Menu
Пред След
A+ A A-

Аткарчане и Сталинградская битва. К 80-летию сражения. Часть 1

  • Автор: Владимир Рыжов

Аткарчане и Сталинградская битва. К 80-летию сражения. Часть 1В Сталинградской битве, положившей начало коренного перелома в Великой Отечественной войне, участвовали не только дивизии и полки, формировавшиеся на аткарской земле, но и многое аткарчане.

Неудачи первого года войны вынудили руководство страны строить рубежи обороны в глубине территории. Строительство Саратовского рубежа обороны вели 4-я, 5-я и 7-я саперные армии осенью-зимой 1941-го и летом 1942 года. Оборону создавали по рекам Медведица, Хопер, Дон. К строительству противотанковых рвов, окопов, ходов сообщения, укрытий, огневых точек массово привлекались жители Аткарского и Дурасовского районов. Противотанковые рвы строились возле Дурасовки (Озёрное) и под Малой Осиновкой.

Для прикрытия Рязано-Уральской железной дороги в ноябре 1941 года был сформирован 100-й отдельный батальон Воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Он базировался на станции Ртищево, а ротный пункт батальона размещался в Аткарске в здании 10-й школы.  Наблюдательные пункты и зенитные пулемёты установили на крышах вокзала, педучилища и школы № 10. В конце 1941 года большинство личного состава батальона ВНОС составляли девушки, в основном, из Саратовской области. В составе батальона были аткарчанки: Афанасьева В., Балабнова З., Благовестова М., Бровкина А., Луконина П., Лушникова М., Тужилкина З., Филиппова А. и другие. Для прикрытия железнодорожного моста через Медведицу установили зенитки около 4-го километра Вольской ветки и в Нижней Красавке.

Летом 1942 года на нашу станцию стали прибывать войска, которые направлялись на Сталинградский фронт. Донской фронт и северная часть Сталинградского фронта находились от Аткарска всего в 300-400 километрах. Кроме стрелковых подразделений, в город прибывали батальоны морской пехоты. Моряки в чёрных бушлатах внесли особый колорит в жизнь Аткарска. Располагались они по домам в городе и на Пригороде. В здании Колхозно-совхозного театра (ныне РКЦ) работала школа командиров. Сформированный в Барановке 143-й армейский миномётный полк в августе 1942 года пешим порядком был направлен под Сталинград. Много войск размещалось по окрестным лесам. И сейчас в посадках вблизи Барановского переезда и в Пригородном лесу на косогоре можно видеть следы землянок и блиндажей, в которых располагались войска. Это на нашей земле зримые свидетельства битвы, которая перевернула ход Великой Отечественной войны.

На территории нашего района формировалась 127-я стрелковая дивизия (второго формирования), принимавшая участие в Сталинградской битве. Формирование дивизии завершилось 30 апреля 1942 года в составе 547-го, 549-го, 555-го стрелковых полков, артиллерийского полка и разведывательной роты. 547-й полк располагался на территории Кирпичного завода, 549-й полк – в Бубновке, 555-й полк – в Марфино, артиллерийский полк – на станции Лопуховка, разведрота – в Верхней Красавке. Штаб полка располагался в Аткарске в здании Нарсуда (ныне Храм Архистратига Михаила на Советской улице).

Дивизия вошла в состав 63-й армии Сталинградского фронта. Она занимала линию обороны по реке Дон, между селами Новая Калитва и Дерезовка. Это направление считалось пассивным, поэтому боевые порядки дивизии были растянуты на 50 километров. Но разведка показала, что противник основные силы держит в одном-двух километрах от реки, а непосредственно у берега располагается лишь боевое охранение. 12 декабря 1942 года дивизия провела разведку боем, смяла боевое охранение итальянцев и заняла большой плацдарм. Двое суток дивизия удерживала плацдарм и отбивала контратаки. 16 декабря началось наступление наших войск по всему фронту, и через 2 дня фронт итальянцев был прорван на глубину 20-25 км, а войска 8-й итальянской армии расчленены на 4 части. Дивизия освободила Новую Калитку, уничтожила более 5 тысяч солдат противника и захватила в плен около одной тысячи, а также более 1000 орудий и 500 пулемётов. Эти боевые успехи позволили войскам Воронежского и Юго-Западного фронтов завершить создание внешнего кольца окружения немецких войск под Сталинградом.

В июле 1942 года первые немецкие самолёты появились над станцией Ртищево, в августе – над Балашовом. Хотя нашу станцию систематически не бомбили, но с одиночного самолёта бомба упала на Лесную улицу, и осколком женщине оторвало ногу. Одиночными самолётами обстреливались поезда на перегонах от Аткарска до Ртищево. Учебная команда 100-го батальона ВНОС, размещавшаяся в здании школы № 10, вела наблюдение за небом. Станции Поворино и Балашов, где находилась фронтовая распорядительная станция и армейские тылы, немцы бомбили систематически.

С 8 июля 1942 года неоднократно отмечались налёты немецких самолётов на станции Кистендей, Аркадак, Салтыковка. Их бомбили с разной интенсивностью на протяжении года. В Ртищево была оборудована ложная станция в стороне от основной. При опасности налёта на станции Ртищево тушили все огни светофоров и зажигали на ложной станции, имитируя её работу. Ложную станцию немцы неоднократно бомбили, а основную так и не обнаружили. Дополнительно проложили обход станции. Город и станция понесли минимальный ущерб от налётов немецкой авиации. Этот пример хорошей маскировки железнодорожного узла вошёл в военные учебники.

Потребности в увеличении железнодорожных перевозок вынуждали применять необычные технологии. Так диспетчер нашей станции Денисов начал практиковать пропуск сдвоенных поездов, что позволяло освобождать перегоны и ускорять движение. Эти меры позволили довести проводку поездов на участке Аткарск-Ртищево со скоростью 50 километров в час.

На строительство линии Саратов-Сталинград и заволжских линий были направлены аткарские путейцы. Оставшиеся на местах работали за себя и за тех, кто отбыл на прифронтовые линии.

В августе паровозные колонны особого резерва (ОРКН) начали свою работу на сталинградском направлении, в частности, на участках Саратов – Петров Вал, Балашов – Камышин, Урбах – Верхний Баскунчак. Нередко поезда выстраивали в караван по 5-6 составов и отправляли по маршруту. При этом дистанция между хвостовым вагоном и идущим следом локомотивом составляла около 300 метров. Ночью машинистам запрещалось включать головной прожектор паровоза. Разрешалось применение только маневровых огней, а ориентиром служили хвостовые огни идущего впереди состава. Сформированная на Рязано-Уральской дороге ОРКП-8 работала на линии Саратов – Петров Вал – Иловля – Сталинград, а на левом берегу Волги на участках Урбах – Красный Кут – Верхний Баскунчак и Ахтуба – Ленинский была сформирована ОРКП-9. В ноябре 1942 года для усиления пропускной способности участка Красный Кут – Астрахань дополнительно организовали 4 колонны особого резерва по 30 паровозов в каждой. Их формировали, в том числе и в паровозных депо Саратова, Энгельса, Аткарска и Сенной.

Напряжённость перевозок в ходе Сталинградской битвы достигла такой степени, что вынуждала на участках Саратов-Аткарск-Ртищево организовывать движение с использованием ручной блокировки, когда вдоль пути выставлялись сигнальщики и поезда шли на отдельных участках с интервалом 600-700 метров, а машинист видел хвост идущего впереди состава. Приходилось нарушать светомаскировку и в ночное время на хвостовых вагонах зажигать фонари, чтобы на них ориентировался машинист сзади идущего состава. Ртищевский железнодорожный узел перешёл под непосредственное подчинение командующих Сталинградским и Воронежским фронтов. Военное командование потребовало бесперебойно и своевременно пропускать поезда с воинскими грузами для фронтов. Диспетчера, дежурные по станции, составители поездов, стрелочники, сигнальщики часто переводились на 3-х и 2-х сменные дежурства. Паровозным бригадам нередко приходилось работать по 50-60-70 часов.

(Продолжение следует).

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.