Menu
  • sto-vakansiya.png
Пред След
A+ A A-

Владимир Рыжов: Аткарские железнодорожники в годы войны. Часть 4

  • Автор: Владимир Рыжов

Владимир Рыжов: Аткарские железнодорожники в годы войны. Часть 4Продолжаем публикацию исторического рассказа Владимира Рыжова о работниках железной дороги Аткарского района в годы Великой Отечественной войны.

Предыдущую часть рассказа можно прочитать здесь.

Чтобы ускорить доставку грузов для фронта, было принято на важных направлениях создать особые организационные формы использования паровозов и подвижного состава.

В разгар Сталинградской битвы 7 сентября 1942 года постановлением ГКО № 2263 были созданы «… на прифронтовых и тыловых дорогах колонны паровозов особого резерва НКПС с прикреплёнными комплексными поездными бригадами, состоящими на положении военнослужащих РККА». К каждому паровозу колонны закреплялась комплексная бригада из 13 человек – это две паровозные и две кондукторские бригады, два поездных вагонных мастера, проводник турного вагона (обычно это теплушка для отдыха и приёма пищи, запасных частей и материалов). В составе колонн были походные мастерские, электростанция, склады, баня, кухня-столовая. Личный состав колонн приводился к воинской присяге, получал оружие, военное обмундирование и находился на казарменном положении и обеспечивался армейским пайком.

Эти колонны получили сокращённое наименование ОРКП (особого резерва колонны паровозов). Обычно колонна состояла из 30 паровозов со штатной численностью 425 человек. Фактически это было передвижное паровозное депо, непосредственно слитое с тем или иным участком фронта. Начальнику колонны присваивалось звание от капитана до полковника, у него были два заместителя – по политической и технической части. Машинистам присваивалось звание техника-лейтенанта. Основным в ОРКП был паровоз серии Э, как работавший на любом топливе – от мазута до дров и торфа. На них обшивали броней бока и крыши будок, наращивали борта тендеров.

За годы войны всего было сформировано 106 колонн, из них 70 работали на прифронтовых дорогах. 18 колонн действовали во время Сталинградской битвы. Рязано-Уральская дорога выделила для ОРКП 30 паровозов. Из нашего паровозного депо в эти колонны было направлено 12 человек. Ниже, вероятно неполный, список аткарчан, воевавших в составе ОРКП.

1. Богачёв Иван Дмитриевич

2. Богомолов Виктор Филиппович, ОРКП-69

3. Варакин Николай Степанович, ОРКП-64

4. Егоров Николай Андреевич

5. Здобнов Виктор Тимофеевич

6. Зотов Николай Александрович

7. Иванов Алексей Яковлевич

8. Никифоров Василий Алексеевич, заместитель начальника ОРКП-1

9. Резников Михаил Дмитриевич

10. Сербинович Владимир Дмитриевич

11. Сидельников Николай Григорьевич

12. Смирнов Анатолий Павлович

К сожалению, мы имеем мало сведений, в каких колоннах они служили и в каких битвах участвовали. По сведениям родственников, в ОРКП воевал машинист Алексей Иванович Елисеев. Из Аткарского депо Никифоров Василий Алексеевич был назначен заместителем начальника первой колонны ОРКП-1, которая первой в апреле 1942 года была готова к работе. Как и где служили железнодорожники можно судить по боевому пути ОРКП-1. Эта колонна с мая 1942 года работала на участке Балашов-Поворино-Филоново. (В эти месяцы здесь был образован Сталинградский фронт, в интересах которого действовала ОРКП-1. В составе Сталинградского фронта воевала 127 стрелковая дивизия, сформированная на Аткарской земле. Дивизия обороняла левый берег Дона, воевала на плацдарме на правом берегу, участвовала в наступлении, в окружении и разгроме немцев под Сталинградом).

Затем колонна доставляла нефтеналивные поезда со станций Эмба, Кандагач, Гурьев. После ремонта на базе в Москве, с 22 ноября 1942 года до середины января 1943 года, колонна водила поезда по кольцевому маршруту Поворино-Арчеда-Иловля-Петров Вал-Балашов-Поворино. С января по март 1943 года обслуживала Воронежский фронт на линии Воронеж-Лиски-Валуйки-Купянск и на участке Лиски-Россошь. Участвовала с марта по сентябрь в перевозках грузов на Орловско-Курской дуге, обслуживала 2-й Украинский, 1-й, 2-й, 3-й Белорусские, 1-й Прибалтийские фронты. Колонну расформировали 17 апреля 1946 года в депо Минск. За всё время ОРКП-1 перевезла 2717 тяжеловесных поездов, доставила более миллиона тонн грузов. Сотни её работников награждены орденами и медалями, 23 – знаком «Почётному железнодорожнику». В этой колонне всё время прослужила первая женщина-машинист М. А. Гольдштейн (Аристова).

За время Сталинградской битвы из более 500 действовавших там паровозов в составе 18 колонн ОРКП, снарядами и авиабомбами было уничтожено и повреждено 183 паровоза и 149 турных вагонов. Из 30 паровозов ОРКП-11, сформированной на РУЖД и участвовавшей в Сталинградской битве, было уничтожено 5 паровозов серии Э и 4 вагона, погибло 2 и ранено 9 членов паровозных бригад. Потери личного состава в отдельных колоннах доходили до 20 процентов. И это в условиях, когда водимые ими эшелоны часто имели прикрытие зенитным огнём.

В годы войны часть паровозных бригад из Аткарского депо командировали на станцию Верхний Баскунчак. Они участвовали в обороне Сталинграда и доставляли эшелоны на станцию Паромная на левом берегу Волги, откуда войска и грузы баржами, катерами, паромами доставлялись в Сталинград. Обратными рейсами вывозили беженцев и раненых. Работать приходилось в очень тяжёлых условиях. При проводке воинского эшелона погиб машинист Григорий Иванович Елисеев. В 1942 году под Сталинградом погиб помощник машиниста Аленин Александр Петрович. Не прекращающиеся бомбёжки станций, разъездов, эшелонов и отдельных паровозов разрушили не только строения, но и путевые сигналы и семафоры. Станция Верхний Баскунчак была разбита так, что поезда пришлось направлять по временным путям, проложенным в обход.

На станциях и разъездах дежурные сидели в замаскированных ямах, куда тянулись телефонные провода. В разгар боёв поезда доставлять к Волге разрешалось только ночью в условиях полной светомаскировки. Ровная степь затрудняла ориентировку поездным бригадам, поэтому к ним прикрепляли местных машинистов-инструкторов, которые хорошо знали особенности маршрутов. Они обычно вели поезда ночью, а днём – машинисты. Спали в угольном ящике на тендере. Немецкие лётчики охотились даже за одиночными паровозами. Обстреливали восстановителей пути. Особенно они выбирали составы с цистернами и обстреливали их из пулемётов. У поездных бригад на этот случай были заготовлены заточенные деревянные колышки и тряпки, которыми затыкали пробоины в цистернах и на паровозе.

Когда поезда начали ходить только ночью, то немцы стали охотиться за ними и ночью, а диверсанты наводили самолёты, освещая паровозы с двух сторон пуском ракет. Сотрудникам НКВД пришлось очистить от жителей всю прилегающую к дороге местность, а по ночам они стали пускать ракеты там, где поезда в этот момент не было, и наводили немецкие самолёты на пустой путь.

На линию Красный Кут-Верхний Баскунчак была направлена группа работников НГЧ-6 для восстановления путей. Руководивший ими Л. Н. Швейцаров вспоминал, что работать приходилось под не прекращавшимися обстрелам. Бывало так, что путеец свинчивал стыки рельс и следил за приближающимся немецким самолётом, а когда фонтанчики песка от пуль к нему приближались, то быстро скатывался под откос насыпи. Лишь только тень самолёта промелькнёт, то тут же поднимался и продолжал работу. Немцы бомбили всё, но не трогали элеваторы, надеясь вскоре захватить для себя запасы зерна. Работники этим пользовались и во время налётов там прятались. Там же стояли зенитные орудия, которые обслуживали молоденькие девчата. Когда удачной очередью они сбили немецкий самолёт, то от радости пустились плясать как малые ребята.

Дядя автора Рыжов А.Г. в 1942 году более полугода работал кочегаром со своей бригадой под Сталинградом. Он вспоминал случай, когда ночью вели поезд с воинской частью к станции Паромная. Был строгий приказ двигаться только ночью, а они к рассвету не успели и пришлось остановиться. Через несколько минут из эшелона прибежал офицер и стал кричать – почему не едем? – у него приказ прибыть к такому-то часу. Стал требовать двигаться. Машинист отказался. Тогда офицер выхватил пистолет и, угрожая им, высадил бригаду, поставил к тендеру и заявил, что если не поедете, то расстреляет как саботажников. Хорошо, что прибежал какой-то политработник и объяснил причину стоянки.

(Продолжение следует).

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.