Известные аткарчане: запрещенный живописец Михаил Аржанов
- Автор: Роман Чекинев
Михаил Аржанов родился в маленькой деревушке Синельниково в Аткарском уезде 3 марта 1924 года и получил широкую известность в Саратовской области не только как живописец и график, но и как виртуозный реставратор.
А скончался художник 30 ноября 1981 года, при жизни не состоялось ни одной его персональной выставки, а почему – отчасти будет понятно из фактов его биографии. Впервые ценители искусства увидели его выставку только в 1984 году.
Михаил Николаевич поступил в Саратовской художественное училище в год начала Великой Отечественной войны, когда ему было семнадцать лет. До 1947 года учился у таких известных в нашем краю педагогов как Иван Никитич Щеглов и Борис Васильевич Миловидов на театрально-декорационном отделении.
Сразу после этого продолжил учебу в Московском полиграфическом институте, в столице и познакомился с Николаем Михайловичем Гущиным, дружба с которым отразилась на всем творчестве художника из Аткарска.
Аржанов долгое время проработал в Радищевском музее, включая 10 лет реставратором и заведующим реставрационным отделом.
Его духовные и философские убеждения, художнические поиски пришлись на пятидесятые-шестидесятые годы – когда в стране зарождалось и противостояние деятелей культуры властям. Советский режим противился всем современным веянием в искусстве и жестоко подавлял все несоответствие соцреализму. Михаил Аржанов становится своеобразным лидером той части художников Саратова, которые с партийной живописью ничего общего иметь не хотят.
Михаил Николаевич оставил богатое наследие – более 300 картин и свыше тысячи акварелей, рисунков, пастелей, выполненных в самых различных техниках. Наиболее ранние из сохранившихся работ Аржанова – это пейзажи сороковых годов, тонкие и лиричные, выполненные в серо-голубоватой гамме. Они демонстрируют живописное восприятие мира Михаилом Аржановым, чем-то схожи с видением видных живописцев Саратовской школы – Виктора Борисова-Мусатова и Петра Уткина. Тщательное изучение натуры приводит Аржанова к импрессионистскому видению и дальнейшим пленерным поискам.
Творчество Аржанова пятидесятых годов во многом определялось знакомством с Николаем Гущиным, в шестидесятые годы он мучительно «ищет себя», в какой-то период серьезно работает над портретами.
Но больше всего дар Михаила Аржанова, по мнению критиков, выразился в пейзажах, они у него словно наполнены движением. Как он сам повторял: «Я пишу отнюдь не природу, а собственные чувства».
Именно «Зимний пейзаж», написанный в 1957 году, стал первой картиной художника, которую приобрел Радищевский музей в конце пятидесятых после областной выставки, тем самым признавая зрелость и талант мастера.
Затем в течение всей жизни Михаилу Аржанову проводить выставки строго запрещалось. Живописец был слишком независим (он не хотел воспевать успехи социализма, а любил писать «о вечном»), его поведение называли «несоветским», а дружба с «антисоветчиками» перечеркивала любую возможность официального признания.
И хотя жители Саратовской области не имели никакой возможности увидеть полотна Михаила Аржанова, местная «пресса» в течение многих лет разоблачала «формальные опыты Михаила Аржанова», велась целенаправленная травля художника.
Широкой публике произведения Аржанова стали известны только в девяностые годы.