Menu
Пред След
A+ A A-

Аткарские библиотекари рассказали интересные факты о Маяковском

  • Автор: Галина Ипполитова

Аткарские библиотекари рассказали интересные факты о Маяковском19 июля исполняется 130 лет со дня рождения Владимира Владимировича Маяковскому (1893-1930) – одного из крупнейших советских поэтов.

Сегодня, когда о нём как классике первой величины изданы, наверное, сотни биографических книг и культурологических монографий, вряд ли есть резон перечислять в очередной раз вехи его биографии и творчества. Любой рассказ об этой фигуре будет заведомо вторичен. И всякий любитель отечественной поэзии может отыскать в судьбе и произведениях Маяковского нечто «своё».

Владимир Владимирович Маяковский стал настоящим символом своей эпохи. Он, в своей своеобразной стихотворной форме, а также на агитационных плакатах, долгое время прославлял достижения трудового рабочего и крестьянского народа, изобличал мерзость капитализма, ругал церковь, хаял, на чем свет стоит, большую часть мирового сообщества. И народ его любил! Можно сказать, что он был национальным героем в раннем Советском Союзе. Ставшие крылатыми строки его поэзии полюбились или, как минимум, запомнились миллионам соотечественников.

Однако, до сих пор о некоторых фактах его жизни вы, возможно, ещё не знаете и мы для вас их раскроем.

- Владимир Маяковский отлично владел грузинским языком. Не удивительно – он родился в селе Багдади Кутаисской губернии России (ныне Грузия)  и провел там все детство. Однако грузином он не был, и сам себя к этой нации не причислял. Род свой Маяковский вел от мелких дворян и казаков (запорожских и кубанских). Впрочем, в 1924 году в поэме «Владикавказ-Тифлис» все-таки назвал себя грузином.

- О марксизме и революционном движении Маяковский узнал ещё в детстве. В 1902 году он поступил в Кутаисскую гимназию, и там попал под влияние старших ребят, активно читавших революционную литературу и участвовавших в разного рода демонстрациях. Чуть позже он сам стал заниматься тем же, причем на тот момент ещё не стал убежденным революционером, делал все это исключительно ради стремления выделиться из толпы, стать «своим» для старших товарищей.

- У Маяковского было две серьезные фобии – он боялся микробов и иголок. Дело в том, что в 1906 году его отец скончался от заражения крови после того, как неаккуратно проколол себе палец во время сшивания пачки бумаг. Владимир Владимирович видел весь этот ужас (смерть довольно мучительная), и с тех пор обзавелся этими страхами. Избавиться от них поэт не смог до конца своих дней.

- В 1908 году Маяковского исключили из гимназии из-за невозможности оплатить обучение. Дело было уже не в Кутаиси – в 1906 году, после смерти отца, мать будущего поэта и его сестры отправились жить в Москву, где Владимир и поступил в 5-ю классическую гимназию. Семья жила очень бедно, заработков матери не хватало вообще ни на что, вот Маяковскому и пришлось прервать обучение.

- В том же 1908 году Маяковский вступил в РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия) и стал убежденным марксистом. В течение следующих двух лет его несколько раз арестовывали, в том числе, по делу о сети подпольных типографий в Москве, однако, каждый раз юношу возвращали матери по причине малолетства (15-16 лет от роду). Однако в тюрьме он некоторое время провел, несмотря на поруку родительницы. Например, в Бутырке поэт просидел около 11 месяцев, причем в одиночной камере.

- Маяковский нередко шёл на хитрость, чтобы избежать арестов и ссылок. Например, однажды во время облавы он целиком съел записную книжку, в которой содержалось несколько десятков имен и подпольных адресов. В другой раз Владимир Владимирович мастерски изобразил совершенно неграмотного человека, который не умеет ни читать, ни писать. Это потребовалось ему для того, чтобы избежать обвинений в распространении нелегальных брошюр и прокламаций.

- Поначалу стихи Маяковского были приняты обществом, как «издевательство над русским языком». Дело в том, что поэт всегда позиционировал себя противником «старья», считал себя антиподом устоявшихся литературных норм. Не удивительно, что творчество его тогда показалось, мягко говоря, своеобразным, да и сейчас иногда кажется таким же. Тем не менее, своего почитателя автор нашел, а со временем и вовсе превратился в живую легенду.

- Маяковский был игроманом. Правда, на территории Советского Союза свое пристрастие он старался не демонстрировать – держал образ этакого светоча трудового народа, честного, с прочными моральными устоями, практически непорочного. Однако, как только он попадал в Западную Европу, а бывал он там относительно часто, сразу отправлялся в игорный дом, и просиживал за карточным столом сутками.

- Маяковский работал, не покладая рук. Свои стихи мог записывать везде. Одновременно трудился как рекламист в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Поэтом Маяковский был довольно успешным, можно сказать, самым издаваемым. Средняя заработная плата составляла немногим больше 1000 рублей в месяц. Это выше годового дохода промышленного рабочего. Он печатается большими тиражами, в 3000 экземпляров. А у детской книжки, знакомой многим поколениям советских и российских мальчишек и девчонок, «Что такое хорошо» он был в 10000 экземпляров. От полученных за нее $ 10000 писала даже американская The New York Times. На antiquebooks сегодня редчайшее первое издание предлагается за 350000 рублей. В поездках во Францию он публикует стихи в «Парижском вестнике» по 10 франков за строчку. Достаточно разместить 3 четверостишия, чтобы получить 120 франков. Столько французский служащий мог заработать за месяц.

- Маяковского не взяли на фронт во время Первой Мировой войны. Поэт сам подал прошение о зачислении в ряды добровольцев, однако, к этому моменту его уже несколько раз «привлекали» за революционную деятельность, и досье на него было, мягко говоря, нехорошим. Собственно, отказали ему именно с такой формулировкой – как политически неблагонадежному.

Талантливейший поэт советской эпохи много путешествовал. В поездках по России он встречался с широкой публикой, выступал в аудиториях и клубах, в цехах заводов и фабрик. Во время этих многочисленных лекционных поездок по стране Владимир Владимирович трижды посетил и Саратов. Впервые он приезжал в город летом 1910 года к своему товарищу Н. И. Хлестову, впоследствии оперному певцу, и провел здесь более двух месяцев. Следующая встреча поэта с саратовцами произошла в марте 1914 года во время его турне по России с поэтами-футуристами Маяковский выступил в саратовской консерватории с докладом «Достижения футуризма», и, судя по откликам местных газет, саратовцы приняли новое литературное направление отрицательно. Вот как описывает его «Саратовский вестник»: «Весьма развязный молодой человек (ему, по словам Бурлюка, всего 20 лет), появился на эстраде в розовом пиджаке, с разноцветным, торчащим из кармана платочком». Реакция слушателей была двойственной, но речь Маяковского, прочитанная с большим ораторским мастерством, произвела на горожан огромное впечатление.

Зимой 1927-го Маяковский в третий раз приезжает в Саратов как представитель литературной группы «Левый фронт искусства». На улицах – длинные аншлаги с одним словом «Маяковский». 29 января он выступил в зале Народного дворца (ныне Дом офицеров) при полном аншлаге. После выступления Маяковский с техническим организатором Н. Н. Лавутом прячутся в скверике Липки за кустами, чтобы послушать мнения публики. Раздаются голоса: «Ну и талантище! Хвастун здоровый! Какой остроумный! Здорово читает!». Выйдя из-за кустов, Маяковский резюмирует: «Значит, польза есть. А ругань не в счёт!». 2 февраля газета «Саратовские известия» писала: «Мы имели возможность лично слышать крупнейшего и оригинальнейшего поэта нашего времени, большого мастера слова, прокладывавшего новые пути в поэзии».

Литературное наследие Маяковского поистине бесценное. Его отличает ярко выраженный слог, написанный знаменитой «лесенкой», которая стала его «визитной карточкой».

Оказалось и то, что творчество выдающегося поэта во многом определило пути развития не только советской поэзии, но и музыки. В справочнике «Маяковский в музыке», с которым можно познакомиться в Центральной библиотеке Аткарска, представлено 188 композиторов, создавших на слова В. В. Маяковского более 300 музыкальных произведений – оперы, балеты, музыкально-драматические, вокально-инструментальные произведения. Произведения поэта в кино, театре и на телевидении. Слова из стихов поэта использовали многие авторы, как начальные слова песен и романсов.

В читальном зале библиотеки можно прослушать его лирику и фрагмент из поэмы «Флейта-позвоночник» в прочтении народных артистов Игоря Кваша и Олега Басилашвили.  Компакт диски из коллекции «Великие исполнители» фирмы «Мелодия» нам предоставила Саратовская областная универсальная научная библиотека – отдел литературы по искусству.

Мало кто знаком сегодня с живописным наследием Владимира Маяковского. Оказывается, Маяковский с легкостью владел самыми разными художественными техниками. Он писал карандашом, углем, маслом, тушью, а за неимением подручных средств – окурками. Им создано несколько тысяч рисунков и большая часть текстов к ним. И если бы Маяковский не вошел в мировую культуру как поэт, то непременно остался бы в истории как создатель новаторского направления в изобразительном искусстве.

Помимо этого, Маяковский писал сценарии (только в 1926-1927 годах он создал девять киносценариев), пьесы для постановок, выпускал журнал «Леф», снимался в кино и играл на сцене. Как много же талантов собралось в одном человеке, прожившего короткую, но яркую жизнь. А говоря о Маяковском в целом, так и хочется сказать – он гений своего времени, который сотряс весь писательский мир и оставил огромный след в творчестве серебряного века.

К юбилею талантливейшего поэта Центральная библиотека Аткарска организовала персональную выставку «Большое сердце большого поэта». На ней представлены работы, раскрывающие многогранный потенциал Маяковского и как поэта, и как драматурга, и как художника. Вы сможете познакомиться с его биографией, проследить творческий путь поэта. Художественные произведения дополнят литературоведческие издания.

К 130-летию со дня рождения поэта телесериал «Маяковский. Два дня» покажут в эфире канала «Россия Культура» 19-20 июля в 21.30 по московскому времени. Зрителей ждёт масштабная историческая реконструкция жизни и быта творческой интеллигенции и общества начала XX века.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.