Menu
Пред След
A+ A A-

В лесничие слабых не берут

  • Автор: Наталия Давиденко

В лесничие слабых не берутПойдете по грибы в Затон, сказал мне как-то Михаил Москвичев, пойте, кричите, шумите, особенно в заросших овражках. Михаил Иванович знает, что говорит. Более десятка лет проработал он в Озерном лесничестве, позже, чуть меньше, до выхода на пенсию, на том же участке, – егерем охотхозяйства «Затон», под Старой Лопуховкой Аткарского района.

Одну из баек о встрече Михаила Ивановича с секачом мне рассказала потом его бывшая коллега, и сейчас работающая в лесхозе, Елена Рослякова. Случилось это весенним днем в зарослях Затона. Как это часто бывало, лесник один проходил по своему участку, определяя объем предстоящих работ по санитарной очистке леса. Оторопел, когда на него, из-за кустов вылетел огромный кабан. Не зря говорят, возможности человеческого организма неисчерпаемы. Вот и он, отшатнувшись к сосне, нащупав за спиной сучок, сел. Когда кабан, почему-то обидевшись, ушел восвояси, сойти на землю так же легко Михаил Иванович уже не смог – до земли было метра два…

Забавных и не очень, историй, незабываемых встреч с дикой природой, и теми, от кого приходилось эту природу оберегать, у него действительно немало. Были и угрозы, и шантаж, были и благодарности, и более высокие оценки его трудовой деятельности. В ряду важных для него наград – Знак Почета «За долголетнюю безупречную службу в государственной лесной охране  Российской Федерации». Именно она дала ему право на получение звания «Ветеран труда». Полученные льготы к небольшой пенсии, заработанной им за 38 лет безупречной работы, оказались далеко не лишними.

Впрочем, работа, выбранная им сразу после армии, занимаемые должности, исполнение которых было бы под силу далеко не каждому, перспективных благ никогда и никому не сулили. Но это дело было по его душе, соответствовало его настроению, а потому о сделанном выборе Михаил Иванович никогда и не жалел.

Отслужив в армии, женившись на односельчанке Ольге Владимировой, с которой учился в параллельных классах, успевшей прижиться в Москве, сам пожив в столице, уговорил ее вернуться в родные озерные края, на берега рек Медведицы и Идолги, где по утрам будят народ певчие птицы и петухи, где сам воздух – «хоть ложкой ешь». Не зря же соседствующую с Озерным Старую Лопуховку, в которой он родился, за ее климатические и географические особенности величают «второй Швейцарией». Мальчишкам его детства было мало и этой, внешней, красоты. Хотелось разглядеть и ту, что пряталась в лесах, таилась в водах рек и озер. Из старой деревянной бочки, вырезав окно и забив днище, начитавшись фантастики, соорудили «батискаф». Примерить на себя роль отважного исследователя взялся Санька Некрасов. Поскольку его веса недоставало, к бочке привязали еще и камень. Под тяжестью, во время погружения, веревка, за которую они должны были подводное средство вытаскивать, оборвалась. К счастью, желание жить и ловкость Саньки помогли ему выбить дно изнутри и выбраться наружу.

Незабываемыми остались походы в лес, ночевки у костра, щекочущие нервы встречи с дикими животными, змеями и другими обитателями лесных чащоб.  

Наверное, и он мог бы найти работу полегче и поденежней. Физической работы не боялся. Лопуховская земля награждала свой народ богатырской силой. Его дед, рассказывают, запросто мог поднять лошадь и даже пронести на плечах. Да и сам Михаил Иванович в былые времена на здоровье не жаловался, а свободолюбивая душа требовала простора, и он устроился в лесничество. Рябины, горящие огнем осенних ягод, и лесополоса от Каменки до Новой Осиновки по дороге от села Озерного на Аткарск – его первые лесопосадки. Были потом сосновый бор под Старой Лопуховкой, лесопосадки под Воеводчино, сотни гектар других рукотворных массивов, возводимых при его непосредственном участии. В те годы, вплоть до 1980-х, Озерное лесничество озеленяло до 60 гектар ежегодно. В Озерном лесхозе был даже свой лесопитомник. А таких лесхозов на территории Аткарского района было четыре.

Налет романтики в профессии лесника – атрибут внешний. И с ветром, и с солнцем, и с дождем и с тяжелейшим физическим трудом, как и геологи (помните – «держись, геолог, крепись, геолог, ты ветру и солнцу брат»), в любое время года и в любую погоду в родстве труженики леса. Говорят, опоэтизировали этот тяжелый труд писатели, поэты, киносценаристы. Наверное, это так и есть. Соглашается с этим и сам Михаил Иванович. Вот только, уйдя на пенсию, нет-нет и заскучает о шуме речных водопадов, лесных звуках и запахах его душа. И тогда садится он с зятем в машину, едет в лес, и пока тот закидывает спиннинг по заводям Медведицы или сидит с удочкой на берегу, Михаил Иванович уходит в лес, чтоб надышаться, набраться новых сил и здоровья. В родном лесу, говорит он, даже воздух – лучшее лекарство от тоски, душевной и телесной хвори.

Наталия ДАВИДЕНКО

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.