Menu
Пред След
A+ A A-

Психолог Марина Рузайкина: как повысить интерес школьника к учебе

  • Автор: Марина Рузайкина

Ученик у доскиВ последнее время родители все чаще обращаются с вопросом: «Почему дети плохо учатся в школе и как повысить интерес к занятиям?».

В вопросах воспитания и становления личности – это одна из самых важных проблем. Мне кажется, задавая такой вопрос психологу, родители ждут конкретного ответа: вот сделайте так – и ваш ребенок с удовольствием побежит в школу. Хочу разочаровать. Таких советов нет.

Это длительный постоянно развивающийся процесс, объединяющий и родителей, и детей. Воспитание – упорный труд для старшего поколения, от которого не откажешься и на чужие плечи не переложишь. Не зря говорится, что воспитание детей начинается с воспитания самого себя. Ваш ребенок – чаще всего, зеркальное отражение вас и ваших привычек, только в более гипертрофированном виде.

Хотите развить в ребенке определенные качества, отношение к жизни, прежде обратите внимание на себя. Не требуйте у детей того, чего нет у вас. С сигаретой в руке не говорят о вреде курения, за рюмочкой водки не напоминают о вреде с алкоголя.

Хватит о родителях, ведь нужно ответить на вопрос: как повысить тягу к знаниям у детей.

Современные дети живут и развиваются в другой коммуникативной среде. Вспомните свое детство: строительство снежных крепостей и игры в снежки, катание на санках с горки, лепка снеговиков и снежных баб. Мы общались вживую, решали много проблем, дрались и мирились, учились жить в реальном мире.

А наши дети? Компьютерная реальность стала частью их мира. «Бродилки», «стрелялки» заменили подвижные игры, а Интернет, различные чаты – живое общение. Вы замечали, как общаются дети? Стоят рядом, каждый уткнулся в свой телефон и что-то пытается там найти. Виртуальный мир для них представляет больше интереса, чем общение со сверстником.

Да, большинство, наверное, и говорить уже разучились. Ведь электронные сообщения конкретны, кратки. Разве можно в двух словах передать всю гамму чувств, которые иногда наполняют душу? Поэтому дети часто информационно и технологически хорошо продвинуты, но слабо развиты эмоционально и психологически.

Готовность ребенка к школе – наполовину готовность родителей участвовать в учебном процессе. Особенно важно уделять внимание детям в начальных классах. Здесь уместно сказать: что посеешь, то и пожнешь.

Конечно, все мы стремимся дать детям только лучшее, все наши усилия направлены на положительный результат. Так почему получаем прямо противоположный?

Не замечая, мы допускаем ряд ошибок, которые мешают добиться успеха в столь благом деле. Первая ошибка – навешивание ярлыков. Этот термин часто встречается в психологии и не раз упоминался в моих статьях.

Отрицательные ярлыки (троечник, неудачник, неуч, бестолочь, недотепа) снижают самооценку у детей, лишают желания стремиться к успеху и двигаться вперед (все равно у меня ничего не получится), и ребенок застревает в своем развитии. Задача родителей не заклеймить своего ребенка, а научить признавать и исправлять ошибки. Оценивать вы должны не своего ребенка, а отмечать его действия, поступки, результаты.

Различайте оценки и отметки. Оценка – это ярлык, который вы навесили на своего ребенка, а отметка – это веха в поступательном обучении детей.

«Сегодня опять получил двойку, недотепа, бестолочь!» – все, заклеймили. А вопрос: «Сегодня у тебя двойка, в чем проблема, чем могу помочь? Вечером посидим, порешаем». Чувствуете разницу?

В первом случае обида помешает задать вам лишний вопрос, ребенок закроется, спрячется, как черепаха под свой панцирь. А во втором варианте появляется возможность исправить ошибку, ощутить поддержку. А если невзначай вспомните, что и вам решение задач не всегда удавалось с первого раза, то убедите его, что он не плохой. Причиной является обыкновенная неудача, которую нужно исправить.

Большое количество негативных слов и высказываний с отрицательной эмоциональной окраской заставляет ребенка защищаться: он становится или агрессивным, или безразличным.

Вторая ошибка – неумение оценить способности своих детей. Одни все схватывают на лету, у них прекрасные задатки, другим приходится прикладывать массу усилий. И везде есть свои плюсы и минусы.

Что плохого, что ваш ребенок быстро усваивает материал? Ничего. Но легкий путь – не всегда лучший. Имея прекрасные врожденные задатки, можно загубить их на корню, если не развивать. А развитие – это всегда упорный труд. Талант – 10% способностей и 90% упорства и трудолюбия. Если вместе с вашими усилиями ребенок не приобретет перечисленных качеств, то с каждым годом успеваемость будет снижаться. Постепенно программа усложняется, а привычка уделять мало времени урокам так и остается. Только в ваших руках научить ребенка трудиться.

А дети, которым обучение дается не сразу, должны больше времени уделять подготовке. И здесь, если вы не успели навесить на него ярлык тупицы и поможете ему преодолеть на первых порах трудности в усвоении учебного материала, совместными усилиями добьетесь хорошего результата. Ребенок усвоит, что без труда не вытянешь и рыбку из пруда, в дальнейшем лишняя нагрузка пугать и напрягать его не будет.

Самое главное, делайте уроки вместе с ребенком, а не вместо него. Постепенно снижайте участие в выполнении домашней работы, оставляя контроль.

Третья ошибка – это взывание к сочувствию и совести. Воспитание детей занимает много времени и внимания. А нам после трудного рабочего дня и решения всех хозяйственных дел не всегда удается уделить время своему ребенку: вовремя объяснить решение задачи, помочь с сочинением или разобрать трудное задание. Оставшись без поддержки, ребенок не справляется, не усваивает материал, отстает от одноклассников  и успеваемость снижается.

И вот тут мы расходимся по-настоящему: «Я тут надрываюсь, целый день на работе, а ты не ценишь, не хочешь, не можешь хорошо учиться». Такими обвинениями ничего, кроме чувства вины, вы у своего ребенка не добьетесь. И не удивляйтесь, что через какое-то время ваш сын или дочь станут проявлять агрессию. Какие чувства испытывают большинство детей в такие моменты – они пытались выполнять все требования учителей, но у них не получалось, с трудом усваивали новый материал, незнание накапливалось, как снежный ком, а вы его еще обвиняете. В этом случае агрессия носит защитный характер.

Ошибки ошибками, но главное, как повысить интерес ребенка к обучению? Обратим внимание, что разговор идет о начальных этапах учебного процесса. Потому что в остальных случаях нужно не только прививать интерес, но и корректировать допущенные ошибки.

У большинства учеников нет мотивации, стимула к учебе. На длительный период ценность образования снизилась. Учись, не учись, все равно нигде не устроишься, платят мало, а на базаре продавцом я и без образования простою. Сейчас отношение к образованию изменилось, образованные люди ценятся больше, чем в 90-е годы прошлого столетия.

Обстоятельства изменились, а мыслительный процесс тормозит. Да и мы, не задумываясь, подливаем масла в огонь. В присутствии детей критикуем учителей, говорим о загруженности, большом количестве ненужных предметов, которые в жизни вряд ли пригодятся. Ребенок, как губка, впитывает все. Вы и не заметите, как ваши мысли сформируют его отношение к учебе. А когда нет ответа  зачем мне это нужно, интерес к учебе быстро улетучивается.

В воспитании нельзя забывать о правильном соотношении «кнута и пряника». Пользоваться надо и наказанием, и поощрением, которые четко определяют путь, по которому нужно идти. Помните, как в сказке Иван-Царевич у камня на перекрестке думает, куда пойти, направо, налево или прямо. Здесь указанием является ваше одобрение и огорчение. Налево пойдешь  ремня получишь, а прямо пойдешь – конфетка достанется. Вы, конечно, понимаете, что это шутка, но в каждой шутке есть доля правды.

Только наказание всегда должно быть пропорционально нарушению. Открыто и четко нужно хвалить ребенка за положительный результат, не бойтесь напомнить о прошлых достижениях, настраивайте на удачу. Хвалите то, что он делает, а не его самого.

Причиной снижения интереса может быть банальная лень. Во-первых, не приучились прикладывать усилия для достижения успеха, нет мотивации. Во-вторых, лень может появиться из-за переутомления, если ваш ребенок имеет насыщенный график учебы. Кроме обычной школы, музыкальная или художественная, занятия спортом, английским языком. Идет перегрузка нервной системы, и подросток не успевает усваивать поступившую информацию.

Хорошая подготовка и быстрое усвоение новых знаний может вызвать у вашего ребенка скуку, если одноклассники отстают в усвоении материала. Долдонить одно и то же и ждать, когда весь класс решит задачку, сложно. Постепенно интерес к учебе угасает. Здесь многое зависит от учителя, правильно распределенная нагрузка поможет в данной ситуации. Ребятам, более способным, давать материал сложнее или в большем количестве.

Внешние причины тоже могут стать снижением интереса. Это отношения с учителями и одноклассниками. Особенно такие проблемы касаются домашних, не посещавших дошкольное учреждение детей. Они не привыкли к детской среде, могут испытывать трудности в налаживании контактов со сверстниками.

Таковы основные причины снижения интереса к учебе. Главная задача и учителей, и родителей – понять причину плохой успеваемости, «не хочу» или «не могу». При ответе «не могу» – нужна помощь специалистов: психологов, репетиторов. При ответе «не хочу» – родителям надо обратить внимание на воспитательный процесс, больше общаться с ребенком, выяснить его желания, цели и помочь претворить в жизнь.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.