Menu
Пред След
A+ A A-

Владимир Рыжов: Аткарские железнодорожники в годы войны. Часть 3

  • Автор: Владимир Рыжов

Владимир Рыжов: Аткарские железнодорожники в годы войны. Часть 3Публикуем продолжение исторического рассказа Владимира Рыжова о работниках железной дороги Аткарского района в годы Великой Отечественной войны.

Предыдущую часть рассказа можно прочитать здесь.

Для прикрытия станции от налётов авиации на крыше элеватора поставили зенитную установку и пост ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи). Зенитные пулемёты установили на крышах вокзала и педучилища. Учебный пункт ВНОС развернули в школе № 10. На аэродромах в Аткарске и в Синицино базировались разведывательные и коррекционные эскадрильи 15-го отдельного разведывательного запасного авиационного полка.

В декабре 1941 года стрелковая охрана НКПС со всей техникой и оружием была передана войскам НКВД. Этим войскам поручалось взять под охрану и оборону железнодорожные коммуникации, а также сопровождение важных грузов. Подразделения 121-го полка НКВД охраняли мост через Медведицу и оба моста через Аткару, а также объекты на Вольской и Баландинской ветках, весь путь от Саратова до Ртищево и другие объекты на Рязано-Уральской дороге. Его бойцы сопровождали важные грузы, охраняли денежные кассы, водокачки, путепроводы и другие станционные объекты. Личный состав полка привлекался к очистке путей от снега и уборке урожая.

С началом войны желдормилиция перешла на военное положение. Её работники занимались очисткой тыла от уголовников, дезертиров и диверсантов, изымали оружие и боеприпасы, выявляли вражескую агентуру и паникёров. Перед ними поставили задачу быть готовыми к боевым операциям по ликвидации диверсионных групп, десантов и регулярных немецких частей. Только в августе сотрудники ЛОМ задержали 26 расхитителей и 10 дезертиров. С августа 1941 года началась мобилизация милиционеров на фронт – одним из первых ушёл С. Мартынов. В августе 1942 года в разгар Сталинградской битвы на фронт ушли помощники оперуполномоченного Д. А. Михеев, С. А. Быков, оперуполномоченный А. М. Мальцев, милиционеры И. С. Скобликов, П. С Чукаев, командир отделения А. Г. Давыдов. Начальником ЛОМ был Пётр Александрович Давыдов, заместителем – Александр Васильевич Симонов. В штате было 75 сотрудников. Дисциплина поддерживалась по законам военного времени. Начальник линейного отделения мог арестовать нарушителя дисциплины на срок от 3 до 5 суток с помещением на гауптвахту.

С ухудшение положения на фронтах активизировалась преступность, появились дезертиры. В этих условиях 25 сентября 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление «О мерах борьбы с «мешочничеством», по которому милиции разрешалось «производить у пассажиров изъятие продовольственных товаров, превышающих норму провоза ручной клади (16 кг)», «лиц, незаконно провозящих продовольствие на товарных поездах, привлекать к уголовной ответственности, а обнаруженные продукты отбирать», «служащих железнодорожного и водного транспорта, уличённых в «мешочничестве», а равно входящих в сделки с «мешочниками», предавать суду Военных Трибуналов железнодорожного и водного транспорта». Была организована систематическая проверка как пассажирских, так и грузовых поездов. «Мешочников» задерживали, изъятые грузы передавались в магазины, а владельцев или привлекали к уголовной ответственности, или штрафовали. Много внимания приходилось уделять небольшому базарчику, который был южнее Привокзальной площади, хотя он входил в сферу городской милиции. На этот базар часто несли с поездов ворованные вещи.

Когда в июне 1943 года была открыта детская комната милиции, беспризорных детей и подростков на вокзале забирали и временно помещали в эту комнату, а затем направляли в детдом или в школу ФЗО. Напряжённая работа сотрудников в годы войны сказывалась на их здоровье. 16 июня 1943 года при исполнении служебных обязанностей умер милиционер Кирилл Петрович Аржанов. Мы не располагаем полными сведения о наших милиционерах, погибших на фронтах.

В конце 1941 года на дороге начался сбор средств на постройку танковой колонны «Железнодорожник Рязано-Уральской». Коллектив паровозного депо внёс более 7000 рублей, железнодорожное училище – 2000 рублей, а всё Аткарское отделение внесло 37042 рубля. На постройку танковой колонны работники дороги внесли 212335 рублей. Летом 1942 года по 5% месячной зарплаты железнодорожники отчисляли на постройку авиаэскадрильи бомбардировщиков «Рязаноуралец». На постройку самолётов для Сталинградского фронта железнодорожники собрали более 3 млн рублей. В здании клуба железнодорожников размещались воинские части – в зале стояли солдатские койки, в малом зале была столовая. Клуб перевели в рядом стоящие дома и он продолжал работать.

За успехи в стахановско-кривоносовском движении коллектив паровозного депо неоднократно награждался переходящим Красным Знаменем, которое затем было передано навечно. С этим знаменем деповчане провожали своих товарищей на фронт. Осенью 1941 года работники депо вручили знамя воинской части, формировавшейся в Аткарске с наказом донести его до Берлина. Воины 4 тысячи километров с боями пронесли знамя и в мае 1945 года водрузили его в Берлине. Эта воинская часть воспитала 8 Героев Советского Союза. Один из них в ходе ожесточённого боя спас знамя, пронеся его под водой. 31 июля 1946 года воины части на торжественном митинге возвратили знамя коллективу депо. Ныне это знамя со следами боевых повреждений демонстрируется в музее локомотивного депо.

В 1941 году машинист Хлюстов довёл пробег своего паровоза между подъёмными ремонтами до 40 тыс. км. В марте 1942 года лучшие машинисты депо старались увеличить техническую скорость поездов. Вот как об этом писалось в газете «Рабочий транспорта»:

В ответ на приказ товарища Сталина аткарские машинисты по-коробковски водят поезда. Первые дни марта отмечены замечательными рейсами. 1 марта машинист т. Савельев, его помощник т. Костин, кочегар т. Колесников провели угольный маршрут из Аткарска в Саратов с нагоном в 31 минуту. Заданная техническая скорость была выполнена на 156 проц. Обратно в Аткарск т. Савельев успешно доставил порожняковый состав. Среднесуточный оборот паровоза составил 260 километров. В Саратов и обратно поезда сопровождал машинист-инструктор т. Свитнев.

Машинист-орденоносец т. Иванов Ф., его помощник т. Силантьев, кочегар т. Клюшников 2 марта образцово доставили поезд из Аткарска до Ртищево, выполнив норму технической скорости на 113 проц. В тот же день машинист т. Сидельников, помощник т. Носов, кочегар т. Сергеев провели тяжеловесный состав, выполнив заданную техническую скорость на 110 проц. Обратно в Аткарск бригада также по-скоростному провела поезд. Норма технической скорости выполнена на 140 проц.

3 марта машинист т. Садомцев, пом. машиниста т. Тимофеев, кочегар т. Растегаев провели полновесный состав в Ртищево с нагоном в 30 минут.

На следующий день успешный рейс совершила бригада в составе машиниста т. Мартемьянова, его помощника т. Герасимова, кочегара т. Павлова. Машинист т. Круглов, пом. машиниста т. Галишников, кочегар т. Лавров провели поезд из Аткарска в Саратов, сэкономив в пути 46 минут. Обратно в Аткарск они прибыли с поездом на 40 мин. раньше расписания. В тот же день машинист т. Садомцев П., его помощник т. Никитин, кочегар т. Ананьев совершили замечательную поездку из Аткарска в Саратов с нагоном в 1 час 16 мин. Норма технической скорости была выполнена на 154,5 проц.».

(Продолжение следует).

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.