Menu
Пред След
A+ A A-

Советы психолога: детские страхи и как от них избавиться

Малыш обнимает мамуСтрах всегда присутствовал в жизни человека, еще при первобытнообщинном строе управлял им. Инстинкт самосохранения помогал защищаться от угроз с помощью страха и был оправдан.

Ведь мы помним, что страх активизирует защитные средства нашего организма для преодоления непосредственных опасностей. Что и спасало человека разумного.

Постепенно с развитием цивилизации страх все больше становился социализированным. Мы уже боимся не того, что угрожает нашей жизни, а того, что угрожает нашей личности. Боимся потерять уважение, признание, социальный статус, любовь. И с таким страхом бороться труднее, потому что он не оправдан биологически.

Все наши страхи – родом из детства. Они не возникают из ниоткуда, а постепенно формируются у нас. И кто больше всех помогает им в этом? Конечно же, мы с вами, самые близкие люди. Обвинять взрослых нет смысла, ведь они действуют из лучших побуждений и благих намерений. Но выбирают ошибочный путь в воспитании – запугивание.

Вспомните наши предостережения: «Не разговаривай с незнакомыми, никуда с ними не ходи... Далеко не ходи – потеряешься... Учись хорошо, а то ничего в жизни не добьешься... Хорошо веди себя, а то я перестану тебя любить, отдам в детдом, умру…». Чем только не пугаем детей, не задумываясь, что эти вскользь сказанные слова глубоко ранят детскую психику.

Предостерегать детей надо, но не запугивать. Неправильно поданная информация превращает наши предостережения в кошмар для ребенка, особенно впечатлительного. Его бурное воображение может нарисовать ужасающие картины. В раннем возрасте дети мыслят образами, и поэтому дядька, готовый затолкнуть их в мешок и утащить в лес, далеко-далеко от папы с мамой – реальный объект. А тетя – доктор, которая сделает укол за плохое поведение, надолго остается в памяти. Нам со своим абстрактно-логическим мышлением и невдомек, какое потрясение вызвали в душе своего ребенка.

Какие причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста существуют, что может повлечь за собой появление личностной тревоги (ситуативная тревога связана с реальными угрожающими событиями, личностная тревога – черта характера)?

Часто страхи, возникающие в дошкольном возрасте, связаны с матерью. Ее тревожно-мнительное восприятие мира зарождает внутреннее напряжение в душе малыша. И окружающий мир превращается в постоянную угрозу. 

Стремление матери выйти быстрее на работу может вызвать необоснованную тревогу у детей, особенно чувствительных. В этом возрасте детям нужны любовь, ласка, повышенное внимание, и они всего этого лишаются. Им не хватает тепла и нежности в отношениях с матерью, они чувствуют себя беззащитными.

В дошкольном возрасте дети наиболее чувствительны и к проблемам в отношениях между родителями. Ссоры, скандалы, постоянное выяснение отношений травмируют психику ребенка и порождают чувство неудовлетворения, напряженности и тревоги.

Но большинство страхов после 5 лет начинают отступать и к 7 годам сдают позиции. Эмоциональное восприятие мира заменяется рациональным, отсюда снижение уровня тревоги. Ребенок может объяснить свои ощущения и переживания.

В школьном возрасте с возросшей ответственностью преобладают страхи социализированные. Страх не соответствовать принятым нормам, правилам, требованиям держит ребенка в постоянном напряжении. В связи с возрастающей социализацией ребенка, увеличением круга обязанностей появляются беспокойство не успеть, опоздать, сделать что-то не так.

Негативные отклики родителей, учителей, замечания вызывают у ответственного ребенка чувство вины и заставляют его быть постоянно начеку, чтобы не совершить неправильных действий, подвергаемых критике взрослых.

Родители стараются связать своих детей таким большим количеством правил, запретов и ограничений, что они боятся любого безвинного для их возраста нарушения поведения, даже случайного. Страх не получить высокую оценку своим действиям, поступкам, любая неудача, любое отклонение от нормы выбивает их из колеи. Представляете, в каком постоянном психическом напряжении, скованности, нерешительности находится ваш ребенок.

Вот здесь и понадобится поддержка и внимание родителей. Не нужно «перегибать палку». Взрослые почему-то забывают, что тоже были детьми. Бегали, прыгали, лазили по деревьям, иногда пропускали уроки, получали плохие отметки. Чего только в детстве мы себе не позволяли?

Нам всегда кажется, что мы сразу стали такими правильными. И того же требуем от детей, забывая, что у них тоже должно быть детство. Познавая этот мир, наши дети приобретают опыт, иногда допускают промахи. Если вы научите их принимать ошибки и исправлять их, а не запугивать и укорять – это будет лучший вариант.

Как избавляться от детских страхов? Как говорилось, в дошкольном и младшем школьном возрасте страхи больше связаны с эмоциональными переживаниями, поэтому в этом возрасте от них легче избавляться. Ведь они не стали чертой характера. Для психоастенического и тревожно-мнительного характера повышенная тревожность уже основополагающая черта личностного развития.

Основные черты характера закрепляются в подростковом возрасте. Значит, в этот период еще можно скорректировать свои внутренние переживания. С возрастом это будет намного сложнее.

От социализированного страха лучше избавляться развитием доверительных отношений, где открыто обсуждаются ошибки и неудачи, совместно находятся пути преодоления препятствий, интересуются внутренним миром, переживаниями и желаниями ребенка, позволяют ему учиться самостоятельно принимать решения.

Мы больше говорили о страхах, возникающих из-за трудностей в общении, но есть еще два вида страхов. Навеянные воображением ребенка, их устраняют во время беседы. Есть страхи, обусловленные ситуативно. Например, ребенка заперли в темной комнате, в тесном ящике, шкафу, как следствие, взрослый человек начинает бояться маленького, замкнутого пространства. Или ребенку стало плохо в транспорте – с возрастом любое передвижение будет вызывать дискомфорт. Такой страх лечится комбинированно, и обязательно с помощью специалиста.

Общим для устранения любых видов страха является, как ни странно, общение со сверстниками и игры, желательно подвижные.

Сейчас дети меньше двигаются. Загруженность в школе, компьютер, Интернет ограничивают детей в физическом развитии, а значит, в борьбе с внутренним напряжением (накопившийся страх и тревога снижаются от активных упражнений, игр).

Если взрослые в борьбе с нарастающей тревогой используют работу и физические нагрузки, то лучшим помощником для детей является игра. Но наши дети играют и общаются мало. Такие игры старшего поколения, как «казаки-разбойники», лапта, догонялки, прятки, им неизвестны. Да, наверное, и неинтересны. Ведь эти игры предполагают коллективную игру, а ограниченность в общении не дает возможности организовать такое времяпрепровождение. Вот и сидят наши детки по клеткам. Да и беспокойным родителям удобно: не поранятся, не пострадают, лишний раз одежду не порвут, не выпачкают.

Отсутствие двигательной активности и подвижных, шумных, азартных игр лишают детей эмоциональных переживаний, обедняют их мир, превращают детство в скуку и однообразие.

Чем больше интересов у ребенка, тем меньше страхов. Загруженность не оставляет времени на переживания, представления, фиксацию на своих ощущениях.

Нельзя игнорировать жалобы детей, связанные с тревогой, боязнью, а тем более  иронизировать, смеяться, обвинять в трусости. Вы добьетесь только одного: утратите доверие, потеряете доступ к его внутренним переживаниям, мыслям и желаниям.

Нельзя избавить ребенка от страха повышенной опекой, беспокойством и ограничением самостоятельности и активности. Гиперопека всегда порождала людей неуверенных, нерешительных, склонных отказываться от решения проблем и перекладывать ответственность за свои неудачи на других и обстоятельства.

Самое правильное решение – относиться к детским страхам без повышенного беспокойства, осуждения и чтения морали. Принимать активное внимание в их жизни. Вернуть ребенку детство, наполнить его шумными играми, эмоционально насыщенными беседами, прогулками, совместными посещениями детских спектаклей, фильмов, парков с аттракционами, мирных бесед, чтением сказок и интересных книг.

Наполнить их мир смехом, радостью, дружелюбием, шутками и любовью, чтобы не оставить места никаким страхам, переживаниям и тревоге.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Телефон 8(84552) 31-900. Главный редактор – Валентина Сенькова При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев читателей.