Menu
Пред След
A+ A A-

Отец русского музыкального театра

Отец русского музыкального театра«Маг и волшебник», «могучий антрепренер», «недюжинный оперный режиссер», «последний и самый любимый ученик Щепкина». О не писали Чехов и Куприн, Станиславский и Дорошевич, Шаляпин и Гиляровский. Исследованию жизненного пути этого удивительно талантливого человека посвящена книга известного искусствоведа Ю. А. Дмитриева «Михаил Лентовский», изданная в 1978 году в Москве.

Интересные материалы о Михаиле Валентиновиче Лентовском передал в Аткарский краеведческий музей бывший главный режиссер Саратовского цирка А. Г. Закиров. А при чем же здесь Аткарск?

Безрадостное детство

Миша Лентовский родился в Аткарске в 1843 году. Его отец, Валентин Лентовский, аптекарь, был главой многочисленного семейства и запойным пьяницей. Жили более чем бедно. Лентовские переезжают в Саратов, где в 1858 году Михаил поступает в гимназию. Вот что рассказывал он позднее своему другу С. И. Васюкову о детстве: «Жили мы в нужде и бедности. Отец пил, мать работала, образования при таких обстоятельствах я получить не мог».

В 1861 году в Саратове гастролировал провинциальный трагик Н. Х. Рыбаков. Его спектакли произвели на Лентовского неизгладимое впечатление: «Я спал и видел себя артистом, а мысли о театральной деятельности гвоздем засели в мою голову…». Миша оставил гимназию. Отец же и слышать не хотел о профессии артиста, спился окончательно. «Гиб мой отец, гибла его большая семья, а, следовательно, и я должен был погибнуть безвозвратно», – напишет об этом периоде своей жизни Лентовский. Семья, между тем, переезжает в Аткарск.

Два письма

Страсть к театру не ослабевала. Как-то на местной почтовой станции попалась Михаилу газета «Московские ведомости», где он и прочитал сообщение о том, что в Малом театре в новом театральном сезоне будет играть ветеран русской сцены М. С. Щепкин. Михаил пишет большое письмо великому актеру. Датируется письмо 16 октября 1862 года и завершается припиской: «Не смейтесь надо мною, помогите. Неужели Москва не имеет благодетелей?».

30 октября М. С. Щепкин получает письмо. Друзья и современники корифея русской сцены вспоминают, что, читая послание из далекого Аткарска, «великий старик рыдал и заливался слезами. Письмо его потрясло, вернуло во времена своей юности, собственного тяжелого пути на вершину искусства».

Актер принимает решение привезти Мишу в Москву.

Москва

Через полмесяца после получения письма и денег Мишу пригласил аткарский предводитель дворянства, дал ему сопровождающего и в канун Нового 1863 года отправил в Москву.

Морозным утром 11 января 1863 года Лентовский прибыл в Москву, отыскал дом Щепкина. «Что это было за радушие! Что за встреча!» – вспоминает Михаил. Его приняли как близкого и дорого человека, одели, обули, определили в театральное училище. Актерское мастерство вел сам Щепкин.

Летом стареющий маэстро уехал на лечение в Ялту, а 23 сентября 1863 года великий актер и педагог, старейшина русской сцены, скончался. Похоронили Михаила Семеновича в Москве, на Пятницком кладбище. Лентовский писал: «Колесо моей фортуны сломалось и вязнет в грязи. Живу в полутьме и, вероятно, без рассвета…».

После смерти великого учителя Михаил продолжил образование в театральном училище. Жил у одного из близких друзей Щепкина – Н. Х. Кетчера, известного в то время переводчика пьес Шекспира, Шиллера, произведений Гофмана и других западноевропейских авторов, дружил со многими передовыми людьми, в их числе были А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Естественно, это оставило след в сердце и памяти жадного до впечатлений и новых знаний Миши Лентовского…

Линия судьбы

В 1865 году Михаила Валентиновича зачисляют в труппу Малого театра. Отсутствие опыта, второстепенные роли заставляют молодого актера искать удачу на периферийных сценах России. 4 года в провинциальных театрах многому научили его. Позднее Михаил Валентинович выдвигается в число ведущих исполнителей музыкально-драматических спектаклей в саратовской труппе, которой с 1862 года руководил П. М. Медведев.

Стремление попробовать себя в самостоятельной режиссуре приводит Лентовского в 1870 году в Харьковский театр, где он возглавляет труппу. Позднее нашего земляка приглашает в Одессу Вильгельм Сур, известный владелец цирков. Он становится актером, режиссером и управляющим новым театром в Одессе. И здесь дела идут на подъем.

В 1873 году Лентовского вновь приглашают в Малый театр. Теперь уже на ведущие роли. Играет он вместе со знаменитой Ермоловой. Выдающийся трагик Ю. М. Юрьев высоко оценил Лентовского в роли Тибальта («Ромео и Джульетта»): «Его колоритный и красочный образ необычайно ярко врезался в мою память».

Блестящие организаторские и режиссерские способности проявил Лентовский в утверждении опереточного театра, как театра большой музыкальной формы. Первым в России он пошел этим, позднее всем театральным миром принятым, путем.

Летний театр сада «Семейный»в Москве, в 1878 году – столичный сад и театр «Эрмитаж», позднее полностью им перестроенный. Грандиозные феерические представления на сцене и на воде, воздушные шары с астронавтами, водяной фейерверк со сражением броненосцев и их потоплением, балет на берегу и в воде… Весь сад залит десятками тысяч огней… Шествие, военные оркестры, хоры цыган, русских песенников… «Вся Москва и приезжающие в нее иностранцы посещали знаменитый сад», – писал об «Эрмитаже» К. С. Станиславский, посещавший его в юности. Писатель В. М. Дорошевич, который видел массовые театрализованные зрелища и увеселительные заведения Лондона, Нью-Йорка, Парижа, отметил, что с «Эрмитажем» Лентовского они не идут ни в какое сравнение.

В конце 1882 года Михаил Валентинович завершает строительство Нового театра на 1600 мест на Театральной площади столицы. В сферу его забот в то время входили театры «Буфф», «Аркадия», «Скоморох», «Фантастический», «Эрмитаж». Таланта, энергии, сил, казалось, хватит на все…

Через 10 лет, в 1892 году, конкуренты, завистники и кредиторы сделали все, чтобы не осталось ни «Эрмитажа», ни Нового театра. Последующие попытки закрепиться на антрепренерских позициях закончились неудачей.

Последние годы жизни мага и волшебника всей Москвы, отца русского музыкального театра, прошли в нищете и болезнях.

Не помогали ни уход, ни лекарства. 24 декабря 1906 года Лентовский скончался. Отпевание было пышным, гроб утопал в венках, среди которых – от М. Н. Ермоловой. Сотни москвичей провожали Лентовского в последний путь. В траурной церемонии принял участие Станиславский.

Без малого 140 лет назад стал Михаил Валентинович учеником великого Щепкина, более 50 лет его жизни связано с русским театром. 50 лет взлетов и падений, надежд и разочарований. 96 лет назад Лентовского не стало.

В пантеоне замечательных деятелей русского театра наш земляк Михаил Валентинович Лентовский занял достойное место. О тех, кто продолжил его традиции в веке XX, мы расскажем в другой раз.

Владимир ИГНАТЬЕВ, директор краеведческого музея

Читайте также интересные новости:

Яндекс.Реклама

Реклама от google

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.