Menu
Пред След
A+ A A-

Владимир Рыжов: Аткарские железнодорожники в годы войны

  • Автор: Владимир Рыжов

Владимир Рыжов: Аткарские железнодорожники в годы войныАткарский железнодорожный узел в годы Великой Отечественной войны имел большое значение, особенно во время Сталинградской битвы.

Паровозное депо стало крупной базой по ремонту и восстановлению паровозов не только для Рязано-Уральской, но и для других дорог страны. Через нашу станцию потоки грузов шли в направлении Центр – Урал – Средняя Азия. Волжскую рокаду строили уже в годы войны. В 1939 году завершили укладку второго пути в направлении Саратов-Ртищево. На главном ходу заменили лёгкие рельсы на тяжёлого типа, что позволило нашим путейцам обеспечивать безаварийное прохождение поездов в военное время. Со станции отправлялись мука и подсолнечное масло, вооружение и обмундирование. Летом 1942 года здесь выгружались войска, чтобы пройти обучение и отправиться под Сталинград и многим остаться там навечно.

Героический труд аткарских железнодорожников отмечен многочисленными правительственными наградами, но совсем мало описан в литературе и печати. Почти нет фотографий станции военной поры. Небольшая часть материалов была собрана А. Ф. Прониным в музее локомотивного депо. Мы приведём доступное автору описание труда наших железнодорожников в годы войны, которые заслуживают отдельной книги.

За неделю до начала войны с нашей станции были отправлены на запад эшелоны с личным составом размещавшегося в Аткарске 223 стрелкового полка, который потом держал оборону на реке Друть в Белоруссии. Уже 24 июня 1941 года с 18.00 на 44 железных дорогах страны ввели воинский график движения поездов. Он предусматривал первоочередное продвижение воинских эшелонов, исключал обгон поездов, размеры пассажирского движения сокращались до минимума. Деятельность станции резко изменилась – усилилась охрана, введена светомаскировка. Транспортная милиция перешла на военное положение.

Как работали аткарские железнодорожники в первые недели войны, показывает июльская заметка 1941 года в газете «Рабочий транспорта».

Трудовая доблесть

Призыв вождя народов товарища Сталина нашёл самый горячий отклик среди железнодорожников Аткарского узла. Самоотверженным трудом они помогают доблестным бойцам Красной Армии.

Коллектив вагоноремонтного пункта за 19 дней июля выпустил из среднего ремонта на 3 вагона больше запланированного. Полностью и досрочно выполнено задание по капитальному ремонту, по годовому ремонту выпущено на 5 вагонов больше задания.

Эти успехи – результат подлинно героического труда. Котельщикам Мамаеву, Ключникову, Суркову, малярам Сузюмову, Степанову, Тарасову и другим было поручено покрыть и выкрасить крышу у четырёхосного вагона. Обычно на это уходило много часов, но советские патриоты выполнили боевое задание за 1 час. Вагон со срочным грузом отправился раньше срока.

Образцы трудовой доблести показывают стахановцы ремпункта кузнец Дмитриев, слесаря Шпак, Бабушкин, токарь Кошелев, электросварщик Горбунов, рабочие Викторов и Горюнов, ежедневно выполняющие по 3-4 нормы с отличным качеством.

Коллектив паровозного депо также работает с исключительным подъёмом и организованностью. Люди, становясь у станка, верстака, у кузнечного горна и реверса локомотива, горят желанием добиться новых производственных успехов.

Машинисты Лягушкин, Савельёв, Фёдоров по-кривоносовски водят поезда. Механики тт. Мещеряков, Добринский, Решетников за 15 дней июля сэкономили каждый по 7000 кг топлива.

Дружными усилиями коллектива паровозников в среднем по депо перевыполнено задание по технической скорости и среднесуточному пробегу локомотива.

Ремонтные цехи депо также работают чётко. Цех подъёмки (мастер Жеребцов) за 15 дней июля выпустил сверх плана 3 паровоза, простой паровоза на подъёмке снижен на 25 проц. против нормы. Простой паровоза на промывке также ниже заданного. Токаря Елисеев, Горячев, Журавлёв, кузнец Кузьмин, электросварщик Пчелинцев, старый производственник, слесарь промывки Санталов выполняют до трёх норм в день. Не считаясь со временем, работают слесаря депо Титков и Косоногов.

Старый слесарь подъёмного цеха Бабушкин систематически даёт две-две с половиной нормы за смену.

Тов. Бабушкин в свободное от работы время помогает пригородному колхозу на сенокосе и на других полевых работах.

С большим воодушевлением трудится коллектив станции Аткарск. План погрузки систематически выполняется, простой вагонов ниже нормы. Лучшие стахановцы станции – дежурные по путям Носов и Майоров, составители Матасов, Смурыгин и Блохин показывают примеры подлинного героизма. Они обеспечивают чёткое продвижение поездов.

- Каждый поезд – это удар по фашистским захватчикам, – говорят аткарские железнодорожники.

А. Жакин, инструктор политотдела Аткарского отделения

С началом Великой Отечественной войны вокзал стал местом проводов аткарчан на фронт. Вскоре на вокзале появились беженцы, эшелоны с эвакуированными, прибывали санитарные поезда с ранеными. Навстречу им шли воинские эшелоны. В городе уже 23 июня начали равёртывать госпиталь в зданиях педучилища, школ № 3 и № 9. Раненых выгружали и везли на телегах или несли на носилках в санпропускник, вход в который был с восточного крыльца здания педучилища. Некоторые шли сами, поддерживаемые жителями окрестных домов. Госпиталь открыли в селе Дурасовка, куда приходили санитарные поезда.

Санитарные власти города наладили работу душевых и санобработку прибывающих беженцев, дезинфекцию и пропарку одежды. Были приняты жёсткие меры по поддержанию чистоты в прилегающих к станции дворах и домах. Эти меры позволили избежать эпидемий. Местные власти постоянно держали во внимании вокзал. На заседании горисполкома 2 февраля 1942 года отмечалось, что обслуживание пассажиров на вокзале стало лучше, больше внимание стало к раненым бойцам и женщинам с детьми, для раненых выделено помещение. Однако нет умывальников для пассажиров, мало мебели в зале № 2 для военнослужащих, не хватает посуды в комнате матери и ребёнка, антисанитарное состояние привокзальной площади, железнодорожная баня работает с перебоями, нет комнаты для комсостава. Южнее привокзального сквера был небольшой базарчик, где в годы войны шла активная торговля. Продукты можно было купить в обмен на одежду или обувь.

С началом Великой Отечественной войны Аткарское железнодорожное училище ЖУ-2 перешло на полувоенное положение со строгой дисциплиной и подразделением учащихся на взводы и отделения. Безнадзорных детей на улицах не было – их сразу направляли в детские дома, а подростков – в ФЗО на полное государственное обеспечение. Многие преподаватели, мастера и учащиеся были призваны в Красную Армию. В училище стали готовить ещё санитаров, пулемётчиков, автоматчиков, радистов, планеристов и снайперов. Некоторое время в здании училища располагался госпиталь. Вот текст объявления в аткарской газете 1942 года:

«Аткарское железнодорожное училище продолжает приём учащихся с образованием не ниже 4 классов: девочек от 16 до 18 лет, мальчиков от 14 до 18 лет по специальности – слесаря-паровозники, слесаря-вагонники, помощники машиниста, бригадиры пути. Предоставлять документы: метрическое свидетельство, справку об образовании, три фотокарточки.

Дирекция. ГБ-6-4».

(Продолжение следует).

Читайте также интересные новости:

Яндекс.Реклама

Реклама от google

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.