Menu
Пред След
A+ A A-

Владимир Рыжов: Аткарские железнодорожники в годы войны. Часть 9

  • Автор: Владимир Рыжов

Владимир Рыжов: Аткарские железнодорожники в годы войны. Часть 9Продолжаем публикацию исторического рассказа Владимира Рыжова о работниках железной дороги Аткарского района в годы Великой Отечественной войны.

Предыдущую часть рассказа можно прочитать здесь.

Рост грузопотоков и веса поездов потребовали удлинения путей на разъездах и станциях. Все работы приходилось выполнять без остановки движения: стрелочные переводы монтировались в короткие получасовые интервалы между прохождением колонн.

Параллельно с этим железнодорожники начали укладывать рельсы марки Р-65, что позволило к июню 1943 года начать движение тяжелых паровозов ФД и экспериментальных машин серий Та и Тб, закупленных в начале 1930-х в США. Сцепная масса американских паровозов составляла 115 тонн, общая масса – 168 и 152 тонны соответственно, нагрузка колёсных пар на рельсы – 23 тс, конструкционная скорость – 85 км/час. Их длина без тендера составляла около 16 метров, а диаметр движущих колёс – 1520 мм. На тендерах у них стоял бустер – вспомогательная паровая машина, которая обычно использовалась при трогании с места. Паровозы были оборудованы стокерами, но вызывали повышенный износ рельсовой колеи.

В небе ещё господствовала немецкая авиация. Она совершала разведывательные полёты с аэродрома в Запорожье и вела фотосъёмку Саратова и железной дороги. Накануне Курской битвы на саратовские заводы было совершено 9 ночных авианалётов – 13, 14, 15, 16, 20, 21, 23, 24 и 27 июня. Бомбардировке подверглись крекинг-завод, подшипниковый и авиационный заводы, ТЭЦ, Улешовская и Увекская нефтебазы, железнодорожный мост и другие объекты. На город сброшено около 1000 фугасных и осколочных бомб и более 5000 зажигалок. В результате налётов крекинг был выведен из строя – сгорело 31000 тонн топлива, авиазавод почти полностью уничтожен и возобновил строительство самолётов в «полевых условиях» через несколько месяцев. Обе нефтебазы сгорели. Разрушено 306 жилых домов и бараков.

Железнодорожный вокзал Мичуринска в эти дни дважды подвергся бомбардировке юнкерсами. В налёте на Балашов в ночь на 25 июня участвовало около 100 самолётов. Город и станция получили сильные повреждения, сгорели десятки вагонов, разрушено 30 путей. Но движение составов по одному пути пустили через 2 часа. Через 3 суток движение восстановили полностью. Аткарские железнодорожники с тревогой следили за этими бомбардировками и готовились к худшему, выкраивали запас рельс, шпал и стрелочных переводов. Была укреплена зенитными средствами местная противовоздушная оборона. После этих налётов приняли решение о строительстве ложных станций и объектов. Такую ложную станцию построили в Саратове. Для ПВО Саратову выделили дополнительно 60 зениток. Был образован Восточный фронт ПВО для обороны Урала, Поволжья и Кавказа.

В конце 1942 года в стране подхватили почин колхозника Ферапонта Головатого и начали сбор средств на постройку самолётов. Все работники Аткарского железнодорожного узла перечислили свой трёхдневный заработок на постройку самолёта «Аткарский железнодорожник». В марте 1944 года работники дороги начали сбор средств на постройку второй танковой колонны «Железнодорожник Рязано-Уральской». По инициативе коллектива Аткарского ВРП к 27-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в освобождённую Белоруссию отправили третий эшелон с компрессорной установкой, электродами, инструментом, материалами и различным оборудованием. Мастер ВРП Соколов с бригадой слесарей и плотников восстановил три вагона для этого эшелона. Наши железнодорожники собирали обувь и другие вещи нуждающимся школьникам.

После завершения Курской битвы и выхода наших войск к Днепру в октябре 1943 года были расформированы части народного ополчения, с крыш педучилища и элеватора сняли зенитные пулемёты, 100-й батальон ВНОС ушёл на запад. Однако напряжение в работе железнодорожников не спадало. В паровозное депо и ВРП увеличилось поступление разбитых паровозов и вагонов. Началась отправка железнодорожников, ранее эвакуированных с южных и западных дорог на восстановление своих дорог. Паровозники соревновались за экономию топлива, осваивали топку паровозов смесями низкосортных углей. Аткарский колхозно-совхозный театр выезжал на гастроли – в декабре 1944 года дал несколько спектаклей на станции Ртищево.

А через станцию на восток потянулись составы с платформами, на которых громоздилась подбитая покорёженная немецкая техника. Её везли на Урал на переплавку ещё несколько лет после окончания войны. Аткарские мальчишки поджидали эти составы, залазили на платформы и выбирали себе «трофеи». Особенно ценилось что-либо из оружия. Один такой трофей – ржавый ствол немецкого авиационного пулемёта – в 2016 году попал в экспозицию Аткарского краеведческого музея. Правда, пробыл он там с неделю – пришла полиция и забрала на «экспертизу», которая идёт до сих пор.

Фронт уходил далеко на запад, а интенсивность перевозок увеличивалась. Государственный Комитет Обороны 22 августа 1944 года поставил перед железнодорожниками задачу значительно сократить время оборота вагонов и уже в сентябре ускорить оборот на 30,5 часа. Это потребовало от наших железнодорожников ускорить работы по формированию поездов, ускоренному пропуску составов. Острая нехватка колесных пар паровозов вынудила для устранения местного проката бандажей производить их наплавку. С освобождённых дорог в наш ВРП поступали колёсные пары из запаса НКПС.

В последний год войны напряжённость перевозок через наш узел не спадала. В декабре 1944 года аткарские паровозники опять заняли первое место на Рязано-Уральской дороге по перевозкам грузов. Диспетчер орденоносец Денисов за месяц отправил 16 тяжеловесных составов. Ниже приведён фрагмент заметки в аткарской газете «Коммунист» от 11 января 1945 года, которую написал начальник Аткарского отделения движения Н. Финюков.

«Победы Красной Армии на фронтах Отечественной войны, неуклонное наращивание мощности нашей промышленности, восстановление хозяйства в освобождённых от немецко-фашистких захватчиков районов предъявляют к железнодорожному транспорту особенно в зимних условиях – новые повышенные требования.

Однако в период ноября и второй декады декабря наше отделение резко ухудшило свою работу. Отделение было забито подвижным вагонным парком. Оборот вагонов доходил до пяти суток. Но передовые люди нашего отделения не растерялись. Орденоносцы диспетчеры Кушеверский и Денисов, молодой диспетчер Финюков, диспетчеры Вольского участка Агеев, Козырнова, Сарыгин организовали тяжеловесные поезда для обеспечения сброса излишнего парка вагонов. Вместе с передовиками машинистами – орденоносцем Фёдором Ивановым и машинистами – Мартемьяновым, Илюхиным, Жерниковым и другими они организовали и провели только за декабрь 42 тяжеловесных поезда, перевезли 20.575 тонн груза для фронта сверх нормы, сэкономив при этом 14 паровозов и около 100 тонн угля. Всё это вместе взятое дало государству экономию 174.000 рублей.

Этот замечательный подъём улучшил работу отделения. Вагонный парк в декабре был снижен на 100 с лишним процентов, а оборот вагона дошёл до полутора суток вместо пяти. Только диспетчеры Агеев, Козырнова и Казачков организовали безотцепочную погрузку и выгрузку около двухсот вагонов, сократив тем самым простой и дав экономию в 2.200 вагоночасов.

Руководство дороги оценило хорошее начинание наших передовиков, оценило лучшие показатели на Рязано-Уральской дороге и за работу декабря 1944 года присудило Аткарскому отделению первое место по дороге».

В это же время ударными темпами шло строительство газопровода Саратов–Москва. В одном из воскресников на рытье траншеи участвовало около тысячи горожан, и среди них железнодорожники. В паровозном депо организовали обучение помощников машинистов компрессорных установок для обслуживания газоперекачивающей станции в Кологривовке.

День Победы наши железнодорожники встретили, ни на минуту не снижая темпа работы. Они в восточном направлении пропускали поезда с техникой и войсками для готовившейся войны с Японией. Эти перевозки велись в глубокой секретности, а передача сводок о движении поездов строго контролировалась. Станции обслуживания и экипировки эшелонов и паровозов шифровались. В Ртищево День Победы встретили необычной акцией – тиражом 10 тысяч экземпляров срочно отпечатали праздничный номер газеты «Путь Ленина» и разбросали с самолёта над Ртищево, Салтыковкой, Екатериновкой, Владыкином, Кистендеем, Аркадаком, Турками, Макаровом.

Первый эшелон с воинами-победителями в Аткарске встретили 25 июля. Вокзал был украшен плакатами, лозунгами, которыми приветствовали возвращавшихся домой фронтовиков, играл духовой оркестр. Их приветствовали тысячи горожан со знамёнами. Как готовились встречать победителей, описано в заметке начальника вокзала А. Н. Аркадьевой в аткарской газете «Коммунист».

«Долгожданные пассажиры

Демобилизуемые воины – наши долгожданные и самые дорогие пассажиры. О них коллектив вокзала позаботился с материнской любовью.

Перрон, вокзал снаружи и изнутри декорированы лозунгами, плакатами, живыми цветами, приветственными лозунгами в честь победителей. Повсюду портреты творца наших побед Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина и его соратников.

Мы организовали стол справок, где прибывающие могут получить любую справку и консультацию по расписанию поездов, о льготах для военнослужащих и по другим вопросам.

Через нашу станцию будут следовать и уже проследовали демобилизуемые в сторону Вольска и Баланды. Их мы не задерживаем и отправляем немедленно. Но прежде чем отправить, узнаём кому и до какой станции этих веток ехать. Затем по селектору сообщаем на эти станции о том, чтобы работники станций, родные и знакомые встречали своих земляков».

Восстанавливалось пассажирское движение – летом 1945 года через станцию ходило два московских поезда – № 42 и № 50. Их стоянка была от 30 до 45 минут.

Как встречали первый послевоенный День железнодорожника описано в заметке газеты «Коммунист» от 9 августа 1945 года, приведённой ниже.

Празднование Сталинского Дня железнодорожника в Аткарске

Накануне Всесоюзного Сталинского Дня железнодорожника рабочие и служащие Аткарского узла узнали радостную весть: большая группа работников узла за самоотверженную работу в дни Великой Отечественной войны награждена орденами и медалями Союза ССР. Начальник вагонного участка директор-подполковник тяги тов. Бочаров награждён орденом Трудового Красного Знамени, заместитель начальника отделения движения инженер-майор движения тов. Кошманов награждён орденом Красной звезды; начальник паровозного хозяйства инженер-майор тяги тов. Каледин, начальник депо инженер-майор тяги тов. Доронин, мастер котельного цеха тов. Томников – награждены орденами «Знак Почёта»; бывший работник узла, ныне секретарь Аткарского райкома ВКП (б) директор-полковник движения тов. Никитин награждён медалью «За трудовую доблесть».

Вечером, 4 августа в городском театре состоялось торжественное заседание, посвящённое Сталинскому Дню железнодорожника. В президиуме – лучшие люди узла, отмеченные правительственными  наградами. Под бурные аплодисменты присутствующих в почётный президиум были избраны члены политбюро ЦК ВКП (б) во главе с товарищем Сталиным.

С докладом о Сталинском Дне железнодорожника выступил первый секретарь Аткарского РК ВКП (б) тов. Писарев. Он рассказал, как в трудных условиях военного времени аткарские железнодорожники самоотверженно работали по продвижению поездов для фронта, по ускорению оборота вагонов. Предприятия железнодорожного узла за время войны не раз держали переходящие красные знамёна Обкома ВКП (б) и Облисполкома, управления дороги.

По окончании доклада для участников торжественного заседания был дан большой концерт силами художественной самодеятельности Аткарского железнодорожного училища.

5 августа в городском парке состоялось массовое гуляние, посвящённое Сталинскому Дню железнодорожника, в котором участвовали тысячи трудящихся.

Железнодорожники продолжали обеспечивать переброску войск на Дальний Восток. Туда ушла и часть ОРКП. На запад пошли редкие составы с возвращавшимися из эвакуации. Большая группа рабочих завода «Двигатель революции», который в 1941 году разместили на нашем заводе «Ударник», вместе с оборудованием осталась в Аткарске. Но завод уже с осени 1943 года выпускал мирную продукцию – оборудование для шахт. А перед нашими железнодорожниками встала новая задача – восстановить изношенное за годы войны путевое хозяйство, отремонтировать паровозы и приписной парк вагонов. Эта работа требовала немало сил, но шла она уже в мирное время.

За время войны из Аткарского паровозного депо на фронт ушло более 300 работников. 114 из них погибло, защищая Родину. Их имена увековечены на плитах памятника возле депо. Более 200 деповчан за ратные подвиги были награждены орденами и медалями. За трудовые подвиги 55 работников награждены орденом Трудового Красного Знамени. 73 деповчанина награждены орденом Ленина – это, вероятно, уже недостижимый рекорд, когда столько работников относительно небольшого депо были награждены высшей правительственной наградой Родины. Электрослесарь депо Иван Григорьевич Зелепукин удостоен звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра.

Памятники аткарским железнодорожникам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны также установлены на территории вагонного депо и дистанции пути.

Читайте также интересные новости:

Яндекс.Реклама

Реклама от google

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.