Menu
Пред След
A+ A A-

Алексей Никитин: юбилей аткарского знаменосца

  • Автор: Алексей Никитин

Аткарский поэт Михаил Андриянович Тимофеев2 октября 2020 года исполнилось бы 95 лет Михаилу Андрияновичу Тимофееву, ветерану Великой Отечественной войны, работнику культуры, поэту и просто замечательному, светлому, безгранично талантливому человеку.

Вспоминая его, я всегда поражаюсь, сколько энергии, света, добра нёс в себе Михаил Андриянович! Вот идёт он по городу чуть прихрамывая и не каждый знает, что это идёт сама  история, легенда. И не только всё дело в боевом прошлом. Человек этот долгое время был олицетворением культуры в нашем Аткарске, был узнаваем и любим всеми, от мала до велика. Для кого-то он был дядей Мишей из соседнего двора, для кого-то – бессменным Дедом Морозом, для кого-то – знаменосцем на городской демонстрации в День Победы. Зачастую его добрая улыбка, дружеское рукопожатие создавали хорошее настроение, придавали уверенности и душевного спокойствия.

Я познакомился с Михаилом Андрияновичем в марте 1997 года, впервые придя на заседание клуба «Литературные четверги» в Аткарскую центральную библиотеку. В это время тогдашний директор библиотечной системы и душа самого клуба Мария Семёновна Тимофеева собирала в библиотеке творческих людей района.

Тогда для меня, девятнадцатилетнего, аткарские литераторы были, как живые классики. Это уж потом я узнал, что нет среди них ни одного профессионального писателя, никаких литературных институтов они не заканчивали (как и я), пишут они, кто во что горазд, денег этим не зарабатывают и вообще-то не слишком востребованы в родном городе. Не очень частые публикации их творений в районной газете всё же становились событиями и обсуждались, а уж о выходе поэтических сборников тогда ещё и речи не было.

Вот в эту политизированную и смутную пору произошла наша встреча. И стихи наши в конце 90-х несли в себе немало политики, протеста и сатиры. Всю обиду за своё поколение освободителей, всю гордость за свою краснознамённую Родину, всю память о тяжёлых боях и погибших товарищах Михаил Андриянович переносил на бумагу. Когда он читал (а чтец он был превосходный), не были заметны даже некоторые недочёты в стихосложении (нет у аткарских стихотворцев профессиональных редакторов и наставников), слушателей захватывал порыв автора, его искренние чувства и горькая правда. Да, так и было. И потому аплодисментов никогда не жалели.

А «Василий Тёркин» в исполнении Тимофеева? Это же был шедевр, достойный записи на радио. Запоминались интонации и жесты, казалось, что видишь работу большого актёра. И это не удивительно, ведь Михаил Андриянович отдал аткарской культуре около сорока лет своей жизни.

А уж работу ветерана с молодёжью, его вклад в патриотическое и нравственное воспитание трудно оценить. Он очень много выступал перед школьниками и студентами, встречался с общественностью, сам был примером стойкости и твёрдости духа. Никогда не забуду 9 мая 2009 года. Вот идёт он с красным знаменем во главе праздничной колонны по Советской, словно по Красной площади. Смотришь, и плечи распрямляются, душа наполняется гордостью за свою страну и её защитников. Ведь не старики в орденах и медалях идут, идут молодые аткарские ребята, спасшие мир от фашизма, идут Победители!

Конечно, может быть, кто-то мог и больше рассказать о нашем герое, человеке, про которого язык не поворачивается сказать, что его нет. Пишите, говорите — это очень нужно, потому что если не скажем мы, знавшие его, не скажет никто.

Знакомый почерк с росчерками не спутаешь ни с чьим другим... Читаешь и словно слышишь его уверенный проникновенный голос:

«Родился я 2 октября 1925 года в деревне Булатовка Аткарского района (тогда — Дурасовского района, сейчас этой деревни уже не существует — примеч А. Н.). Все свои детские годы до 1941 года жил в деревнях Воеводчино и Гайворон, где и учился в школах. А в 1941 году переехал в город Аткарск и 22 июня 1941 года, в 6 часов утра проснулся от тревожного сообщения Всесоюзного радио, сообщавшего, что сегодня, в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны, вероломно напала на нашу Родину СССР.

А следом Аткарский радиоузел сообщил, что сегодня, в связи с началом войны, в 14 часов, в городком парке состоится митинг протеста. И я, как любопытный юноша, присутствовал на этом митинге.

Все выступавшие на митинге выражали своё негодование фашистской Германии за вероломное нападение на нашу Родину, а в заключение митинга многие аткарчане записывались добровольцами на защиту Отечества.

В связи с подобной обстановкой я на второй день написал и подал заявление о принятии меня в железнодорожное училище № 2 (ныне — Аткарский политехнический лицей — примечание ред.) с целью замещения работников железнодорожного транспорта, ушедших на фронт.

В ЖУ-2 учился я и работал до 8 февраля 1943 года. А 8 февраля, после разгрома фашистов в Сталинградской битве, в связи с большой потерей наших воинов-освободителей Сталинграда, я был призван на защиту Отечества. Был направлен в город Мелекесс (ныне – Димитровград — примечание ред.) Ульяновской области, в 29-й отдельный батальон выздоравливающих, в составе которого прошёл курс молодого бойца, а в конце марта — в школу младших командиров воинского лагеря Селикса Пензенской области, где в месячный срок прошёл подготовку артиллериста-зенитчика, изучив 37-миллиметровую зенитную пушку и крупнокалиберный зенитный пулемёт ДШК.

После принятия присяги 1 мая 1943 года, мне было присвоено звание сержанта и должность помощника командира взвода. Нас направили в Астрахань, где формировалась 17-я бригада ПВО для прикрытия волжских судов от налётов вражеской авиации. До сентября-месяца мы сопровождали суда от Астрахани до Саратова.

С продвижением фронта на запад, нас перебросили в Брянск, на охрану мостов. Затем был сформирован 55-й полк по сопровождению железнодорожных эшелонов. В распоряжение каждого взвода были выделены один вагон и две платформы под установку трёх пулемётов ДШК.

Особенно яростным нападениям подвергались военные составы на территории Белоруссии, когда немцы теряли свои самолеты, а мы – боевых товарищей. В таких кратковременных и жестоких схватках несколько раз я получал контузии.

Так мы сопровождали эшелоны по Белоруссии и Украине в составе Первого Белорусского фронта. После освобождения г. Бреста, нас пересадили на два вагона, половина которых отводилась под боевую рубку, вторая половина вагона под жильё. На вооружении у нас была 25-миллиметровая зенитная пушка и пулемёт ДШК. Сопровождали поезда уже по территориям Польши, Восточной Пруссии и Германии через города Садлец, Варшаву, Познань, Лодзь, Кёнигсберг, Франкфурт-на-Одере до самого Берлина.

После окончания войны, наш полк передислоцировали в город Веймар, затем – в Бухенвальд, где мы были расквартированы в бывших эсэсовских казармах, а спустя полтора года нас перевели в военный городок Кляйн-Рода, что располагался в трёх километрах от Веймара.

По окончании курсов шофёров в конце 1947 года я был назначен командиром отделения тяги. В 1948 году в городе Наумбург ГДР формировался новый зенитный полк, куда я и был переведён автомехаником и где прослужил до самой демобилизации в июне 1950 года. Так вот в звании сержанта я прослужил в рядах Советской Армии семь с половиной лет, пять лет из которых – на территории Германии.

После демобилизации и возвращения в Аткарск около года работал в горэлектросети, являлся участником самодеятельности. Затем перешёл в Аткарский клуб железнодорожников на должность руководителя художественной самодеятельности, потом переведён на должность заведующего клубом, на которой проработал 37 лет».

Так лаконично и без прикрас рассказывал о себе Михаил Андриянович. Именно, Андриянович — так он значился во всех документах, через букву «я», а не через «а». И словно не было Орденов Отечественной войны II и III степеней, медалей «За освобождение Варшавы», «За боевые заслуги» и других… По выходе на пенсию он увлёкся стихосложением, работал в Обществе инвалидов, был членом районного Совета ветеранов и других ветеранских организаций города. И вот уже четыре года Аткарск без него. Юбилей ветерана, совпавший с юбилеем Победы — это серьёзный повод вспомнить и что-то сделать… В заключение – одно из стихотворений поэта-фронтовика.

Россия – Родина моя

В сраженьях жизни не щадили,
Отчизна нас на бой звала.
Мы все ей преданными были,
Она нам матерью была.

Клялись в любви ей безграничной,
Что защитим её от зла.
И будет жизнь у нас приличной –
Такая мысль у всех была.

Нам дорога страна родная,
В которой каждый рос и жил;
А никакая там другая,
Где временно солдат служил.

И долго помнить будут люди
Тех, кто Отчизну защищал.
Народ их подвиг не забудет,
Всех, кто достойно воевал.

Так пусть наследники все знают,
Чего нам стоила война,
Россию стойко защищают –
Она, как мать, у нас одна!

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.