Menu
  • sto-vakansiya.png
Пред След
A+ A A-

В аткарской школе № 3 прошел методический семинар, посвященный краеведению

  • Автор: Татьяна Шевкунова

Методический семинар, посвященный краеведению, прошел в АткарскеВ МОУ СОШ № 3 г. Аткарска состоялся методический семинар «Модель реализации метапредметного курса «Краеведение» для учителей города и района.

Педагоги на 11 открытых занятиях представили коллегам свою систему работы по данному направлению. В школе собран богатейший краеведческий материал, накоплен успешный опыт его использования в педагогическом процессе.

Нужна ли краеведческая работа в школе сегодня, когда экономический кризис ставит проблемы в разных сферах жизни нашего общества? Для нас очевидно, что именно краеведение может стать тем источником, который поможет преодолеть любые трудности, определить верные ориентиры на нелегких жизненных дорогах. Краеведение – это наша историческая память, память о тех, кто жил, о тех, кто оставил след в истории своей малой родины.

Цель краеведческого образования – воспитание гражданина России, знающего свой край, его историю, традиции, памятники культуры.

Школьное краеведение дает самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных технологий в соответствии с требованиями ФГОС. В его основе лежат исследовательские технологии, которые считаются вершиной образовательного процесса. Эта работа учит детей формулировать цели и задачи исследования, планировать свои действия, делать собственные выводы. 

Мира не узнаешь, не зная края своего. Эта истина открывается детям на уроках литературно-этнографического курса «Культура народов Поволжья». Он дает представление 5-классникам о народах и народностях Поволжья. Дети получают опыт уважительного отношения к традициям, культуре многонационального социума.

«Татары на Волге» – тема урока Светланы Дедюкиной. Гости выступали в роли учеников. Учитель, реализуя деятельностный подход к обучению, предложил им разгадать кроссворд и с его помощью определить необычность урока. «Ученики» ставили сценку,  составляли кластер, знакомились с результатами исследования настоящих 5-классников в проекте «Татарская национальная кухня».  Представленный опыт заинтересовал коллег, они отметили необходимость данного курса, его образовательные и воспитательные возможности.

Учитель истории высшей категории Ирина Киреева в мастер-классе «Представление опыта работы по электронному учебнику «История Саратовского Поволжья» на примере урока «Саратовская земля – прифронтовая территория» обозначила перспективы работы с электронными учебниками, проблемы, в связи с этим возникающие.

Это вызвало живой интерес аудитории, так как работать по такому учебнику в скором времени предстоит всем. Непременное требование ФГОС – работа с текстом. Киреева в практической части своего занятия предложила учителям, работая в группах, применить технологию продуктивного чтения ОС «Школа 2100». В текстах о событиях военных лет на территории Саратовской области и Аткарского района надо было обнаружить три вида информации: фактуальную, подтекстовую и концептуальную.

В школе № 3 краеведческой работой занимаются давно. Интерес к ней проявляют и ученики, и учителя, и выпускники прошлых лет. В планах появился проект электронной энциклопедии «Аткарский край», создание которой мыслится по образцу «Википедии». Инициаторы проекта – Марина Лунева и Ирина Киреева. Есть уверенность – проект найдет поддержку.

Не было равнодушных и на мастер-классе учителя высшей категории, классного руководителя 10 класса Антониной Абрамовой. Рассматривалась тема «Технология урочной и внеурочной деятельности метапредметного курса «Краеведение»».  В 10 классе Абрамова ведет кружок «Хранители истории», рассчитанный на два года.

Трудность в том, что нет программы. Создавая свою, учитель опирается на курс «История родного края», разработанный еще Владимиром Игнатьевым, бывшим директором краеведческого музея. Члены кружка получают основы библиографических знаний, практические навыки по сбору и систематизации краеведческого материала, умение анализировать и сопоставлять материал об Аткарском крае с историческими событиями России.

Такая работа интересна ребятам. С удовольствием знакомятся они с такими материалами, как книга Александра Минха «Аткарск». И опять практическая работа для слушателей мастерской – технология работы с текстом документов. А тексты действительно интересны как ученикам, так и их наставникам – состояние образования в Аткарске в начале XX века. Копии старых документов и планов города, занятия в библиотеке, в музее, встречи с живыми свидетелями исторических событий – все это формирует и развивает универсальные учебные действия обучающихся, позволяет создавать ситуации развития личности ребенка, способствует реализации его активности.

Выпускники школы часто вспоминают, что первая встреча с искусством живописи для них состоялась в «Малой Третьяковке», располагавшейся на втором этаже школы. Создавалась она еще в 60-е годы прошлого века подвижнической работой учителя истории Зои Курчаткиной, приоткрывшей школьникам российской глубинки высокий мир искусства.

С 2014 года после некоторого периода забвения работа «Малой Третьяковки» возрождена. Еще предстоит работа по ее дальнейшему восстановлению и расширению, но уже и сейчас она открывает благодатные возможности воспитания самых возвышенных чувств. В этом убеждает работа краеведческого кружка руководителя Любови Соболевой. 

По убеждению педагога, кружок призван решать проблему воспитания исторической памяти школьников. И помогает в этом краеведческий материал: биографии наших знаменитых земляков, произведения литературы, живописи. Имя художника Александра Бубнова – особая гордость 3-й школы. Он ее выпускник. Его самая известная картина «Утро на Куликовом поле» находится в главной художественной галерее нашей страны – Третьяковской. Одной из первых ее репродукция появилась и в возрожденной школьной «Третьяковке». Погружение в историю и содержание этой картины уже само по себе дает огромную пищу для души и сердца. Но мастер-класс Соболевой открыл еще и опыт педагога в приобщении обучающихся к проектной деятельности.

Присутствующие на мастер-классе учителя увлеченно создавали стендовый доклад, посвященный Бубнову и его картине. Из исследовательских работ кружковцев по его творчеству учителя должны были выбрать тот материал, который им хочется использовать в своей работе, ведь полотна Бубнова – это гордость за героическую историю, любовь к родине, приобщение к подвигу ее защитников.

Оценку работы кружка, о которой получили представление присутствующие на мастер- классе, дала Елена Вертянкина, педагог МОУ СОШ № 9: «Работа такого кружка, безусловно, позволяет раскрыть в учениках скрытые от них самих возможности внутреннего мира, развивать чувство прекрасного, влиять на формирование духовно-нравственных качеств учеников».

А на уроке географии звучали стихи аткарских поэтов. Всего второй год преподает в школе Астгик Оганнисян, но молодой педагог сумел определить роль своего предмета в общей работе коллектива по краеведению, использовать уже имеющийся опыт, развивая и обогащая его своим творчеством. Главный акцент соответствует современным требованиям к преподаванию – практическая направленность, активизация самостоятельной деятельности обучающихся. Задания такой направленности с увлечением выполняли и учителя.

Учитель школы № 10 Ирина Теряева отметила непринужденность молодого преподавателя в общении с учениками, любовь к своему предмету, стремление увлечь, повести за собой. Это и позволило ей увидеть в работе по краеведению ту благодатную почву, на которой будет развиваться интерес  к родному краю, а значит, непременно родится и любовь к нему.

Приобщение к изучению родного края начинается еще в начальной школе. Конечно, выбор информации, форм и методов работы зависит от возрастных и познавательных особенностей младших школьников. Но и на этой образовательной ступени краеведение способствует их социальной адаптации, формированию духовно-нравственной ориентации. Серия мастер-классов, данных учителями начальных классов по теме семинара, тому свидетельство.

Наталья Гришина, Ольга Наумова, Ольга Федоровская и Любовь Яцкова представили свой опыт использования краеведческого материала в урочной и внеурочной воспитательной работе. Значительное место в жизни младших школьников занимает игра, поэтому игровые технологии очень востребованы в начальной школе. Органично в игре на уроках и на кружковых занятиях дети открывают такие понятия, как «родина», «государственный флаг», «герб» и др. Как это происходит, гости семинара увидели на мастер-классах «Опыт достижения личностных результатов средствами кружковой работы» Гришиной и «Из опыта формирования гражданственности и патриотизма у младших школьников» Яцковой. И не только увидели, но и сами включились в игру: провели «мозговой штурм», раскрашивали флаги, выбирали герб России, Саратовской области, Аткарска, работали с пословицами о родной земле.

«Презентация опыта по предмету «Окружающий мир» с использованием краеведческого материала – тема выступления учителя начальных классов высшей категории Ольги Наумовой. Педагог привлекает к краеведческой работе и родителей, считает, что это способствует сохранению вертикальных семейных связей, укрепляет связь поколений.

Ольга Федоровская на разных уроках использует краеведческий материал, отмечая повышенный интерес учащихся к нему. Такие задания носят не только развивающий, но и воспитательный характер. А чтение стихов аткарских поэтов делает уроки эмоционально насыщенными. Коллеги заинтересовались ее опытом, отметили актуальность проблемы.

Педагоги в своей работе используют краеведческий материал, который собирался на протяжении многих лет коллективом учителей, учащихся, родителей. Это экспонаты музея Боевой славы, историко-краеведческого музея «Дом окнами в мир», открытого в этом учебном году под руководством замдиректора по воспитательной работе Марины Луневой. Как летопись, ведет он повествование о событиях и людях, оставивших свой след в истории школы. Ребятам всегда интересно узнать, как жила школа до них. Невозможно переоценить роль школьного музея в сохранении традиций, в воспитании активной личности.

Все присутствующие отметили хорошую подготовку всего педагогического коллектива школы к такому важному и нужному семинару.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.