Menu
Пред След
A+ A A-

Краевед Владимир Рыжов об истории Аткарского элеватора. Часть 2

  • Автор: Владимир Рыжов

Аткарский элеваторС началом Великой Отечественной войны работа элеватора сильно осложнилась. На нужды фронта из колхозов и предприятий было изъято много тракторов, автомашин и лошадей.

Начало статьи можно прочитать здесь.

Перестали поступать новые машины, ухудшилось материально-техническое снабжение. На смену мужчинам пришли женщины и подростки. В числе первых на фронт ушли Н. М. Волков, М. Е. Силантьев, Смирнов, И. Смурыгин и другие. Директором элеватора в то время работал Багрянцев и к нему приходили жёны работников, ушедших на фронт. Кочегаром силовой установки, заменив мужа, стала Смирнова, кочегаром – Осинцева, уборщица Шепелева встала за пульт у манометров, комсомолка Огаренко стала работать таксировщицей, уборщица М. Ф. Стукалина заменила ушедшего на фронт И. Смурыгина. Сотрудницы конторы и лаборатории Шутова, Давыдова, Касимцева, Корезова, Палатова и другие часто во главе с директором Багрянцевым разгружали вагоны. Зерно на элеватор стали возить на подводах женщины и подростки, часто запрягали своих коров.

Труженики элеватора поддержали инициативу работников маслозавода отчислить трёхдневный заработок на строительство самолёта. Подписывались на военные займы, вносили деньги на строительство танков, собирали тёплые вещи. Для защиты станции на крыше элеватора установили зенитный пулемёт и оборудовали пункт ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи). Пулемёт установили и на крыше вокзала.

Зимой 1942 года из-за нехватки топлива начались перебои в работе элеватора, часто цеха не работали и не вели переработку семенного зерна. Чтобы не сорвать весенний сев, колхозы по-товарищески давали семенное зерно в долг. Самоотверженно работали работники элеватора – машинист С. Я. Яковлев, кочегар К. А. Осинцева, автоматчик Н. Д. Петрухин, лаборант Рябикова и другие. На сортировку и просушку зерна привлекались десятки горожан, учащиеся ЖУ-2, ЖУ-5 и школьники.

После окончания войны на элеватор стали возвращаться фронтовики. Многие из них были отмечены высокими боевыми наградами – А. И. Илюшев награждён орденом Славы и медалями, А. Т. Мордухович – орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды и медалями. Многие другие работники тоже имели награды за ратный труд, в послевоенное время на элеваторе работало более 40 фронтовиков, которые составляли ядро трудового коллектива.

В послевоенное время коллектив элеватора продолжал интенсивно трудиться, ибо страна испытывала трудности с продовольствием из-за засух, сохранялись карточки на хлеб, а руководства страны держало жёсткий контроль за производством зерна. В этих условиях элеватор достигал высоких результатов в труде – задание по оздоровлению, сушке и подработке зерна было выполнено на 200%. В мае 1946 года коллективу элеватора по итогам первого квартала была присуждена вторая премия Министерства заготовок и ВЦСПС в размере 22550 рублей, директор Решетников премирован месячным окладом. В этом же году проводились капитальные и текущие ремонты оборудования и складских помещений. Ударно работали технорук Веденеев, заведующая лабораторией Фёдорова, слесарь Корезов, машинист С. З. Яковлев, жестянщик М. В. Деушев, слесарь-кузнец Казаков, слесарь Корнюхин. Они выполняли нормы на 140-180%. Июльский план сдачи хлеба государству район выполнил на 115%.

В 1947 году ёмкость элеватора составляла 10650 тонн и комплексный грузооборот достиг 55413 тонн. От колхозов и совхозов было принято 16895 тонн зерна. Число постоянных рабочих составляло 124 человека. На энерговооружении были локомобиль, два нефтяных двигателя, три электрогенератора общей мощностью 112 кВт, 22 электромотора общей мощностью 91 кВт. Вырабатывалось в год электроэнергии до 17, 5 тысяч кВт/час.

1948 год оказался засушливым, и сбор зерна был низким. Государством были выделены семена под будущий сев, их требовалось вывозить, мобилизовав весь имеющийся транспорт. Кроме автомашин ежедневно на перевозке зерна использовали 407 лошадей и 95 волов. Работы были завершены в срок.

В 1949 году урожай был неплохой, но элеватору пришлось принимать рожь и овёс, которые массово завозились с южных районов страны. Недостаток складских помещений и рабочей силы приводил к простою вагонов, отчего элеватор нёс большие расходы по уплате штрафов. В декабре 1952 года были составлены сметы в 200 тысяч рублей на строительство двух железобетонных зерноскладов ёмкостью 3200 тонн. На 1953 год было запланировано построить ещё два кирпичных зерносклада на 3200 тонн каждый по сметной стоимости 459 тысяч рублей. Однако недостатки в организации работ, низкая энерговооружённость не позволили добиться плановых показателей в работе. Результаты анализа работы в 1952-1953 годах показали, что план приёма зерна выполнен на 78,1%, отгрузка – на 120,3%, сушка – на 94%. Из общего объёма хранившегося зерна на 1 января 1953 года было охлаждено лишь 61,4%, промороженного зерна оказалось 27%, заражённого клещом первой степени – 25,8%. В 1953 году показатели работы не улучшились – охлаждённого зерна было 67,5%, промороженного – 32,5%, заражённого клещом – 37,9%. Механизированный грузооборот составил всего 52% при плане 95%.Эти недостатки руководство списывало не на отставание материального оснащения, а за счёт «неудовлетворительной организации труда, отсутствия надлежащей работы с людьми, формального отношения к организации социалистического соревнования».

В 1954 году началось постепенное совершенствование материально-технической базы элеватора. Этому способствовало то, что урожай был хорошим, и уже в сентябре район выполнил план по заготовке хлеба. На заготовительные пункты поступило 424 тысячи пудов пшеницы и 53 тысячи пудов проса, что больше на 170 тысяч пудов против 1953 года. Для подработки зерна стали использоваться зернопульты местного изготовления, в корпусе элеватора реконструировали две главные нории, что увеличило их производительность вдвое – до 65 тонн зерна в час. Были расширены самотёчные коммуникации и выпускные трубы, по которым зерно ссыпалось в вагоны, что значительно ускорило погрузку. У сбрасывающих тележек транспортёра верхней галереи корпуса элеватора установили шариковые подшипники вместо подшипников скольжения, что вдвое облегчило труд транспортёрщика, перекатывавшего тележки при загрузке зерна в силосы. Для ускорения приёмки зерна установили два стационарных автопогрузчика с производительностью по 60 тонн в час. Новые 25-тонные весы позволяли взвешивать автомашины с прицепом. Была заасфальтирована площадка в 1500 квадратных метров для очистки и солнечной сушки свежеубранного зерна. Запущены стационарная и передвижная зерносушилки. Все эти мероприятия вдвое увеличили приёмную способность элеватора.

Уборочная страда в 1956 году проходила в условиях затяжной непогоды и нехватки автомашин. На помощь пришли промышленные предприятия Саратова, что позволило Аткарскому району засыпать в закрома государства 1567 тысяч пудов хлеба при плане в 1290 тысяч пудов. Элеватор в тот год принимал зерно не только нашего района, но и от хлеборобов Дурасовского и Жерновского районов. В этих условиях коллектив ударно трудился во главе с директором А.Рахмановым и был отмечен второй всесоюзной премией Министерства сельхозпродуктов и ЦК профсоюза. Саратовская область в тот год сдала государству 100 миллионов пудов хлеба и была награждена орденом Ленина.

В 1958 году прошла реконструкция оборудования элеватора и установка новых механизмов. В главном корпусе установили 4 нории производительностью 100 тонн в час и сепаратор новой конструкции. Для разгрузки автомашин оборудовали 4 полностью механизированные завальные ямы с гидравлическими автоподъёмниками, что позволило принимать в час до 240 тонн зерна. Кроме того, установлено 3 тросовых автоподъёмника. Эту новую технику быстро освоили старший механик Петров, инженер-механизатор Дыхнов, слесари Кулешов и Груздев, токарь Жаткин, жестянщик Гурьянов, заведующая лабораторией Федорова и другие работники. Бригада коммуниста Эсаулова в составе машинистов Догунова и Яковлева, слесаря Груздева, электромонтёров Кулешова и Гришаева выполняла дневные задания по монтажу и ремонту оборудования на 120%. Очистку и просушку поступавшего свежеубранного зерна стали проводить непосредственно в приёмном потоке. Эти новшества позволили обеспечить валовый сбор зерна по Аткарскому району 5800 тысяч пудов. Коллектив элеватора был занесён на районную Доску Почёта.

В конце 1950-х годов работники элеватора включились во всесоюзное движение за право называться коллективом коммунистического труда. Образцы самоотверженной работы показывали визировщицы Астафьева и М. Бубнова, лаборантки Е. Кузина и К. Корезова, весовщица Л. Челнокова, мотористка Е. Гарлач, весовщицы корпуса Т. Семишина и В. П. Егорова и многие другие. Первой бригадой, которой было присвоено звание бригады коммунистического труда, стала бригада, возглавляемая Богатовым. Все её члены владели двумя-тремя профессиями. Началось строительство механизированной универсальной зерноочистительной башни и собственной электростанции с двумя паровыми машинами и генераторами на 385 кВт, что позволило обеспечить электроэнергией как сам элеватор, так и соседний мельзавод № 13.

1959 год выдался крайне неблагоприятным – заморозки в мае и засуха повредили посевы. Урожай зерновым составил в среднем по району всего 7 центнеров с гектара, но план по сдачи семян был выполнен полностью, пополнены и фуражные фонды. В 1960 году на приёмке работало 8 автоподъёмников, что полностью исключило ручной труд при разгрузке зерна. Имелось 17 передвижных транспортёров, 4 зерноочистительные машины, которые очищали 300 тонн зерна в час. Всё это позволило выполнить государственный план по приёму зерна на 150%, а всего принять 3680 тысяч пудов хлеба.

В 1961 году был построен новый прирельсовый механизированный склад на 4 тысячи тонн зерна, а три зерносклада соединены железнодорожной веткой. Фронт приёма зерна увеличили до 10 точек, оборудованных автоподъёмниками. Впервые был организован приём и хранение зерна кукурузы, для чего подготовили склад на 600-700 тонн початков. Склад имел принудительную вентиляцию, подъёмник и механизированные бункера для подачи початков на транспортёры.

Кукурузная кампания, охватившая всю страну, обернулась на элеваторе нехорошей историей. Зимой 1962 года обнаружилась пропажа нескольких тонн пшеницы. Проверили все накладные на въезжавшие и выезжавшие машины и ничего криминального не нашли. Подозрение пало на трёх дежурных мастеров, которые отвечали за сушку и хранение зерна. Подали на них иск в милицию. Так как очевидных улик не было, а сумма ущерба оказалась небольшой, то дело передали в товарищеский суд. Это было время, когда в стране начали строить коммунизм и за мелкие хищения и проступки провинившихся судили товарищеским судом по месту работы. На суде все трое дружно своей вины не признали, однако под давлением начальства всем им присудили заплатить за недостачу. Пока шёл суд да дело, наступила весна и недостача обнаружилась. Несколько тонн пшеницы в смеси с кукурузой буквально «свалились с неба» при очередной перекачке зерна из силосов элеватора на склад. Причину этого быстро поняли. То было время «Никиты-кукурузника», когда в нашем районе начали выращивать кукурузу не только на силос, но и на зерно, игнорируя то, что это теплолюбивая культура с длительным сроком созревания. А у нас снег порой выпадает и в октябре. Осенью 1961 года на элеватор поступила из колхозов крупная партия кукурузы. Оказалась она повышенной влажности, но её за неимением места засыпали не в кукурузохранилище, а в силосы элеватора для просушки. Но тут ударили ранние морозы и влажная кукуруза буквально приморозилась к стенкам наружных силосов. При перекачке на склад ушла та часть кукурузы, которая в середине не успела промёрзнуть. Затем сверху засыпали партию пшеницы, которая осталась лежать на примёрзшей к стенкам кукурузе до самой весны. Решение товарищеского суда пришлось отменить, но осадок остался.

С 1962 года элеватором руководил Н. И. Жучкин, который ещё в годы войны распределял в городе продовольствие по карточкам. При нём началось переустройство зернохранилищ № 1 и № 2. В них оборудовали верхние и нижние галереи, соединённые с главным корпусом. Были установлены новые автопогрузчики, заасфальтированы новые площадки у хранилищ, подъезды и двор. Это в 1963 году значительно увеличило приёмную способность элеватора. Однако год выдался неурожайным, и зерна было принято мало. Тем не менее, капитально отремонтировали подъездные железнодорожные пути, что позволяло отправлять до 15 пульмановских вагонов с зерном в сутки. Два из 8 автоподъёмников были заменены на более мощные, которые обеспечивали приём в сутки до 1,5-2 тысяч тонн хлеба. В лаборатории установили новые более совершенные влагомеры. Был установлен отдельный бункер и автоподъёмник для приёма кукурузных початков. Смонтированы сушильные агрегаты АТЖ-2 и ТПЖ-50, молотилки и калибровочные машины, которые позволили выполнять все работы по приёму сортовой, семенной и товарной кукурузы в початках. Для работы на новой технике работники элеватора прошли курсовую подготовку и семинары. Все эти мероприятия дали возможность принять в 1964 году на хранение и отгрузку повышенные объёмы хлеба.

С 1966 года элеватором руководил П. П. Бычков, участник Великой Отечественной войны, имевший правительственные награды. Секретарём парторганизации был избран М. Е. Силантьев, работавший на элеваторе с 1939 года, председателем местного комитета профсоюза стал электрик Н. И. Котляр. В состав элеватора включили подсобный хлебоприёмный пункт в селе Озёрное, который принимал зерно от колхозов имени Крупской, имени Чапаева, имени Карла Маркса. В том году коллективу элеватора вручили переходящее Красное Знамя Госкомитета заготовок и ЦК профсоюза, а также первую денежную премию.

В юбилейном 1967 году – году 50-летия Советской власти, коллектив элеватора добился новых трудовых успехов. Перед приёмкой зерна нового урожая работники энергоремонтного участка полностью заменили электроподстанцию и высоковольтную линию. Работой электриков И. П. Гришаева, Н. И. Котляр, слесарей Г. А. Князева и И. Ф. Левина, токаря А. А. Ермилова руководил опытный старейший работник элеватора Степан Сергеевич Петров. Рабочие строительной группы Д. Н. Егоров, А. В. Горячев, Г. М. Понкратов, А. И. Илюшев, В. Т. Погребицкий, П. И. Зелепукин заменили перекрытия нескольких помещений, провели модернизацию канала активной вентиляции, покрыли асфальтом несколько сотен квадратных метров открытых площадок. Для рабочих и водителей установили сатуратор для газирования питьевой воды, а также душевую на 6 мест.

В эти годы практиковался контроль за сохранностью поступающего зерна пионерскими патрулями. Ребята с красными повязками встречали автомашины с зерном у приёмной эстакады, осматривали кузова и выясняли, нет ли утечки зерна. Ученики старших классов в горячую пору приёмки зерна работали визировщиками. А в это время лаборантки Е. И. Кузина, Л. И. Волкова, А. Е. Галактионова и ветеран предприятия А. Е. Астахова быстро определяли влажность зерна, проверяли его на запах и цвет и указывали место разгрузки. После взвешивания все машины разгружались на подъёмниках.

Оснащение элеватора новыми зерноочистительными машинами позволило увеличить мощности по очистке в 1,5 раза, а также смонтировать механизированную башню, которая стала целым цехом по очистке и подработки зерна. Его стали тщательно сепарировать, распределять по сортам и по категориям, а затем формировать в партии по десяткам и сотням тонн для отправки потребителям.

В юбилейном 1967 году отличились на приёмке хлеба весовщики-транспортёрщики Г. Н. Пчелинцева, В. П. Егорова, Д. В. Качанова, А. Н. Орлова, грузчицы З. П. Соломатина, А. В. Ефимова, Н. Т. Гришаева, сменные мастера Ю. В. Губарев, Ю. Ф. Левин, старший мастер И. И. Волков и другие.

К приёму хлеба урожая 1968 года на элеваторе бригадир Г. Князев, сварщик В. Норышев и сменный мастер А. Колесников смонтировали верхнюю соединительную галерею. Бригада каменщиков и плотников во главе с А. Илюшовым и А. Горячевым установила радиальный подъёмник, позволявший разгружать любые автомашины, даже с прицепами. Помещения и оборудование элеватора, передвижные транспортёры и зерноочистители бригада в составе А. Ефимовой, М. Малюковой, Е. Тимофеевой, З. Соломатиной, Л. Челноковой, М. Жаворонко покрасила алюминиевой и масляной красками в соответствии с требования техники безопасности и технической эстетики. Был открыт агитпункт с наглядной агитацией, где вывешивались «молнии» и сатирические листы. В столовой стал работать ночной буфет. Все эти мероприятия позволили приёмной комиссии принять элеватор с оценкой «отлично». В 1968 году государству было сдано 60 тысяч тонн аткарского хлеба, а Саратовская область награждена вторым орденом Ленина.

Подготовка к празднованию 100-летия со дня рождения В. И. Ленина на элеваторе началась заранее. Его привели в полную боевую готовность. За доблестный труд 15 работников элеватора были награждены юбилейной ленинской медалью: П. П. Бычков, М. Е. Силантьев, Е. И. Кузина, С. С. Петров, И. П. Гришаев, Н. И. Котляр, Г. А. Князев, Н. М. Волков, М. И. Чуфистова, В. С. Горюнова, А. А. Прядеха, К. С. Ломова, А. И. Илюшев, В. Е. Власов и М. А. Сорочкина.

Урожай в юбилейном году был хорошим, особенно уродилась рожь. Ежедневно на элеватор шёл поток большегрузных машин и поступало более 2 тысяч тонн хлеба. На разгрузку ГАЗов, ЗИЛов, мощных МАЗов и ШКОД уходило не более 10-12 минут. Более половины зерна поступало повышенной влажности, что увеличивало нагрузку на оборудование, но оно выдержало. Выдержали и 300 электромоторов, которые работали практически круглосуточно. В этом была заслуга старшего мастера С. С. Петрова, электрика И. П. Гришаева, слесаря В. Костина. Всё зерно укрыли под надёжные крыши. На элеватор поступило рекордных более 56 тысяч тонн зерна. Всего Аткарский район сдал государству 70 тысяч тонн хлеба. Зерно отгружалось вагонами во все концы Советского Союза, особенно в Латвию, Литву, Молдавию, Белоруссию, Закавказье, Среднюю Азию, в Москву и Ленинград. Его отправляли также в ГДР, Венгрию, Чехословакию и Польшу.

В начале 1970-х годов элеватор обладал достаточно мощной материальной базой для приёмки, переработки и отправки зерна. Он имел более 20 складов с общей ёмкостью 65 тысяч тонн зерна, что в 8 раз больше, чем при пуске элеватора в 1923 году. Подключение к единой энергетической системе страны подняло энерговооружённость до 1500 кВт и довести общий расход электроэнергии до 311400 кВт/час в год. Зерно поступало на автоподъёмники: один ГУАР-30, два ВПШФ-2 и десять ГУАР-15. Взвешивание производилось на четырёх 25-тонных весах. Новая рециркуляционная зерносушилка имела производительность 20 тонн в час и могла в сутки просушить до 400-450 тонн. Набор зерноочистительных машин позволял ежесуточно подрабатывать до 3000 тонн зерна. Уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ достигал 98%. Всё это оснащение позволило в сутки принимать с автомашин 3500-4000 тонн зерна, выгружать из вагонов 1500 тонн и 2000 тонн грузить в вагоны для отправки.

Переход в 1970 году на новую систему планирования и экономического стимулирования позволил увеличить производительность труда на 4,2% и рентабельность на 7%, выполнить годовой план на 104,2%,а также получить сверхплановой прибыли 167,3 тысячи рублей. Увеличились отчисления в фонд материального стимулирования – 14 работников получили «тринадцатую зарплату» в размере полуторамесячного оклада, 63 – в размере месячного.

В начале 1970-х годов улучшилась материально-техническая база элеватора. Если в 1947 году производительность труда на одного рабочего составляла 538 тонн зерна в год, то в 1972 году она была уже 1033 тонны. Средняя заработная плата в 1947 году составляла (в сопоставимых ценах) 43 рубля, то в 1972 году – 118 рублей. Уровень механизации составил 98%. Если энерговооружённость на одного рабочего в 1947 году составляла 141 кВт/час, то в 1972 году – 2400 кВт/час. Элеватор занимал территорию в 10 гектаров, которая почти вся была заасфальтирована и освещалась лампами дневного света. Для снижения запылённости складов аспирационные сети составляли 1250 метров. Построена котельная и все производственные и служебные помещения переведены на водяное отопление, что дало возможность ликвидировать 50 печей. Квартиры рабочих отремонтировали и оснастили плитами с баллонным газом. В соответствии с коллективным договором рабочим оказывалась помощь в снабжении топливом, овощами, в строительстве жилых домов и в развитии коллективного огородничества. Дружный трудовой коллектив насчитывал 134 работника, из которых 70 человек имели стаж работы на элеваторе более 10 лет. Двум бригадам присвоили почётное звание «Бригада коммунистического труда», 22 работника награждены знаком «Отличник социалистического соревнования», 50 рабочих и служащих удостоены высокого звания «Ударник коммунистического труда», 42 ветерана труда, проработавшие на предприятии свыше 15 лет, занесены в Книгу трудовой славы. Е. И. Кузина, проработавшая 34 года, из разнорабочей выросла до старшего лаборанта. По 24 года проработали транспортёрщиками главного корпуса А. Н. Орлова, А. А. Прядёха, А. И. Мартынова. Токарь Александр Александрович Ермилов в 1967 году был внесён в Книгу Почёта Аткарского района. Старший электромонтёр И. П. Гришаев, проработавший 21 год, возглавил бригаду ударников коммунистического труда. Слесарю Г. А. Князев было присвоено звание «Мастер золотые руки». Коллектив лаборатории элеватора, возглавляемый Г. П. Ермаковой, стал участником ВДНХ.

Начало 1971 года прошло в соревновании за достойную встречу 24 съезда КПСС и под лозунгом «Урожаю первого года 9-й пятилетки – зелёную улицу». Коллектив был награждён переходящим Красным знаменем Министерства заготовок РСФСР и ЦК профсоюза, а директор П. П. Бычков за успешное выполнение заданий 8-й пятилетки награждён орденом «Знак Почёта». Ударно трудились бригады М. Власовой и В. Егоровой, сушильные мастера Богатова и Данилина, грузчицы Ломова и Антонова, транспортёрщицы Орлова, Мартынова, Ефимова и Прядеха, электромонтёры Гришаев, Котляр и Кожевников, слесари Князев, Левкин и Груздев. Ударный труд показывали рабочие элеваторно-складского производственного участка под руководством заместителя директора Н. А. Егубова.

Для борьбы с потерями зерна в период уборки урожая на приёмном пункте был создан пост во главе с бывшим работником элеватора пенсионером Н. Т. Кургановым. Каждый кузов машины обследовался – нет ли где утечки зерна, закрыто ли оно пологом. На стекло кабины водителя-нарушителя наклеивалось предупреждение-знак ГАИ, которым запрещалась дальнейшая работа шофёра до устранения неисправности. Выпускалась сатирическая стенная газета «Крокодил», в которой находили отражения недостатки и нарушения. Приёмка зерна шла круглосуточно.

1972 год прошёл под знаком достойной встречи 50-летия образования СССР. Работники принимали повышенные социалистические обязательства. Коллектив насчитывал 134 человека, из них более половины имели стаж работы на элеваторе более 10 лет, 42 ветерана имели стаж более 15 лет и их имена были занесены в «Книгу трудовой славы предприятия», две бригады носили почётное звание «Бригада коммунистического труда», 50 работников имели звание «Ударник коммунистического труда», 22 работника награждены знаком «Отличник социалистического соревнования». Старшая лаборантка Е. И. Кузина, проработавшая 34 года и начинавшая разнорабочей, а также весь коллектив лаборатории, возглавляемый Г. П. Ермаковой, стали участниками ВДНХ. Более 20 лет проработали на элеваторе транспортёрщики А. Н. Орлова, А. А. Прядеха и А. И. Мартынова, старший электромонтёр И. П. Гришаев – все они имели звание «Мастер золотые руки», как и слесарь Г. А. Князев. Бухгалтеры В. А. Коротина и А. А. Золотова проработали более 20 лет и занесены в Книгу почёта.

1972 год выдался для страны тяжёлым – европейская част сильно пострадала от засухи, которая была сильнее засухи 1921 года. Зерновые посевы были списаны, для прокорма скота по нашим лесам и лесополосам заготавливали веточный корм. На Аткарский мясокомбинат тянулись стада овец – проводился массовый забой скота. На элеватор поступало зерно из других областей страны – всего около 50 тысяч тонн. Но, несмотря на это, в юбилейном 1972 году коллектив элеватора все 4 квартала удерживал переходящее Красное Знамя Министерства заготовок СССР и ЦК профсоюза, был награждён дипломом 2-й степени и Почётной грамотой. Годовой план выполнили досрочно – 10 декабря и приняли 113 тысяч тонн хлеба. Получили сверхплановой прибыли 238 тысяч рублей.

По итогам Всесоюзного социалистического соревнования за высокие производственные показатели и в ознаменование 50-летия образования СССР предприятие наградили Юбилейным Почётным знаком КЦ КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Этот большой и тяжёлый, великолепного изготовления Почётный знак был вручён 26 декабря 1972 года на общем собрании коллектива секретарём Саратовского обкома КПСС В. М. Черных. Ныне он хранится в Аткарском краеведческом музее. Накануне руководство элеватора во главе с директором П. П. Бычковым чествовали на собрании в Саратове в оперном театре, а потом продолжили в ресторане «Европа», что стоял неподалёку. Домой все вернулись со множеством подарков.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.