Menu
Пред След
A+ A A-

Профессиональный лицей № 21: кузница рабочих кадров

  • Автор: Сергей Бобров

Профессиональный лицей № 21: кузница рабочих кадров

Летом 1871 года была пущена в эксплуатацию железная дорога Москва–Саратов, проходящая через г. Аткарск, которая имела громадное значение для тихого провинциального городка, прозванного в шутку «большой деревней». Основной тягловый транспорт (паровозы с вагонами) обслуживался вспомогательными организациями, без которых невозможно передвижение грузов и пассажиров: водохозяйство, для снабжения паровозов водой; складское, для снабжения локомотивов топливом (уголь, мазут); путевое хозяйство (содержание и ремонт стального пути, мостов и грунтового полотна); депо (для ремонта паровозов и вагонов); предприятия связи, ремонта вокзалов, железнодорожных казарм, будок обходчиков и т.д.

Основной проблемой в начальной стадии была нехватка квалифицированных грамотных кадров, в первую очередь рабочих профессий высших категорий. Этим и объясняется, что первыми руководителями Аткарского отделения железной дороги и машинистами паровозов стали хорошо оплачиваемые иностранцы (в основном немцы), которые, кстати, придерживались мнения и распространяли его, что русские не способны осваивать технику. Первые паровозы закупались в Англии, Бельгии, Германии, Австрии, США (в царской России свои паровозы ОВ («овечки») стали выпускать лишь в 1890 году).

В целях экономии многие локомотивы покупали без будок для машиниста и прочих новинок, облегчающих труд. Иностранные специалисты не выдерживали на таких паровиках суровые русские зимы. Остро вставал вопрос о создании своих местных кадров: машинистов, помощников машинистов, слесарей, бригадиров путей и т.д.

Почти поголовная безграмотность юношей-аткарчан (как, впрочем, и всего населения края) в конце XIX и начале XX века, вынудила «Акционерное общество Рязано-Уральской железной дороги» (куда входила и аткарская железнодорожная магистраль) серьезно заняться первоначальным образованием детей трудящихся, с последующим обучением их на высококвалифицированных рабочих железнодорожных профессий. Для этих целей  было открыто в 1905 году 2-классное (кирпичное одноэтажное) училище для детей железнодорожников в городе Аткарске. Находилось строение на ул. Сарыгинской (сейчас ул. Пушкина), недалеко от вокзала (ныне в этом здание, второй этаж над которым возведен в 1941 году, располагается наш профессиональный лицей № 21).

Революционные события 1917 года, установление Советской власти в России, изменили ход истории, как нашего Отечества, так и края. Какое было то время? Многим, в том числе и мне, трудно однозначно ответить на этот вопрос, ибо в тех эпохах тесно переплелись и хорошее, и негативное.

К числу положительных фактов относится ликвидация всеобщей безграмотности в стране, осуществленной вконце 20-х – начале 30-х годов. Только этим можно объяснить, что на базе Аткарского двухклассного железнодорожного училища 1 сентября 1930 года открывается фабрично-заводское училище (ФЗУ) для обучения юношей железнодорожным профессиям.

В первом наборе было 4 группы по 30 человек (две группы помощников машинистов и две группы слесарей по ремонту паровозов).

Профессиональный лицей № 21: кузница рабочих кадров

Школа ФЗУ существовала до 1940 года и была реорганизована в железнодорожное училище № 2 (ЖУ-2). В это же время над основным кирпичным зданием возвели, так же из кирпича, второй этаж, ряд вспомогательных помещений и двухэтажную пристройку с южной стороны, в которой на втором этаже находился актовый зал (для собраний, показа кинофильмов и даже спортивных соревнований), а на первом столовая, в которой учащиеся получали трехразовое бесплатное питание (форменное обмундирование также выдавалось бесплатно).

Великая Отечественная война не обошла стороной рабочее учебное заведение: многие сотрудники и учащиеся были мобилизованы на фронт.

В годы войны в стенах училища готовили путейцев, вагонников, автоматчиков, радистов, планеристов, снайперов, пулеметчиков. Некоторое время в здании располагался госпиталь.

Большой процент учащихся составляли девушки. За военный период учащиеся ЖУ-2, под руководством мастеров, отремонтировали 165 паровозов и 341 вагон, а в слесарных мастерских были изготовлены тысячи экземпляров необходимых стране и фронту инструментов. Выпуск учащихся с 1941 по 1945 годы составил 1103 человека. Коллектив ЖУ-2 собирал подарки для воинов Красной Армии, деньги для строительства танков и самолетов, ухаживал за ранеными бойцами в госпиталях. 116работников училища были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Многие сотрудники, мастера, преподаватели храбро сражались на фронтах. Это В. Ф. Чураков (в военные годы, будучи раненым в первые месяцы войны и потерявший ногу, потом работал замполитом в ЖУ-2), С. И. Игнатьев, И. М. Тихонов, Е. Д. Лацков, В. А. Барков, С. И. Чекинев, А. Д. Филиппова и другие награжденные боевыми наградами.

…Окончилась война, но училище продолжало выпускать молодые кадры рабочих для железнодорожного транспорта. В 1954 году приказом начальника Областного Управления трудовыми резервами ЖУ-2 было реорганизовано в техническое училище № 3 (ТУ-3).

Реорганизация была связана с тем, что железнодорожный транспорт встал на тепловую тягу и это вызвало необходимость подготовки более грамотных, способных разобраться в сложном электрооборудовании тепловозов и управлении ими.

После выхода в свет постановления партии и правительства  об освоении целинных земель Совет Министров СССР принял решение, что подготовку кадров для села (трактористов, комбайнеров, шоферов, механизаторов) будут осуществлять учебные заведения системы профтехобразования. Аткарское ТУ-3 было в июле 1957 года реорганизовано в училище механизации сельского хозяйства № 28 (УМСХ-28). Этот период по праву можно считать «золотым веком» училища.

Большие финансовые вливания позволили обновить оборудование и автопарк с приобретением сельхозмашин (тракторов различных марок, комбайнов и других механизмов), на которых получали практику вождения учащиеся. На северной окраине г. Аткарска были выстроены гаражи, а не доезжая села Малая Осиновка в поле создается производственная база с постройками, земельными угодиями, оснащенная сельхозтехникой. Внутри дворового участка главного корпуса были построены гаражи, с учебными классами над ними на 2 этаже, спортзал, отдельно стоящая столовая и т.д.

Возле Саратовского железнодорожного переезда хозспособом возвели четырехквартирный двухэтажный жилой дом для сотрудников училища. В период существования УМСХ-28 (с 1957 по 1973 годы) было выпущено 7854 специалиста сельского хозяйства. Между прочим, в Аткарске с 1944 года существовало второе училище ФЗО (располагалось в западном крыле современного дома культуры и преобразованное в 1948 году в ЖУ-5), которое выпускало питомцев тоже рабочих профессий: поездных кочегаров, помощников машинистов паровозов, бригадиров пути, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, токарей, плотников, печников, сантехников, а с 60-х годов еще и помощников машинистов тепловозов. В июле 1973 года приказом начальника Областного управления трудовыми резервами эти два училища объединили в одно техническое училище № 21 (ТУ-21), где обучали специальностям, востребованных народным хозяйством: тепловозник (а после еще и электровозник), хлебороб, путеец, дежурный по станции, токарь-универсал, швея-мотористка, электромеханики СЦБ.

Вскоре объединенные училища стали располагаться в одном здание (где ныне находится наш лицей).

Профессиональный лицей № 21: кузница рабочих кадров

С 2002 года профессиональное училище № 21 (ПУ-21, отныне таким стало название училища) возглавил С. А. Сафонов, внесший большой вклад в его развитие в новых условиях. По инициативе директора на базеучилища был открыт филиал Саратовского сельскохозяйственного техникума, в котором обучаются будущие юристы, бухгалтера, автотехники, операторы газового оборудования, электрики…

В 2003 году уже по предложению директора ПУ-21 Н. Ю. Ащаулова было открыто представительство Саратовского аграрного университета. Тем самым, молодежь получила возможность непрерывного профессионального образования.

За последнее время финансирование профтехобразования улучшилось (хоть и недостаточно) и на него стали обращать больше внимания.

С 1 сентября 2012 года наше учебное заведение получило статус «Профессиональный лицей № 21». В просторных, светлых, чистых классах двухэтажного здания лицея в 14 группах учится более 350 юношей и девушек, овладевая престижными рабочими специальностями: машинист локомотива, слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава, оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте, сварщик, повар-кондитер, мастер растениеводства, продавец, контролер-кассир, парикмахер, маникюрша, тракторист, оператор ЭВМ. Срок обучения в зависимости  от специальности – от 1 года до 3 и 5 лет.

В распоряжение учащихся прекрасная библиотека; кружки художественной самодеятельности, спортивные, стрелковые; спортивный и тренажерный залы и др. Члены военно-патриотического клуба лицея «Искра», в составе поискового отряда «Свеча», выезжали на раскопки в район Старой Руссы Новгородской области – поместам боевых сражений в Великую Отечественную войну. Экспонаты, привезенные из экспедиции, стали основой уголка Боевой Славы училища.

Коротко остановлюсь на людях, которых объединяет трудолюбие, преданность работе, воспитание в своих питомцах помимо профессионализма, любви к родине, человеколюбия, справедливости, искренности, совести, мужества, чести. Речь идет об инженерно-педагогическом коллективе лицея № 21. Всего, вместе с обслугой, здесь трудятся 67 человек. Долгое время создавался его состав, приобретая с каждым годом более высокий профессионализм, опыт и мастерство. Педагоги лицея с любовью, не жалея сил и времени, отдают частицу своего сердца, свои знания воспитанию и обучению подрастающего поколения. Приоритетными для нас в настоящее время остаются такие задачи, как подготовка высококвалифицированных специалистов востребованных на рынке труда.

Сергей Александрович БОБРОВ

История Аткарска

Возникновение и развитие города Аткарска

О первоначальном Аткарске и уезде

Аткарск послереволюционный

Аткарск в годы Великой Отечественной войны

В Аткарске военной поры

Культурная жизнь послевоенного Аткарска

Послевоенный духовой оркестр: музыканты от бога

Аткарская средняя школа № 1

Аткарский парк

История Совета ветеранов

История учхоза "Муммовское"

Аткарский дом-интернат для престарелых и инвалидов

Водоснабжение города Аткарска

Кинотеатры города Аткарска 

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Телефон 8(84552) 31-900. Главный редактор – Валентина Сенькова При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев читателей.