Menu
Пред След
A+ A A-

История станции Аткарск: Послевоенные пятилетки

  • Автор: Владимир Рыжов

История станции Аткарск: Послевоенные пятилеткиЗакончилась война, народ получил передышку. Но сложная международная обстановка и необходимость создавать ракетно-ядерный щит Родины требовали напряжённого труда железнодорожников.

Путевое хозяйство медленно поправлялось, ибо в стране не хватало металла и стройматериалов. Паровозный парк оставался крайне изношенным – за 1945 год в стране было построено всего 8 магистральных паровозов, поэтому возродилась былая инициатива трудящихся города – шефство над паровозом. Это шефство взяли: мельуправление, хлебокомбинат, разнопромсоюз, мельзавод № 13, элеватор, мясокомбинат, маслозавод, школа ФЗО № 6, железнодорожное училище № 2, райпромкомбинат, ОРС и другие организации.

Так, артель «Стахановец» в сентябре 1945 года обязалось взять «шефство над одним паровозом и помочь паровозной бригаде хорошо подготовить паровоз к работе в зимних условиях. Кроме того, решено для депо распилить 10 кубометров досок на шпилёвку, изготовить 25 инструментальных ящиков, изготовить 50 пар валенок, 8 столов, 30 табуреток, 30 тумбочек, 3 партии шашек, 3 партии домино, 200 ручек для молотков и кувалд». Завод «Ударник» выделил небольшую часть дефицитных материалов. Маслозавод помог подготовить к зиме подшефный паровоз ЭМ729-33 постройки до 1935 года и выделил 11 инструментов, 25 метров мешковины для утепления паровоза, килограмм белил и 2 кг сурика, 8 кг войлока, 2 кг шпагата и 10 метров шланга, электролампы, 2 кг краски.

Коллектив разнопромсоюза для своего паровоза ЭР744-04, построенного Брянским заводом в 1936 году, выделил 15 кг войлока и 10 мешков. Коллектив мельуправления для своего паровоза ЭМ729-26 выделил 80 метров мешковины и 3 листа фанеры. Так аткарчане, плохо одетые и голодные, отрывая от себя последнее, утепляли паровозы и готовили их к работе в зимних условиях.

В 1946 году было образовано Аткарское отделение Рязано-Уральской дороги во главе с начальником отделения (НОД). Такие преобразования на сети железных дорог были вызваны тем, что на крупных узловых станциях действовало несколько различных подразделений без единого подчинения. Это: ТЧ (служба тяги), ДН (служба движения), МН (сектор грузовой работы), ВЧ (вагонная часть), ШЧ (служба централизованной блокировки, сигнализации и связи) и другие. Они непосредственно подчинялись управлению дороги и часто действовали не согласованно. Их объединение улучшило руководство узловыми станциями. Кто был первым аткарским НОД, выяснить не удалось. С 1948 и до 1953 года начальником станции Аткарск работал Герой Социалистического труда Латунов Георгий Григорьевич. Он отличился во время Сталинградской битвы, когда возглавлял станцию Верхний Баскунчак, которая подвергалась непрерывным бомбёжкам.

В 1947 году в депо стали поступать новые мощные паровозы серии СО (Серго Орджоникидзе), которые стали заменять устаревшие и изношенные паровозы серий Э. Работникам депо пришлось осваивать их ремонт и даже вносить усовершенствования для повышения мощности локомотивов и экономии топлива. В 1951 году началась реконструкция депо – было построено новое прямоугольное здание вместо обрушившегося от ветхости. В веерном здании провели реконструкцию стойл для ремонта более длинных паровозов серии СО. С 1950-го года развернулось движение за проводку тяжеловесных составов с пробегом паровозов 500 км в сутки. Одновременно проводилось усиление станционных и деповских путей, а также стрелочных переводов. С 1955 года началась сплошная реконструкция главного пути с полной сменой рельсовых решёток, скреплений и устройства балласта из новых усиленных материалов. На всех путях велась замена на рельсы тяжёлого типа Р-50 и Р-65. Была увеличена мощность железнодорожной электростанции, но электроэнергии не хватало, что сдерживало развитие станции и города.

Вагоноремонтный пункт получил новейшие станки и стал производить капитальный ремонт по 60-75 грузовых вагонов в год. В 1949 году ВРП был преобразован в вагонное депо ВЧД -13. В 1958 году вагонный участок при паровозном депо был упразднён, а его функции отошли к вагонному депо. На нашей станции организовали пункт контрольно-технического осмотра для выявления «больных» вагонов.

История станции Аткарск: Послевоенные пятилетки

В 1953 году началась коренная перестройка работы ряда железных дорог страны. Упразднено Аткарское отделение железной дороги, начальником станции назначен потомственный железнодорожник Н. В. Никитин. Рязано-Уральскую дорогу объединили со Сталинградской и назвали Приволжской. Станцию Аткарск включили в состав Ртищевского отделения дороги. К 1955 году все семафоры на станции были заменены на светофоры. Ртищевские железнодорожники ещё с 1956 года начали водить поезда тепловозами. Наша станция и паровозное депо начали готовиться к переходу на новый вид тяги. Первый состав под тепловозом ТЭ3 пришёл в Аткарск в 1960 году. Вскоре тепловозы получило и наше депо.

Приближавшаяся эпоха тепловозов потребовала начать заблаговременно к ней готовиться. Большая группа работников депо была направлена на переобучение на машинистов тепловозов и ремонтников. Перестраивалось и путевое хозяйство.

Читайте также интересные новости:

Яндекс.Реклама

Реклама от google

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.