Музею Бубнова – 35 лет
Сомневаюсь, что даже аткарчане, за исключением определенного круга лиц, знают о существовании музея имени Александра Павловича Бубнова, созданного 35 лет назад.
Впрочем, если и дальше будет откладываться вопрос о переводе его из приспособленного кабинета педагогического колледжа в нормальное помещение, этой исторической достопримечательности Аткарск в будущем может недосчитаться.
Имя художника Александра Павловича Бубнова многим поколениям известно по знаменитой во всем мире картине «Утро на Куликовом поле». Сюжет сугубо исторический. Более 600 лет назад, в сентябре 1380 года, на Куликовом поле войска под предводительством князя Дмитрия Донского одержали победу над золотоордынским темником Мамаем. С Куликовской битвы начинается единение Древней Руси, становление ее государственности.
Говорят, увидев репродукцию картины в Аткарском краеведческом музее, японская делегация заметно оживилась: «О, мы знаем этот сюжет, эту картину!». И не удивительно. Монументальное полотно хранится в Третьяковской галерее, репродукцией картины проиллюстрированы соответствующие разделы школьных и вузовских учебников по истории Руси. При этом гости Аткарска были немало впечатлены еще и тем, что оказались в родных краях художника.
Родовые корни автора монументального полотна (за него в свое время он получил Сталинскую премию), Александра Павловича Бубнова – в селе Бубновка Аткарского района.
Бубнов начал работу над картиной «Утро на Куликовом поле» в 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, когда решался вопрос, быть или не быть Стране Советов, когда народ жил единой целью: выстоять и победить. Вера в многонациональный советский народ, гордость за предков, ощущение связи времен, понимание событий прошлого, в которых видны были черты настоящего, вдохновляли художника, помогали в работе.
Он шел в народ, вглядывался в окружавших его людей, переносил их образы на полотно. Для этой картины ему позировали случайно встреченные люди и его друзья. Так, в образе воина со щитом изображен саратовский скульптор Евгений Тимофеев, а для колоритной фигуры ополченца в центре картины, слева от Дмитрия Донского, позировал другой наш земляк – саратовский скульптор, автор памятника Чернышевскому у Липок – Александр Кибальников. Возможно, в лицах воинов есть черты и других его современников из Саратова, Аткарска, его родной Бубновки.
Александру Бубнову было 4 года, когда его отец, отслужив, вернулся с семьей в родные края – в с. Бубновка Аткарского уезда Саратовской губернии. Позже Бубновы переехали в Аткарск на улицу Чернышевского. Саша стал заниматься в изостудии. Ее руководитель Николай Яковлевич Федоров был для самого юного воспитанника и учителем, и другом, определившим его призвание.
Уехав в столицу, Бубнов окончил Московский высший художественно-технический институт. База, данная аткарчанином Федоровым, была столь основательной, что позволила Александру Павловичу достойно чувствовать себя в столичной творческой среде.
Бубнов – представитель соцреализма в живописи, мастер исторического жанра. Его работы находятся во многих художественных музеях и картинных галереях России и зарубежья. Есть они и в Радищевском музее.
При всем при этом не будет преувеличением сказать, что имя Бубнова для Аткарска и аткарчан сохранил и не дает предать забвению Петр Алексеевич Трущелев.
В 80-е годы, будучи студентом Московского государственного заочного педагогического института (художественно-этнографический факультет), он подготовил дипломную работу по творчеству земляка, собрав богатейший материал. Защита диплома прошла «на отлично», работу запросил Центральный выставочный зал России. Его статьи по творчеству художника публиковались позже в специализированных журналах и местных газетах.
Стараниями именно Петра Алексеевича Трущелева одна из улиц Аткарска с некоторых пор носит имя Бубнова, а в бывшем педучилище, ныне колледже, действует единственный в России художественно-этнографический музей. Здесь в ряду дорогих сердцу экспонатов этюд, написанный к картине «Утро на Куликовом поле», эскизы к картинам «Тарас Бульба» и «Осень. Сбор картошки». Выставлены в нем автопортреты, натюрморт, авторская скульптура, карандашные зарисовки, в том числе и его детские, а также инструменты художника – его палитра, кисть, мастихин.
Свою весомую лепту в благое дело внес в свое время известный аткарский художник и педагог Владимир Иванович Пегушев. Именно он привез в Аткарск первые работы Бубнова. Их передала аткарчанам вдова художника Людмила Сигизмундовна.
В музее хранится копия дипломной работы и рукописная книга Петра Алексеевича. Она собрана по крупицам из воспоминаний родственников, друзей, земляков, одноклассников, среди которых его сосед по парте генерал-майор Владимир Семенович Антонов, профессор, доктор сельскохозяйственных наук Борис Михайлович Смирнов. В настоящее время музей, практически, остается без хозяина. Петр Алексеевич в колледже уже не преподает. В Аткарском краеведческом музее места для развертывания такой солидной экспозиции нет. Все, что здесь могут – организовывать периодические выставки. Не так давно появилась надежда, что музей Бубнова будет переведен в освободившееся помещение на втором этаже РКЦ. Не состоялось. Теперь Петр Алексеевич уповает на прозорливость вновь избранного депутатского корпуса районного муниципального собрания, надеясь, что депутаты осознают важность музея и определятся с финансированием связанных с его сохранением и содержанием мероприятий.