Menu
Пред След
A+ A A-

В библиотеке Аткарска открыта выставка к юбилею В. А. Гиляровского

  • Автор: Галина Ипполитова

В библиотеке Аткарска открыта выставка к юбилею В. А. ГиляровскогоВ поместье графа Олсуфьева, что находится в Вологодской губернии 8 декабря 1853 (по другим данным 1855 года), впервые увидел мир ребёнок, которому в будущем суждено было стать русским писателем, журналистом и актёром, и что самое главное, своеобразным современным летописцем Москвы – Владимир Алексеевич Гиляровский.

К 170-летию со дня рождения замечательного русского писателя в читальном зале Центральной библиотеки Аткарска открыта книжно-иллюстративная выставка«Московский летописец». Вниманию читателей предлагаются тома сочинений и литература о его детстве и юности, актёрской жизни, а также включены рассказы, очерки, репортажи и экспромты. Его книги – это увлекательное путешествие по Москве, и не только, и встречи с интересными людьми.

Без сомнения в тематику выставки вписывается репродукция картины «Новая Москва» –  советского художника Юрия Пименова, созданная в 1937 году. В поэтической форме она выражает гордость художника своей страной. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи и воспринимается историками искусства как одна из лучших картин 1930-х годов.

В 1860 году семья Гиляровских переехала в Вологду, где Владимир учился в гимназии. В восемнадцать лет сбежал из дома и стал бурлаком на Волге. Бурлачество явилось только началом бродяжнической жизни Гиляровского. Он был вольноопределяющимся Нежинского пехотного полка, юнкером в Москве, затем без паспорта уехал в Астрахань. Чинил сапоги, объезжал лошадей в калмыцких степях, работал на белильном заводе, в цирке.

 В 1875 году Владимир Гиляровский стал актёром. Вскоре он добровольцем отправился на Турецкую войну, получил Георгиевский крест. Затем снова вернулся к актёрству. Десятилетняя бродяжническая жизнь легла в основу многих произведений писателя.

В 1881 году Владимир Гиляровский положил конец скитаниям. Он переселился в Москву и начал свою литературную и журналистскую деятельность. Писал статьи для различных периодических изданий.

Именно с Москвой связаны лучшие произведения Гиляровского, он считается непревзойденным знатоком старой Москвы. Быт и нравы города, так же как и свои многочисленные приключения описаны им в книгах «Трущобные люди», «Москва и Москвичи», «Мои скитания», «Люди театра».

Помимо неофициального звания «король московских репортеров», Гиляровский был действительным членом Общества любителей российской словесности, членом-учредителем первого русского гимнастического общества и Почётным пожарным Москвы.

Его адрес – Столешников переулок, дом 9 – был известен каждому москвичу. Личность Владимира Алексеевича обладала необыкновенной притягательной силой и почти у всех вызывала чувство симпатии.

Тёплые приятельские отношения связывали Гиляровского со многими знаменитыми людьми его времени – Л. Н. Толстым, Успенским, Чеховым, Буниным, Блоком, Горьким, Андреевым, Репиным, Шаляпиным. О своих встречах с деятелями русской культура Владимир Алексеевич Гиляровский написал интереснейшие воспоминания.

«В нём есть кое-что ноздрёвское, беспокойное, шумливое, но человек это простодушный, чистый сердцем, и в нём совершенно отсутствует элемент предательства, столь присущий господам газетчикам». (А. П. Чехов).

В Саратове Гиляровский бывал неоднократно, здесь он обрёл много друзей и обогатился художественными впечатлениями. Возвращаясь с Кавказа в 1877 году, он остановился в Саратове, чтобы встретиться с труппой под управлением А. И. Погонина. Продолжительное пребывание в городе стало для него интересным, памятным временем. Он попробовал себя на сцене народного театра Сервье (ныне академический театр драмы им. И. А. Слонова), общался с актёрами. Часто после репетиций ходил туда, где жила саратовская голытьба. Будущий автор «Трущобных людей» испытывал интерес к жизни простонародья. Это помогло ему создать образы «хитровцев», «галаховцев» и прочих обитателей городских трущоб.

В 1883 году, будучи журналистом, Гиляровский вновь приезжал в Саратов. Известный актер В. Н. Андреев-Бурлак, с которым Гиляровский познакомился в Саратове, пригласил его помощником по режиссерской части, администратором и артистом. С труппой В. Н. Андреева-Бурлака Гиляровский гастролировал по Волге. Эта поездка стала для Владимира Алексеевича плодотворной. Его путевой дневник заполнился записями бурлацких песен, сказаний и преданий о Волге.

И позднее судьба не раз его забрасывала в Саратов, где он встречался с саратовскими бурлаками, крючниками, судовыми рабочими, поволжской вольницей, вновь черпая материал для своих репортажей. Саратовские впечатления легли в основу очерковых циклов «Мои скитания», «Москва и москвичи».

Не стало Владимира Алексеевича Гиляровского 1 октября 1935 года; похоронили его на Новодевичьем кладбище. Прошли годы, но память об удивительном человеке, прекрасном журналисте и самобытном писателе, продолжает жить.

В 1966 году именем Гиляровского названа улица в Мещанском районе Москвы. Есть памятник и мемориальная доска в Столешниковом переулке. Здесь с 1886 по 1935 год жил Гиляровский. Здесь в 2017 году открылся Центр Гиляровского. Имя писателя носит одна из улиц Вологды.

Большими тиражами издаются его книги, позволяя нам заглянуть в давно ушедшую жизнь, увидеть Москву и москвичей такими, какими их видел и любил дядя Гиляй (так многие его уважительно называли). Искренняя признательность москвичей была завоевана повседневным трудом, талантом и любовью к первопрестольной и её жителям.

Интересные факты из жизни

- Гиляровский был неистощим на мальчишеские выдумки. Однажды он придумал послать письмо в Австралию к какому-то вымышленному адресату, чтобы, получив это письмо обратно, судить по множеству почтовых штемпелей, какой удивительный и заманчивый путь прошло это письмо.

- Однажды Владимир Алексеевич приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. Глубокий старик-отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

- Художники не могли обойти вниманием колоритную фигуру Гиляровского. Его писали С. В. Малютин, Н. И. Струнников, И. Д. Шадр. Репин написал с него образ смеющегося запорожца для картины «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану».

- Скульптор Н. А. Андреев по Гиляровскому создал образ Тараса Бульбы для барельефа на памятник Н. В. Гоголю. На знаменитом памятнике Владимир Алексеевич появился не только потому, что внешне напоминал запорожца. Именно ему, после проведения серьезных исследований, удалось установить точную дату и место рождения Гоголя, о котором он написал несколько больших статей.

Библиография

- Трущобные люди (1887)

- Негативы (1900) — сборник рассказов.

- На родине Гоголя (1902)

- Были (1909) — сборник рассказов.

- Москва и москвичи (1926)

- От Английского клуба к Музею революции (1926)

- Мои скитания (1928).

- Записки москвича (1931)

- Друзья и встречи (1934)

- Люди театра (1941)

- Москва газетная (1960).

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.