Menu
  • sto-vakansiya.png
Пред След
A+ A A-

История Аткарского края: основание, расцвет и крах усадьбы Беклемишевых

  • Автор: Евгений Петров

Герб старинного дворянского рода БеклемишевыхВ книге Юрия Аненкова «Аткарский край» перечислены помещики Аткарского уезда, прошедшие по переписи 1850 года.

А именно: Мясоедовы, Фон-Берген, Макаровские, Нарышкины, Чемизовы, Гурьевы, Шваревы, Угрюмовы, Сафоновы, Куткины, Коченовские, Тракины, Щербинины, Вигель, Жиздринские, Чемодуровы, Юдины, Киселевы, Бржезовские, Андреевы, Веденяпины, Полубояровы, Сатины, Рикман, Крыликовские, Минх, Воронцовы, Плаксины, Кравцовы, Слепцовы, Шуваловы, Енгалычевы, Свиридовы, Абазовы, Агринские, князья Ухтомские, Юрьевичи из Старой Лопуховки, Маматовы из деревни Белагза Галаховской волости, Бахметьевы из Старой Бахметьевки на р. Медведица, Галаховы на р. Белгаза, д. Галахово – впоследствии собственность Павлеевых, Нарышкины – Большая Екатериновка Аткарского уезда, Дурасовы – село Дурасовка, Талызины – из Языковки.

Самыми крупными землевладельцами Саратовской губернии были Нарышкины, Четвертинские, Шереметевы, Кочубеи, Воронцовы, Персидские, Скибневские.

На р. Белгаза была усадьба помещика Беклемишева, в Бирюковке был помещик Блохин, Карпов владевшего деревней Воеводчина. Род нетитулованных дворян Беклемишивых относится к XV веку. Ученые относят происхождение фамилии от прозвища «Беклемиш», имеющего татарские корни. В то время фамилии давались им по прозвищу (качество или порок душевный или телесный) или свойству, примете, речи.

Так, впервые упоминаемый Никита Васильевич Беклемишев был отправлен Иоанном III послом в Крым в 1474-75 годах. Его сын Иван Никитович – посол в Польше и в Крыму в 1562 году. Род дворян Беклемишевых был очень разветвлен. Существовала владимирская, вологодская, калужская, нижегородская ветвь. Так, Евфросиния Федоровна Беклемишева была матерью нижегородского князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Наиболее вероятно, в Саратовской губернии появилась нижегородская ветвь дворян Беклемишевых по Горбатовскому уезду, которая была записана в родословную книгу. Так Иван Васильевич Беклемишев был действительным статским советником, вице-губернатором Астрахани.

Сергей Васильевич Беклемишев был вице-президентом Академии наук в 1775 году, Петр Николаевич Беклемишев – статский советник в Санкт-Петербурге. У рода Беклемишевых имелся свой дворянский герб, представляющий собой щит, разделенный надвое. От главы щита в голубое поле – сияющее золотое солнце, а в нижней половинке – в красном поле золотой кованный лев, держащий в правой лапе поднятый меч. Герб украшен дворянскою короною. В нашлемнике три страусиных пера, щитодержцы – черные орлы, налет лазуревый с золотом (Гербовик Российских дворян. Ч. IV отд. I стр. 36).

В 1722 году, в связи с круглой датой основания города, Саратов посетил Петр I с императрицей Екатериной. Царскую чету торжественно встречал, сопровождал и обустраивал на отдых и деловые переговоры воевода г. Саратова подполковник Алексей Беклемишев.

Саратовский воевода тогда так понравился Петру I, что он пожаловал ему большой остров на Волге напротив Саратова и 8222 десятины земли из многотысячных неосвоенных земель графа Нарышкина, имеющего тогда земли в Аткарском уезде вблизи д. Большая Екатериновка. А остров на Волге с тех пор надолго получил в народе название Беклемишевский, и только в советское время его назвали Зеленым.

Так вот, ветвь аткарских помещиков Беклемишевых идет от саратовского воеводы Петровских времен (на самом деле это легенда, а остров сдавался властями в аренду – примечание мое, В. Н. Рыжов). В «памятной книге» за 1880 год Михаил Михайлович Беклемишев значится председателем уездного земского собрания – предводителем дворянства Аткарского уезда, а также он был избран членом губернского земского собрания, был членом уездного училищного совета от земства. У него было два сына – Владимир и Сергей. Владимир жил в Саратове и одно время при Губернской Думе возглавлял комитет губернского Императорского общества «Размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты». Помещичья усадьба его была в д. Карамышка Аткарского уезда.

Сергей Михайлович проживал в поместье своего отца в Аткарском уезде при д. Воеводчина, хотя и имел свой дом в Саратове. Он был предводителем дворянства Аткарского уезда, возглавлял «Комитет попечительства о народной трезвости» и был членом 5-го земского участка, в который входили земли его имения. Любил он только лошадей. На масляничных гуляниях помещики щеголяли друг перед другом своими дорогими выездами и рысаками. У Беклемишева были великолепные породистые кони, не кони, а звери. Да и сам он был похож на породистого жеребца – темноликий, гладкий, с узким носом и блестящими черными глазами.

Его имение располагалось на высоком плато левого берега р. Белгаза. Он владел четырьмя тысячами десятин окрестных земель, в том числе у д. Воеводчина, Ежовка, Нахаловка, Александровка, Рудня. Большая усадьба Беклемишевых свободно расположилась с барским домом, каменными и деревянными строениями, парком, садом, паровой мельницей, конюшнями высоко над рекою, откуда без конца виднелись распаханные поля, зеленые луга, леса, полоса дороги на Вяжлю и Галахово и извилистая река со сплошной водой и протоками (сормами), обрамленная прибрежными вербами. В усадьбе служило много наемного люда, поболе 25 человек. Это были крестьяне из окрестных деревень. Усадьба жила доходами от земли и от аренды земли, от коннозаводского дела и от паровой мельницы.

Когда в России начались крестьянские волнения 1901-1905 годов, Беклемишев решил продать часть своих земель вдоль р. Белгаза площадью более 800 десятин Крестьянскому Поземельному банку. Банк сразу же выплачивал продавцу стоимость продаваемой земли. А земля попадала в реестр для продажи переселенцам из пустоземельных губерний. Вот так ходоки из правобережной части Киевской губернии – Карпенко Кузьма Михайлович из д. Пустоваровка и Гонтарук Артем Карпович из д. Гайворон Сквирского уезда через Саратовское переселенческое управление вышли на указанный земельный участок и закрепили его за своим обществом. А летом 1902 года сводная колонна переселенцев в количестве 455 человек на 96 подводах приехали на новые необжитые земли и образовали деревню Гайворон.

Жена хозяина Надежда Викторовна Беклемишева имела свое страстное увлечение – содержала конезавод, где имелись 3 племенных жеребца, отличающихся высокой породой, и 15 племенных маток племени Хреновского завода графа Орлова-Чесменского. Разводились специальные упряжные и рысисто-призовые породы. На выращивании племенных лошадей помещики имели хороший доход. Так стоимость племенного 4-летнего жеребца-производителя составляла 1500 рублей, при обычной цене рабочей лошади  от 10 до 25 руб. Эти лошади были резвы, красивы, бока округлены, шея круглая, голова пропорциональна, высоко поставлен хвост, рысисты, каждая жилочка играет, спина не колыхнется, словно не бежит, а плывет. Они были выносливы и приспособлены для местных условий, рослые и хорошей стати. Барин Беклемишев ставил задачу постепенного улучшения породы крестьянских лошадей. Барин настаивал, чтоб крестьяне приводили своих кобыл на случку с его племенными жеребцами бесплатно. Но при одном условии: если кобыла ожеребиться коньком – они обязаны были привести его к заводскому ветеринару, чтоб он был выхолощен, с тем чтобы порода не ушла на сторону. Барин строго взыскивал со своих крестьян за случку их кобыл со случайными жеребцами. Крестьяне были довольны потомством от барских жеребцов-производителей. Крестьянские же лошади были из кочующих пород – калмыцкие, башкирские или казацкие, которых пригоняли на продажу. Много лошадей неизвестных пород продавали цыгане.

Барину нравились работоспособность и надежность украинских мужиков, поселившихся на его бывших землях. Если они возьмутся за какую-то работу, то обязательно доведут ее до полного завершения и в установленный срок. И особенно он уважал украинские песни. Он по праздникам собирал украинских девушек в национальных одеждах с тем, чтоб они пели украинские песни. С вершины холма песни были далеко слышны до соседних деревень. Он угощал их чаем с конфетами и бубликами. Украинские девушки были красивы, веселы, разговорчивы, чистоплотны. Вот одну из них барин и взял себе впоследствии в жены, когда умерла Надежда Викторовна. А зимой устраивал праздничные катания на салазках с крутой горы: от имения прямо до русла реки.

Одним из первых в округе барин Беклемишев построил у себя паровую мельницу. Он жил по принципу: много хлеба – заводи свиней, много денег – заводи мельницу. Все оборудование выписал из Англии, даже приезжал мастер оттуда, чтобы смонтировать и запустить мельницу под его надзором. Особенно всех поражал маховик – громадина, диаметром более 4-х метров, железное колесо, составленное из отдельных частей – сегментов. Когда его раскрутит паровой движок, то останову ему нет, и приводная система легко принимает нагрузку для равномерного вращения тяжелых каменных жерновов. Пыхтит движок и пускает пары и летом, и зимой, и приносит доход своим хозяевам.

Для крестьянина очень удобно. Близко. Даже если нет лошади, взял мешок на плечи, отнес и смолол. Вот можно и накормить детей.

Данный рассказ бывшего жителя деревни Гайворон Евгения Петрова был подготовлен к публикации в издании «Аткарский уездЪ» старшим научным сотрудником Краеведческого музея Владимиром Рыжовым.

(Продолжение следует).

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.