Menu
Пред След
A+ A A-

Родное и близкое Нины Решетниковой

Помещение Аткарской детской школы искусствДля России и Аткарска 2005 год богат юбилеями – 60 лет Величайшей Победе в Великой Отечественной войне, 625 лет Победе на Куликовом поле, 225 лет нашему городу.

Предваряя эти даты, в Аткарске состоялся праздник для художников, для всех, кто интересуется и любит искусство, для самой Н. С. Решетниковой и ее мамы, учителей, одноклассников, друзей.

Дважды юбилейная выставка художницы тепло и торжественно открылась в выставочном зале Детской школы искусств. Нина Сергеевна отмечает круглую дату со дня рождения и 25-летие педагогической деятельности. Она постоянный участник персональных и коллективных всероссийских, областных и городских выставок. Ее произведения находятся в частных коллекциях России, Франции, Германии, Израиля. Скромная выставка работ бывшей ученицы украшает ее родную школу № 9. Для юбилейной выставки в СХУ (декабрь 2004 г.) ей пришлось собирать свои работы, обращаясь к их владельцам. На предложение И. Б. Лопуховой, начальника Аткарского отдела культуры и кино, сделать выставку на ее Малой Родине, наша землячка ответила пониманием.

У нас экспонируется 50 работ Нины Решетниковой, много меньше нежели было размещено в трех залах Саратовского художественного училища им. А. П. Боголюбова, где она преподает живопись, рисунок и композицию на отделении дизайна.

Сейчас здание училища (ул. Университетская, 59) поистине храм искусства. Нина же училась в стареньком, уютном и милом 2-этажном зданьице на ул. Советской, 65. Здесь учились в свое время аткарские художники и педагоги В. И. Пегушев (1942), П. А. Трущелев (1973), Нина Сергеевна и А. Д. Рыхтиков (1976), Е. А. Макеева (1991). Последняя училась у Н. С. Решетниковой и В. С. Успенского. У него и у Р. Л. Лавриненко училась мастерству и наша Нина. Заочно обучаясь в Ленинградском институте им. И. Е. Репина на искусствоведческом отделении, Нина постигала тайны рисунка у самого А. Л. Королева, лучшего рисовальщика в профессиональной среде, преподавателя мастерской знаменитого нашего земляка А. А. Мыльникова. Сюда же ездит на курсы повышения квалификации.

Родители Нины – Валентина Филипповна, учительница химии, биологии и завуч школы № 9, и Сергей Федорович, художник-оформитель, большой любитель природы, – поддерживали дарование своей единственной дочки. Это дарование и желание девушки быть художником развил энтузиаст, художник и педагог В. И. Пегушев, взрастивший несколько своих последователей. Его изокружок Нина посещала вместе с Люсей Моисеевой, с ней же сразу поступили в СХУ (ныне Л. П. Гилева преподает в местных АПУ и ДХШ).

Все учителя Решетниковой и их ученица – с большой буквы. Лично зная из названных трех ее наставников, заключаю: художница своим творчеством их не повторяет, идет своей дорогой. А что же тогда их объединяет? Даже роднит! Мудрость простоты человеческой души, искренняя доступность, преданность русскому искусству и педагогике, экспериментировать и не останавливаться на достигнутом. И еще то, о чем говорит сама Нина Сергеевна: «Я всегда делала только то, что хотела, и в живописи, и в графике, и в гобелене. Не думала о том, к какому направлению принадлежу, не теоретизировала, не стремилась культивировать чужие творческие находки».

В силу занятости со студентами, в последнее время Решетникова отдает предпочтение графике и пробует себя в разных ее видах – от тоновой до цветной, от акварели до пастели (а это уже живопись) и смешанной техники (акварель с гуашью и т.п.). «Графика Н. Решетниковой почти всегда очень «цветная», а культура использования цвета приводит к такому эффекту, что даже монохромные листы («Разлив на Аткаре» – П. А.) кажутся наполненными цветом – в них ощущается аура живой природы», – пишет Ольга Витютнева в газете «Земское обозрение» (19.01.2005 г.).

Светлая и оптимистичная по натуре Решетникова придает своим работам лирическую красоту, выраженную в гармонично-задумчивой гамме. Душевно искренние, тонкие по колориту (цветовому решению), написанные и вытканные неярко, несолнечно, но звучно-музыкально (не оттого ли, что «музыкалку» закончила с отличием?), ее произведения вызывают чувства радости, успокоения и истинное эстетическое наслаждение, чего порой не чувствуешь в картинах иных художников, написанных «радостными» красками.

Ее акварели не идут ни в какое сравнение с акварелями одного живописца (с выставкой прошедшего ряд стран), которые мне довелось видеть недавно в Саратове, и чувство гордости за нашу саратовскую аткарчанку поднялось во мне до такого уровня, которого не в силах я передать словами. Формат, замысел, благородство цвета, совершенство и совершенствование техники акварели Решетниковой и впечатление от ее работ – все в превосходной степени! Чего только стоит нетрадиционная живопись акварелью на предварительно смоченной и... смятой тонированной бумаге! («Оттепель из детства», «Дерево» и др.). Или акварель «Анемоны», выполненная словно мозаикой, ни одна «плиточка» которой не заявляет о себе отдельно, а составляет единую цветовую гармонию! И какая школа для работающих акварелью.

Здесь необходимо заметить, не отторгая природу и натуру, Решетникова не признает постановочных композиций в своем творчестве, будь то графика, живопись или ткачество.

Все натюрморты и пейзажи сочинены ею, что является неотъемлемым качеством настоящего художника, сказывается возросшее умение, приобретенные художественные познания и навыки. Пример: зрители не сразу признают мотив, наполненный возвышенной и сдержанной печали в патриотичной акварели с названием «Осень под Аткарском», но сразу узнают одну из исчезающих с земли Российской деревянную церквушку, что еще стоит в Новой Осиновке... Проживая в Саратове, душой художница живет Аткарском.

Цитируем: «В творчестве Решетниковой преобладают растительные сюжеты, близкие ее духу. На выставке в СХУ нетрудно проследить, как менялись с течением времени изобразительная манера автора, появлялись новые темы. Если раньше художница проявляла себя как виртуоз цветочного натюрморта, то сейчас заметно тяготеет к элегическому пейзажу», – Наталья Проскурякова (газета «Саратов», 17.12.2004 г.).

Тонкое переживание природы и свободное истолкование ее живописности в различных состояниях Решетникова передает в пейзажах родной природы. В свободной, широкой манере письма выполнены картины «Пасмурно», «Белгаза», «Зимняя дорога», привлекающие и живым дыханием природы, и красивой тональностью живописи, сочетающей разнообразную растительность с небом, водой и снегом. Трогательны ее деревья, очаровательны чертополохи, нарциссы, ирисы... Тонким поэтическим чувством природы проникнута картина «Аткара» – этот задушевный лирический пейзаж, с его тонкими переходами зеленых тонов с превосходной передачей света и воздуха.

Равносильно, как в графике или живописи, так и в гобелене, Нина Сергеевна прекрасно чувствует и передает пластически выразительно: холмы, травы, деревья, листочки, бабочки и цветы, камни и волны, жизненную силу природы и ее буйное цветение.

Любимым видом декоративно-прикладного искусства – гобеленом – мастерица занимается в основном при наличии заказа, ведь гобелен делается под конкретный интерьер. Те, кто бывал в приемной Д. Ф. Аяцкова, видел огромный (1,5x4 м) гобелен «Земля Саратовская», который Решетникова композиционно строила и ткала вместе с художницами Л. Моисеевой и Н. Козловой. То ли рассвет, то ли сумерки вытканы ими... Но какое чувство радости жизни рождает это монументальное полотно! Здесь художница чувствует себя уверенно и достигла большого и желанного результата. Тоже самое скажем о ее индивидуальных гобеленах, сотканных на заказ и для себя. В скобках отметим вместе с мастерицей – гобеленчики ребят Аткарской ДХШ качественно мало уступают ее гобеленам (замысел, композиция, подобранный нитями цвет, вкус и др.).

Лирическая, опоэтизированная мелодия исходит от произведений Н. С. Решетниковой. Это хорошо чувствует старшее поколение зрителей, сердца их наполняются гордостью за художников-аткарчан, светятся глаза у молодежи. Явно зря говорят, что искусство эгоистично.

Художественная и педагогическая деятельности Решетниковой непосредственно связаны с решением тех задач и местом искусства в обществе, о которых писал еще В. Васнецову выдающийся русский художник В. Поленов: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело». Это высказывание не надо поминать как проповедь идеализирующего искусства, противопоставляющего свою красоту уродству жизни, а как стремление красотой искусства гуманистически воспитывать людей (А. Федоров-Давыдов). «Именно поэтому... нужно создавать позитив – наперекор любому негативу. Без культуры – единой, высокой, духовной, человечной, внемонетаристской, и страна распадается. Народ, презирающий себя, свою историю и культуру, обречен. Постараемся не сдаваться и, если сможем, порождать новую поросль несдающихся», – из письма Б. М. Неменского от 12 января 2005 года.

Закончим все же оптимистически. Дочь Н. С. Решетниковой – Настя – учится в 11 классе физико-математического лицея Саратова, пишет стихи, занимается компьютерной графикой и делает мультики. Сын Сергей учится в Санкт-Петербургской театральной Академии на художника-технолога, занимается оформлением печатной продукции на компьютере, пишет абстрактные композиции акварелью. Их мама, наша героиня, предпочитает работать на квартире, хотя ей, как члену Саратовского отделения Союза художников России, предлагали помещение под мастерскую. Пожелаем им и себе удачи и здоровья, а России нашей – стойкости и мужества.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.