о характере автора и его настроении. В этой работе мы чувствуем схваченное мгновение движения в плавных лирических линиях.
В передаче образа цветка розы художник использует приём недосказанности, намёка, нюанса. Здесь тонированная коричневым цветом бумага позволяет ввести белый цвет и подчеркнуть нежность и мягкость цветка. Три козлобородника, похожие на большие одуванчики, на белом фоне листа бумаги максимально приближены к зрителю. Мы видим каждую мельчайшую деталь сложной структуры цветка. Он состоит из огромного числа плодов-семянок с пушистыми паппусами, собранных вместе на жёсткой плодоножке. Этот отряд дружных «парашютиков» готов устремиться в свой самостоятельный полёт.
В двух рисунках коры дерева Розалия создаёт выразительную фактуру с помощью линии, пятна и штриховки. Нежная кора дерева с годами обретает грубую фактуру как броню в споре со стихиями природы. Приближая к зрителю изображение, художник рисует трещины замысловатой формы и выделяет их глубокой светотенью. В воображении появляются ассоциативные образы вечной борьбы с ветром, морозом, солнцем. Чтобы усилить это впечатление она сопоставляет нежный, поникший, маленький цветок в хрупкой, стеклянной рюмке с грубой фактурой коры дерева. И здесь выразительным средством выступает несколько небрежная диагональная, горизонтальная штриховка с размывами. Пятно усиливает светотень, объём.
Любовь к фактуре предметов просматривается в каждой работе Розалии Васильевой. Она ведёт диалог фактур в пейзажном мотиве с берёзкой. Уютный палисадник с берёзой дополняет образ сельского дома. Камерный уголок сельской жизни очень созвучен мироощущению автора. Тишина, покой, гармония и красота, вот из чего соткана жизнь в селе Озёрное. Дом художника располагается на берегу реки Идолги, со сложным рельефом спуска к воде. Пейзаж с отражением в воде дерева, с одной стороны, очень спокойный, с другой, наполнен диалогом дерева с размытым, зыбким отражением. Человек присутствует здесь, как обладатель этой тишины и покоя.
Карандашный рисунок натюрморта с цветами показывает ещё одну грань таланта художника. Живые, нежные цветы переданы через бархатистую фактуру и мягкое решение образа. Любовь Любимова тонко подметила в своём отзыве красоту рисунка: «Удивительно, что простым карандашом подчёркнута красота нашего бытия. Просто, но на первый взгляд. Приглядишься, – мастерство. Спасибо, дальнейших успехов. 29.03.2021 г.».
Евгения Макеева, художник и педагог, высоко оценила творчество Розалии Васильевой: «Отлично! Очень красиво, профессионально! Линии просто живые! Здоровья вам и успехов в творчестве! 30.03.2021 г.». Аткарский художник Сергей Ломовцев отметил: «Молодец. Хорошо. Успехов. С уважением, Ломовцев Сергей. 30.03.2021 г.».
Пётр Алексеевич Трущелёв, организатор выставки и автор экспозиции, выделил и представил зрителям именно рисунки, которые часто не попадают на выставки, но являются самостоятельными произведениями. «Живые» линии, штрихи, пятна – это язык графики как вида искусства.
Мы видим, что графика даёт неограниченные возможности для образного выражения. Линия Розалии Васильевой, сплетаясь в многообразные формы, становится то изыскано тонкой, то жёсткой и колючей, то нежной и бархатистой. Восхищает в её рисунках обстоятельная разработка тончайших элементов фактуры. В этом проявляются высокие художественные достоинства её работ и мастерство Художника.