Menu
Пред След
A+ A A-

Краевед Владимир Рыжов: к 100-летию Аткарского элеватора. Часть 1

  • Автор: Владимир Рыжов

Краевед Владимир Рыжов: к 100-летию Аткарского элеватора. Часть 1Уже несколько лет как в Аткарске не стало элеватора. Когда-то его бетонный корпус был самым высоким зданием в городе, а во время Великой Отечественной войны на его крыше стояли зенитные пулемёты.

В декабре этого года элеватору исполнилось бы ровно 100 лет, хотя строить его начали в начале XX века. Почти 90 лет наш элеватор являлся передовым предприятием в городе с сотней рабочих и отправил по всей стране несколько миллионов тонн аткарского зерна. В 1972 году к 50-летию образования СССР за высокие трудовые достижения элеватор был награждён редчайшей наградой – знаком «50 лет СССР», который ныне хранится в Аткарском краеведческом музее.

Перед началом первой мировой война Аткарск являлся крупным центром торговли хлебом. Ежегодно со станции отгружали до 2 миллионов пудов зерна, а это 32 тысячи тонн. Для его перевозки требовалось несколько тысяч вагонов. Зерно отгружали ещё со станций Дурасовка, Лопуховка, Чемизовка, Баланда, Екатериновка и Жерновка. Требовался элеватор для сушки, хранения и отгрузки зерна. Тем более что в городе работали три механические и две водяные мельницы.

В 1913 году Городская дума приняла решение о строительстве элеватора и отвела под него землю за полотном железной дороги рядом с мельницей купца Божедомова. Был выбран типовой проект элеватора на 5 тысяч тонн зерна. Проектированием элеватора занимался инженер С. Лебедев. Такие типовые элеваторы строили на многих станциях Рязано-Уральской железной дороги, да и по всей стране. Участок в полтора гектара был размечен не только под здание элеватора и складов, но и под жилой дом для работников. Проектировались: зерносушилка производительностью 300 пудов в час; силовая станция с дизелем; крытая грузовая платформа для отправки вагонов. Начавшаяся мировая война и сокращение посевных площадей вынудили строительство прекратить. Лишь после завершения Гражданской войны стройка возобновилась.

Работа на площадке в полтора гектара велась, в основном, вручную – рыли котлован и готовили бетон, тачками отвозили землю в лощины. До сих пор можно видеть большой земляной вал в начале Волгоградской улицы. Власти в помощь строителям привлекали население и работников предприятий. К концу 1923 года элеватор был построен. 11 ноября состоялся пуск элеватора при большом стечении народа. На башне подняли красный флаг, который был виден с любой точки города, а на воротах укрепили вывеску: «Аткарский элеватор им. В. И. Ленина». 12 ноября от собрания трудящихся Аткарска вождю мирового пролетариата Ленину было послано письмо с рапортом о завершении строительства элеватора. Письмо подписал губернский продовольственный комиссар Кульманов.

Для привода механизмов элеватора использовался паровой двигатель мощностью 110 лошадиных сил, от которого шла канатная передача для подачи зерна и подъёма его по нориям. Эта канатная передача часто выходила из строя из-за разрывов канатов – ремонтировать её мог лишь один мастер на весь район. Потом секрет сращивания расплётшихся канатов освоил рабочий Василий Афанасьевич Соседов. Очистку зерна вели сепаратором системы Эрлангера, который имел производительность до 10 тонн в час. Сушилка могла пропускать по 3 тонны зерна в час, её обслуживало 3 дневальных и 3 кочегара. За сушкой наблюдал дежурный лаборант. Складов не хватало, и поступавшее зерно ссыпали во всяких приспособленных помещениях, даже использовали пустующее здание летнего кинотеатра «Скоморох», что стоял на площади Сенного базара напротив здания педучилища. К элеватору относились ссыпные пункты в Дурасовке и на станции Жерновка.

Вспоминая первые годы существования элеватора, рабочий Н. Колонин отмечал, что почти всё выполнялось вручную, в лаборатории было 4 лаборанта, которые качество зерна определяли «на руку» и «на глазок», влажность определяли «на зубок». Зерно взвешивали на контарных весах с кадью, в которую клали мешок с зерном или просто его насыпали.

Постепенно складывался коллектив элеватора. В конце 1920-х годов постоянный штат работников насчитывал 47 человек, из которых четверо работали в конторе – главный бухгалтер, бухгалтер, счетовод и кассир. В сезон дополнительно нанималось от 130 до 150 человек. В те годы на элеваторе одно время работал будущий Герой Советского Союза и генерал Владимир Семёнович Антонов. Он был вожатым одного из пионерских отрядов и активно участвовал со своими пионерами во всех начинаниях.

С началом создания колхозов заготовки зерна увеличились и к элеватору ещё были приписаны ссыпные пункты в Лопуховке и Гайворон. В начале 1930-х годов широко стали организовать «красные обозы», когда вереницы подвод с зерном тянулись из колхозов в элеватор. Им устраивали торжественную встречу и митинги. Обозы из Пригородного колхоза встречали с оркестром у здания Райисполкома и на Базарной площади проводили митинг. Часто это создавало заторы, но весьма приветствовалось руководством.

Рабочих рук для приёмки зерна не хватало и тогда в помощь городские власти устраивали субботники и привлекали рабочих разных предприятий. Одно время Аткарский райисполком создал специальную тройку ответственных руководителей, которые занимались сбором по городу и сёлам свободной тары под хлеб – рогожных мешков и деревянных ящиков. Хлебозаготовки велись под лозунгом «Борьба за хлеб – борьба за социализм!». Так как в Лысогорском районе не было элеватора и ссыпного пункта, то зерно оттуда везли в Аткарск. Это приводило к большим очередям на приёмку хлеба и нареканиям колхозников, вынужденных на жаре и в пыли ожидать очереди. Аткарская газета писала: «Приезжающие колхозники 20-30 км изнурённые жарой не в состоянии напиться чаю или пообедать на ссыпном пункте… О культурно-массовой работе и говорить нечего… Загляните на Аткарский элеватор или на ссыпной пункт при мельнице бывшего Божедомова: они не похожи ещё на советские ссыпные пункты, а напоминают хлебные дворы бывших крупных купцов Чернавиных, Аносовых и прочих…».

В 1933 году за большие потери зерна и зерноотходов, а также случаи их хищения были осуждены директор конторы «Заготзерно» Строев, контролёр элеватора Румянцев, весовщик Чехов, завскладом Орлов и другие. Райком партии и Райисполком своим постановлением обязали «принять меры, обеспечивающие укомплектование системы «Заготзерно» в районе проверенными и испытанными в борьбе за хлеб работниками», а также открыть приёмные пункты зерна на разъездах: 14-й километр, Капеллы, Синицино и Муммовка и организовать на всех ссыпных пунктах культурно-бытовое обслуживание хлебосдатчиков – чайные, столовые, красные уголки. Руководителями элеватора в то время были: заведующий Дубровский, парторг Андреев, председатель фабрично-заводского комитета Краснов.

В середине 1930-х годов шло переоборудование силовой станции элеватора с заменой отдельных частей, были механизированы хлебные амбары ёмкостью 2 тысячи тонн, реконструирована зерносушилка, а железные трубы воздуховодов заменены на железобетонные. 4 амбара были оборудованы бункерами для бестарной приёмки зерна, впервые установлены автомобильные весы. В 1935 году заведующим элеватором работал Чепурков, были открыты красный уголок и столовая. Вот как районная газета описывала процесс сдачи зерна с пятитонной автомашины на элеваторе: «Для разгрузки машины захватили 8 человек рабочих, 45 минут ссыпали хлеб, из них 15 минут ушло на определение влажности, сорности зерна. Метод ссыпки был прост. Мешки с автомашины клали на весы, взвесив, их снова перетаскивали к яме, где и ссыпали. На оформление квитанции потребовалось 25 минут».

В те же годы работники элеватора включились в стахановское движение. Первым стахановцем стал токарь Пётр Андреевич Лоскутов – он выполнял норму на 170%. Весовщик А. Н. Орлов выполнял задания по сепарации и перемещению зерна на 175%. Мастер сушильного отделения И. П. Нуждин задания по просушке выполнял на 265%, чем предотвращал порчу зерна.

К 1940 году в Аткарском районе было 39 колхозов и совхозов, в которых работало 92 трактора, 115 комбайнов и 190 лобогреек. Зерновые культуры занимали площадь 58022 гектаров. Для перевозки зерна на элеватор Аткарская автоколонна имела 31 автомашину. Зерно перевозилось в мешках. Влажность стали замерять влагомером за 3-4 минуты. Было установлено два новых сепаратора производительностью по 32 тонны очищенного зерна в час. Для уменьшения потерь зерна ширину транспортёрных лент увеличили с 40 до 50 см, а сами транспортёры стали лотковыми. На ремонт элеваторного хозяйства было израсходовано более 100 тысяч рублей. Работники элеватора повышали свою квалификацию в кружках техучёбы. Работу элеватора освещала стенгазета «За стахановский элеватор», в которой часто помещались фотографии.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.