Menu
  • sto-vakansiya.png
Пред След
A+ A A-

Владимир Рыжов: Аткарские железнодорожники в годы войны. Часть 2

  • Автор: Владимир Рыжов

Владимир Рыжов: Аткарские железнодорожники в годы войны. Часть 2Продолжение исторической публикации Владимира Рыжова о железнодорожниках Аткарска в годы Великой Отечественной войны.

Начало рассказа можно прочитать здесь.

В конце 1941 года на железной дороге начался сбор средств на постройку танковой колонны «Железнодорожник Рязано-Уральской». Коллектив железнодорожного училища собрал 2000 рублей, а всё Аткарское отделение движения внесло 37042 рубля.

Как поддерживалась дисциплина в военные годы можно видеть из текста приказа:

Приказ № 221 по Аткарской ж.д. школе ФЗО-6 от 15/XII-44 г. §-1.

Ученики Бадаев Александр Иванович, Климов Анатолий Петрович из Аткарского района Чемизовского сельсовета прибыли в школу ФЗО № 6 1-го ноября 1944 г. Самовольно ушли из школы, чем нарушили постановление Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г. и, несмотря на ряд предложений школы и Райисполкома явиться обратно в школу, они до сих пор не возвратились, а потому приказываю:

Самовольно ушедших из школы ФЗО-6 мобилизованных учеников Бадаева Александра, Климова Анатолия отдать под суд. Дело передать на рассмотрение прокурору г. Аткарска.

Директор школы ФЗО № 6

В те годы трудовые резервы были на строгом учёте. Вся молодёжь обязана была или учиться или работать. Учёба в ФЗО и ЖУ-2 сочеталась с производительным трудом и практикой. Будущие помощники машиниста изучали паровозы ОВ и СУ. В годы войны учащиеся в мастерских изготовляли запасные части для тракторов и инструменты, а всего более 50 наименований. Для тракторов ЧТЗ делали пальцы маховика, втулки клапанов, шпильки головки блока двигателя и другие детали.

В годы войны в училище обучалось много девушек. С 1941 по 1945 год в ЖУ-2 было подготовлено 1065 квалифицированных железнодорожных рабочих, а также сотни рабочих других специальностей. Учащиеся отремонтировали 165 паровозов и 341 вагон, изготовили тысячи экземпляров инструментов. Коллектив училища собирал подарки для воинов Красной Армии, вносил деньги на строительство танков и самолётов, ухаживал за ранеными в госпиталях. В училище стали готовить ещё санитаров, пулемётчиков, автоматчиков, радистов, планеристов и снайперов. Некоторое время в здании училища располагался госпиталь. Вот текст объявления в аткарской газете 1942 года: «Аткарское железнодорожное училище продолжает приём учащихся с образованием не ниже 4 классов: девочек от 16 до 18 лет, мальчиков от 14 до 18 лет по специальности – слесаря-паровозники, слесаря-вагонники, помощники машиниста, бригадиры пути. Предоставлять документы: метрическое свидетельство, справку об образовании, три фотокарточки. Дирекция. ГБ–6–4».

Осенью 1941 года началось строительство оборонительных рубежей на дальних подступах к Саратову. В нашем районе траншеи, противотанковые рвы, дзоты сооружали около Дурасовки, Нестеровки, Малой Осиновки, в сосновом бору у Верхней Красавки. На базе милиции сформировали истребительный батальон для борьбы с диверсантами, шпионами, парашютистами и охраны важных объектов. Железнодорожная милиция перешла на военное положение, а с августа милиционеров начали призывать на фронт. На станции развёрнули санитарно-контрольный пункт и дезинфекционную камеру, железнодорожную баню перевели на круглосуточную работу. Санитарные поезда встречали санитары с носилками. Осенью 1941 года потоком пошли воинские эшелоны на защиту Москвы. Они требовали много паровозов, которых не хватало. Начались задержки с отправкой других грузов.

Через нашу станцию пошли на запад воинские эшелоны, а на восток – поезда с эвакуированными и оборудованием вывозимых заводов. Уже в конце июня через Аткарск на станцию Карабулак проследовал первый эшелон с эвакуированными. В город начали прибывать беженцы. По подсчётам историков к нам было эвакуировано более тысячи человек. Для их приёма и обслуживания на вокзале развёрнули эвакуационный пункт. Он принимал и отправлял далее поезда с эвакуированными, организовывал их питание, старшим вагонов выдавал хлеб. Для снабжения эвакуируемых лиц и воинских частей горсовет ежедневно выделял по 600 кг хлеба, который завозился в ларёк на перроне. Продавали его только по справкам начальников эшелонов, заверенных начальником станции из расчёта по 400 грамм хлеба на человека. Железнодорожная баня перешла на круглосуточную работу. 20 августа в Аткарске ввели карточки на хлеб. В конце ноября 1941 года через станцию прошли 4 эшелона с эвакуированными из блокадного Ленинграда детьми. Их встречали на вокзале и кормили горячими обедами.

Из Гомеля в Аткарск эвакуировали завод «Двигатель революции», который разместили на заводе «Ударник». Вскоре объединённый завод начал выпуск военной продукции – мин, миномётов, штыков и гранат. С западных и южных дорог европейской части страны в Аткарск прибыло много железнодорожных рабочих и служащих вместе с семьями. Их приходилось размещать по домам и квартирам аткарчан, организовывать питание, распределять на работу, выплачивать зарплату. Эти огромные расходы легли на предприятия нашего узла. Ниже приведён неполный список железных дорог, с которых в Аткарск были эвакуированы железнодорожники. Кроме того, были эвакуированы работники из Свирьстроя, металлозавода г. Орджоникидзе, Никитовского доломитного комбината в Донбассе. Все они в годы войны работали на предприятиях нашего узла. Уже в 1943 году часть этих работников приходилось возвращать на освобождённые от врага дороги. Это тоже требовало расходов. На каждом предприятии узла на эти мероприятия составлялись акты с оценкой ущерба и произведённых затрат. Часть этих актов ныне хранится в Аткарском краеведческом музее.

Список железных дорог, с которых в Аткарск были эвакуированы работники: Белорусская, Московско-Донбасская, Брест-Литовская, Московско-Киевская, Белостокская, Одесская, Винницкая, Октябрьская, Дзержинская, Орджоникидзевская, Западная, Северо-Донецкая, Кировская, Сталинская, Кишиневская, Юго-Восточная, Ковельская, Юго-Западная, Литовская, Южная, Львовская, Южно-Донецкая.

(Продолжение следует).

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.