Menu
Пред След
A+ A A-

Известные аткарчане: пионер русской авиации Владимир Савельев

  • Автор: Роман Чекинев

Пионер русской авиации Владимир СавельевМногие люди всю жизнь хотят побольше денег, другие – жаждут власти, кто-то всю жизнь ищет новую любовь, а некоторые, что страшнее всего, ничего толком не хотят, проживая бессмысленную и серую жизнь.

Есть же редкая категория людей, которых какая-то неведомая сила тянет в небо – воспарить и посмотреть на окружающий мир с высоты птичьего полета. Благодаря ним и осуществилась давняя мечта человечества, и мы можем сесть в самолет и к концу дня оказаться на другой стороне планеты.

Одним из таких одержимых полетом мечтателей и был наш земляк Владимир Федорович Савельев, родившийся в городе Аткарске 14 июля 1889 года – пионер отечественной авиационной промышленности.

Володя появился на свет в большой семье (у него были еще брат и две сестры, – прим. авт.) мастера железной дороги – в Аткарске это всегда была особо уважаемая профессия, элита рабочего класса. Именно паровоз в те времена был одной из самых сложнейших машин, ремонт которой представлял собой целую науку.

В нашем городе будущий прославленный авиаконструктор прожил до 14 лет, к этому времени Савельев окончил два класса начальной школы. А в 1903 году мальчика определили в саратовское ремесленное училище, через пять лет он его с отличием окончил и начал трудиться слесарем «на постройке трамвая».

Подняться в небо или воплотить свои мечты о конструировании летательных аппаратов в Саратове в те времена было невозможно, и Владимир Федорович переезжает в столичный Санкт-Петербург, устраиваясь на работу на авиапредприятие ПТА и поступая на учебу в Электротехнический институт. Здесь он участвует в создании аэроплана Гаккель III, проектирует биплан ПТА № 1 и самолет Фарман-4.

Савельев всегда был склонен к приключениям и авантюризму, сидеть сложа руки, было ему совершенно не свойственно. Поэтому фотография молодого Савельева около самолета с турецкими опознавательными знаками (смотрите в нашей галерее, – прим. авт.) удивлять не должна. В 1912 году Владимир Федорович отправляется в охваченную войной Сербию. Туда он приезжает уже как опытный авиамеханик и испытывает тот самый Фарман-4, который царское правительство закупает у предприятия «Дукс» для нужд сербской армии.

2 февраля 1913 года Владимир Савельев с пилотом отправились в двухсоткилометровый перелет из Ниша в Белград на захваченном у врага самолете REP. Они летели трое суток, однако так и не долетели. Неподалеку от столицы Сербии произошла авиакатастрофа, в которой летчики не пострадали и сфотографировались у обломков этого трофейного аэроплана.

Вернувшись в Россию, Савельев работает старшим авиамехаником на заводе РБВЗ и участвует в строительстве и испытании знакового для нашей страны самолета Игоря Сикорского «Илья Муромец», а затем служит старшим инженером-механиком во 2-м авиапарке в Варшаве и Смоленске. По слухам, прославленный Сикорский даже остался должен аткарчанину денег.

Так постепенно Владимир Федорович приближается к своей мечте – созданию самолета собственной конструкции. И в 1915 году они с Владиславом Залевским разрабатывают оригинальный проект трехмоторного военного четырехплана (на фото). Такие самолеты всегда были редкостью.

В серийное производство машина не пошла, но сама во многом революционная идея четвырехплана свое развитие получила уже при создании двухместного самолета-разведчика с одним двигателем, получившем в российском авиастроении название «Четырехплана Савельева-2».

Его испытания в 1916 году показали интересные характеристики, а после установки 100-литрового мотора «Гном-Моносупап» скорость его возрастает до 140 км/час.

После дополнительных работ летательный аппарат признают состоявшимся, он вооружается сразу тремя пулеметами и поступает в эксплуатацию 4-го авиаотряда. Савельев получает от минобороны заказ на изготовление двух десятков таких машин, скоро начинается возведение завода, но 1917 год рушит все планы.

Савельев в череде революционных событий примыкает к движению Александра Колчака, но уже через пару лет кровавой гражданской войны оказывается в противоположном лагере – среди штурмующих Иркутск большевиков, которые назначают его начальником авиации Восточно-Сибирской Советской армии.

Именно Владимиру Савельеву в 1923 году суждено было построить один из первых советских самолетов – это был все тот же модернизированный четырехплан.

Он возвращается на хорошо знакомое ему предприятие «Дукс», теперь уже называющееся завод ГАЗ № 1 ОСОАВИАХИМ. После этого разрабатывает вооружение для советских самолетов в конструкторском бюро Николая Поликарпова, создавая бомбосбрасыватели и бомбодержатели, синхронизаторы и турельные установки.

Однако в 1930 году Савельева увольняют из КБ Поликарпова с весьма нелестной характеристикой: «Имел связь с вредительскими элементами. Вредил. К работе относился формально». Недолгое пребывание в отрядах Колчака будет преследовать его много лет. Скоро Владимира Федоровича арестуют и вышлют в Новосибирск.

Там ему предстоит заниматься отнюдь не любимыми самолетами, а внедрять оборудование для угольной промышленности Кузбасса в Проектно-конструкторском бюро № 14. В Москву Савельев вернется в 1932-м – главным инженером завода № 32 ГУАП. Теперь он работает над бомбовыми замками, пушечными установками и балочными держателями для авиации.

Его успехи замечает нарком тяжелой промышленности Григорий Орджоникидзе, он даже премирует специалиста личным автомобилем, наручными часами и колоссальными по тем временам денежными премиями.

В 1935 году Владимира Федоровича назначают руководителем 7-го отдела ГУАП, затем он работает заместителем начальника КБ Яковлева, попадает в опалу и становится главным инженером «Красного штамповщика», который с началом войны вместо кухонной утвари начинает изготавливать гранаты. По данным, которые сейчас нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, ударив по Савельеву злопыхатели целились по Орджоникидзе, желая показать, что в его окружении затесался «вредительский элемент».

Однако знавшие Владимира Федоровича люди утверждают, что человек он был прямой, честный и даже несколько простоватый, вполне мог «сболтнуть лишнего», но родину любил и служил ей беззаветно.

В 1944-м году Савельева вновь арестовывают и за «контрреволюционную деятельность» отправляют на 8 лет «валить лес» в Горьковскую область. Примечательно, что следователь по делу через некоторое время въезжает в квартиру конструктора.

В Горьковской области Савельев через два года женится на прошагавшей всю Великую Отечественную войну от Москвы до Берлина фронтовичке-радистке Галине Арсентьевне – это третий брак, у них в этот же год рождается сын Владимир, а в 1953 году – Александр.

Поселяется Владимир Федорович с семьей после отбытия срока в поселке Ладан Черниговской области на Украине. Путь в большие города ему «заказан». Савельев работает инженером-конструктором в Особом КБ № 8 завода противопожарного оборудования и, понимаю всю бесперспективность пребывания в такой глуши, борется за право жить в Москве.

Реабилитируют его только в 1955 году Постановлением президиума Верховного совета СССР, за заслуги перед отечественной авиационной промышленностью выделят щедрую персональную пенсию, но приехать в столицу так и не разрешат.

В 1959 году Владимира Федоровича пригласят работать в Новосибирский институт горного дела с предоставлением квартиры. Скончался Савельев 16 декабря 1960 года во время тяжелой операции на желчном пузыре и похоронен на Заельцовском кладбище.

В Новосибирске до сих пор много работают над изучением жизни Владимира Федоровича Савельева, в этом городе живет его сын – Александр Владимирович.

В Аткарске Савельев, по нашей информации, не был с того самого момента, как уехал из города. Поначалу мешали работа и бурная деятельность, затем – передвижение по стране ему было ограничено, ну а потом не стало и людей, которые ему были дороги.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Телефон 8(84552) 31-900. Главный редактор – Валентина Сенькова При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев читателей.