Menu
Пред След
A+ A A-

Страницы истории: двоевластие в Аткарске в 1917 году

  • Автор: Владимир Рыжов

Аткарск до революцииПосле отречения царя Николая II в ходе Февральской революции и перехода власти к Временному правительству в стране к весне создалась уникальная ситуация.

Стремительно возникло два института власти – Временное правительство и Советы. Это явление получило название Двоевластие. Довольно быстро две власти образовались и в Аткарске, имея свои особенности.

Весть о свержении царя отцы города, пребывая в растерянности, попытались скрыть от народа. Губернатор предупредил всех чиновников действовать осторожно во избежание беспорядков. От него поступили запреты на публикацию сообщений о событиях в столице. Однако скрыть новость было невозможно – телеграммы об этом стали получать почтовые служащие.

Пассажиры с проезжающих поездов весть об отречении разносили на перроне вокзала. Сведения из Саратова о создании Совета рабочих депутатов стали поступать в Аткарск. Активность проявили железнодорожники и солдаты 159-го запасного полка, расквартированного в городе.

2 марта был образован Совет рабочих депутатов и его Исполнительный комитет. В это же день солдатами был создан Военный комитет, который тут же начал свою деятельность с ареста монархически настроенных офицеров, жандармов и руководства Земской Управы.

5 марта в Саратове был учрежден новый орган власти – Общественный городской исполнительный комитет (ОГИК). Он объявил себя законным органом власти в Саратовской губернии. Одновременно Временный военный комитет, созданный эсерами и большевиками, отдал приказ об аресте губернатора и чиновников. Были арестованы губернатор Тверской, вице-губернатор, начальник полиции, жандармы – всего около 300 человек. ОГИК почувствовал, что его власть далеко не беспредельна. Так было положено начало двоевластию в губернии.

В Аткарске городские и земские служащие, узнав о создании Временного правительства, создали общественный исполнительный комитет для организации жизнедеятельности города и уезда. В него вошло 20 человек с участием рабочих и железнодорожных служащих. В новую «демократическую» милицию быстро записалось много мещан и учащихся реального училища.

В марте Аткарским уездным комиссаром был назначен Л. П. Смирнов, бывший судебный следователь. По волостям начали назначать волостных комиссаров. Сразу по вступлению в должность уездный комиссар Смирнов сместил со своего поста руководителя «демократической» милиции Викулова, которого ранее назначил Совет. Этим актом комиссар Временного правительства Смирнов начал подчинять себе всю власть в уезде.

В милицию он подбирал надежных и преданных ему людей. В то время Военная секция Совета находилась под влиянием соглашателей. Организованных большевиков в уезде не было. Создававшиеся профсоюзы были еще слабы, своего единого центра не имели, и реально влиять на деятельность хозяев предприятий не могли.

В апреле 1917 года волисполком в Сластухе реквизировал у зажиточных крестьян семенное зерно и раздал его по твердым ценам нуждающимся, а солдатским семьям разрешил пользоваться инвентарем крупных землевладельцев за умеренную плату.

В марте Галаховский волостной съезд крестьян избрал первый волостной исполком Совета крестьянских депутатов в составе 39 человек. Старого волостного старосту убрали, урядника и стражника обезоружили и сорвали погоны. Для руководства милицией из состава волисполкомов в апреле-мае по уезду начали избирать волостных комиссаров.

28 апреля в Аткарске состоялся уездный крестьянский съезд и избран Совет крестьянских депутатов. На съезде постановили влиться в Совет рабочих и солдатских депутатов.

5 мая произошло слияние всех трех Советов в объединенный уездный Совет в составе трех секций – военной, рабочей и крестьянской. Председателя Совета установить не удалось. Если в Саратове городской Совет быстро приобрел популярность среди населения благодаря тому, что занимался вопросами снабжения продовольствием, охраной правопорядка, добился преобразования полиции в народную милицию, то сведений о какой-либо деятельности Совета рабочих депутатов в Аткарске не сохранилась.

Как отмечал аткарский краевед И. Е. Казаков, «Деятельность, созданного соглашателями с буржуазией Совета и Исполкома, была настолько незначительна и бесцветна, что автор, несмотря на расспросы очевидцев событий, не мог добиться – кто же возглавлял в то время рабочий и солдатский орган революции?».

По уезду в 24 волостных советах из 324 членов 99 составляли эсеры, то есть 31%. Страдавшие от малоземелья крестьяне ожидали, что Временное правительство решит главный вопрос о земле. Но оно призывало отложить его до Учредительного собрания. Начались попытки захвата помещичьих земель и их передела. Для предотвращения этого в уезде была размещена казачья сотня 2-й Оренбургской казачьей дивизии атамана Дутова. В деревни начали посылать карательные экспедиции из солдат 159-го запасного полка, стоявшего в Аткарске в казармах у Дегтярного оврага. Весной было разрешено отпускать солдат старших возрастов в свои деревни сеять хлеб и косить сено. Это привело к тому, что в деревню стали проникать революционные настроения. Часть солдат успели избрать в волостные советы. А внезапный приказ этим отпускникам вернуться в казармы и готовиться к июньскому наступлению на фронте вызвал массу недовольства. По губернии пошли слухи о «черном переделе» земли.

В марте стихийно рабочие стали объединяться в профсоюзы. 18 апреля прошла городская конференция профсоюзов избрала Совет профсоюзов уезда. Аткарских железнодорожников объединял знаменитый ВИКЖЕЛЬ – Всероссийский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников.

Земскую Управу переизбрали на демократической основе, но в нее ввели несколько технических работников для выполнения текущей работы по выдаче зарплаты учителям, врачам, ветеринарам и т.п. В новой Управе, по некоторым сведениям, оказались: П. А. Яковлев (председатель), В. Я. Коннов, Ф. Никифоров, Я. Никоров, Н. Л. Цепов, учитель Кирносов, офицеры А. И. Мельников и Ласович, адвокат Терновский, крестьянин В. Ф. Привалов, А. С. Чернавин и два помещика из Лысых Гор. Городскую Управу оставили в прежнем составе: городской голова Ф. Н. Павлюков, члены – С. Г. Сафонов и И. П. Николаев. В городскую Думу влили рабочую прослойку – машиниста И. И. Илларионова, пожарника Жукова, слесаря А. С. Гуреева, рабочего мельницы Кузнецова, печника М. Д. Решетова, кузнеца Грачева и мещанского старосту Ф. Г. Растегаева.

Земская Управа не соглашалась с переделом земли, запрещала запахивать помещичьи земли и была столь непопулярна, что служащий И. Крючков про нее сочинил частушку:

По комнатам Земской Управы
Под звуки машин Ундервуд,
Имея вид дикой оравы
Четыре все члена идут.

Вперед идет Коннов хромая
С преважным, но глупым лицом,
Ногой левой сор загребая
Дела земства ему нипочем.

За ним выступая преважно
Никифоров Федька рябой.
А вот их собой закрывая
Яша Никоров важно идет.

Столы по пути коверкая
Саженный как столб идиот.
У нас же подобную стаю
Составом Управы зовут.

Им даже в уезде крестьяне
Хвалебные песни поют.
Но хочется верить, что скоро
Крестьяне оценят, поймут.

Таких дураков, и с укором
За борт их всех вместе швырнут.

Постановление Временного правительства об освобождении от военной службы с 25 сентября солдат-фронтовиков старших возрастов, тяжело раненных, контуженных, отравленных газами привело к тому, что с возвращавшимися солдатами в село проникали революционные настроения. В селах появились дезертиры с фронта, некоторые с оружием.  Крестьяне ряда сел на сходах резко осудили мятеж Корнилова и потребовали отдать его под суд, а власть должна перейти к Советам.

В начале осени в Аткарск с фронта в запасной 159-й полк прибыла группа революционно настроенных солдат во главе с поручиком В. К. Бутаковым. Он быстро стал популярным оратором среди солдат гарнизона, часто выступал на митингах.

Вскоре его избрали руководителем Военного комитета Аткарского гарнизона и Военной секции Аткарского Совета. Митинги в городе стали почти ежедневным явлением. Они проводились на Привокзальной площади, в городском парке, на Базарной площади (ораторы взбирались обычно на бочку) и даже в деревянном здании вокзала. Гарнизон насчитывал, по некоторым сведениям, до 9 тысяч солдат (вероятно численность сильно завышена), поэтому выступать и слушать было кому.

27 сентября солдаты Аткарского гарнизона устроили митинг, где потребовали прекращения войны и отмены посылки их в карательные экспедиции против крестьян. Избранному делегату на Второй Всероссийский съезд Советов большевику Новикову был дан наказ из 21 пункта. В первом пункте которого говорилось: «Выразить недоверие настоящему Временному правительству во главе с министром социалистом Керенским». 8 октября на митинге присутствовало 3000 солдат, которые потребовали переизбрать состав солдатской секции Совета.

На митингах выступали и кадеты (партия конституционных демократов), которые призывали все коренные вопросы о власти, о земле, о мире и 8-часовом рабочем дне отложить до Учредительного собрания, выборы в которое были назначены на 12 ноября.

Среди аткарских эсеров в это время начался разброд. В их партии образовалось левое крыло – «левые» эсеры из недовольных соглашательской политикой с буржуазией. Руководителем левых эсеров в нашем уезде стал бывший политкаторжанин со станции Лопуховка А. И. Лагунин. Но аткарские эсеры были против растущего влияния большевиков и имели в Совете подавляющее большинство вместе с меньшевиками и соглашателями. Аткарская организация эсеров была одной из сильнейших в губернии и имела решающее влияние на крестьян. Эсеры выступали за передачу всей земли крестьянам, а кадеты – за передачу крестьянам лишь казенных, удельных и монастырских земель.

На выборах в Саратовской губернии в Учредительное собрание от эсеров было избрано 11 человек, в том числе А. Минин, Н. Быховский, Б. Черненко. От большевиков – 4 человека: М. Васильев-Южин, Антонов-Саратовский, С. Минин, Я. Ерман.

Уездной партийной организации РКП (б) до 4 октября 1918 года не было, а существовавшие партячейки руководствовались указаниями губкома партии. Однако влияние большевиков в уезде росло, увеличилась и фракция большевиков в переизбранном Совете. Деятельность солдатской секции Совета активизировалась, ибо в ней было несколько большевиков и им сочувствующих. При ее содействии осенью начали создаваться отряды Красной Гвардии, в которые вступало много солдат, возвращавшихся с фронта. Для их вооружения в Казань был послан А. И. Бауер, который смог привезти 8 пулеметов системы Максим и Льюис*. Отряд Красной Гвардии размещался в здании бывшего инфекционного отделения возле стадиона.

22 октября в городе прошел многочисленный митинг и демонстрация, где потребовали передать власть Советам. Реальная сила была у солдатской секции Совета, а Земство и Городская Управа занимались текущими хозяйственными делами и передавать власть не собирались, успокаивая народ скорым созывом Учредительного собрания, которое разрешит достойным образом коренные вопросы о власти, о мире, о земле и 8-часовом рабочем дне.

Двоевластие в городе и уезде существовало достаточно мирно и также мирно завершилось в декабре через полтора месяца после октябрьского переворота в Петрограде.

*Старожилы помнят, что во всем здании нашего железнодорожного вокзала на полу была разбита лишь одна плитка у входной двери. По легенде, в революцию на нее уронили пулемет.

Текст Владимир Рыжов, старший научный сотрудник Аткарского краеведческого музея, доцент

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.