Menu
Пред След
A+ A A-

Владимир Рыжов: легенды и были станции Аткарск. Часть 1

  • Автор: Владимир Рыжов

Владимир Рыжов: легенды и были станции Аткарск. Часть 1За 150-летнюю историю станции Аткарск накопилось множество забавных историй, легенд и даже мифов о наших железнодорожниках. Нередко реальные события преувеличиваются и добавляются вымыслы.

Тем не менее, легенды и были любимы народом и являются непременным украшением нашей станции и исторической памяти аткарчан.

Кафе для машинистов «Труба»

В годы напряжённых перевозок машинистам раз в 2 недели давали 3 дня выходных. Денег у них всегда хватало, а уж 3 дня хватало и выпить, и опохмелиться, и отоспаться, и даже на рыбалку съездить. Но дисциплина в депо была всегда строгая и за появление «под мухой» или «с запахом» сразу выгоняли. Вот и шли они прямиком в орсовский магазин, а из него в закуток, где стояла котельная с высокой трубой. Там под кустиками спокойно можно было оттянуться с друзьями, которых в этом случае хватало. Рядом и стрелки-вохровцы квартировали. И прозвали это «кафе» под открытым небом «Труба». Здесь можно было вволю и железнодорожные байки потравить, а потом идти отдыхать.

Вот эти железнодорожные байки мы и перескажем для наших читателей.

Железнодорожный кляузник

Как известно, кляузники не переводились во все времена. Вскоре после начала регулярного движения пассажирских поездов на станции Аткарск в жалобной книге появилась пространная жалоба «в неприличных выражениях». Написал её житель деревни Марьино Кологривовской волости П. Байчевский. Суть его претензии сводилась к тому, что буфетчица на станции Аткарск обвинила его в поедании чужого рябчика во время стоянки поезда. Оскорблён он был резолюцией, которую наложило начальство на его предыдущую жалобу, и написал новую, при этом дописал (орфография сохранена):

«Весьма желательно, чтобы около «жалобной» книги стояла чернильница с пером. Последния также необходимы пассажиру, желающему писать жалобу, коих необходимы заряды. Отсутствие чернил и пера и кратковременная стоянка в Аткарске не дали мне возможности ответить на резолюцию по моей жалобе, записанной 4 Апреля – резолюцию такую же остроумную, чтобы не сказать более, как и поведение Аткарской буфетчицы. Из резолюции видно, что по дознанию оказалось: что отнял у кого-то рябчик – и съел.

Находя мое поведение более чем странным начальство сделало выговор буфетчице. Я полагаю, что прежде чем обвинять меня в совершении скандала публично, о чем, при чужих людях, начальству должно было действительно разведать дело: спросить свидетелей, на которых я сослался. Считая себя оскорбленным резолюцией начальства, я покорнейше прошу Управление спросить Гг. Ивана Афонасьевича Мовчанова, живущего в доме пансиона Де-Вилляр и капитана артиллерии Андрея Михайловича Лекмазова, живущего в Аткарском уезде, в сельце Панцировка, которым известно, что рябчика я ни у кого не отнимал, а стал есть того, который мне подали и что буфетчица сказала, что она знает меня и давно как самого скандального человека.

Руководствуясь параграфом § 6 правил записывания жалоб, я имею честь просить Управление разследовать мою жалобу и написать новую резолюцию в Аткарской книге».

13 мая 1875 года П. Байчевский.

Затем последовала новая жалоба:

Марииновка, 20 июля 1875 года

1875 года июля 20 дня вечером в проезд мой в г. Саратов по требованию мною билета в Кологривовке у Начальника станции билета тогда как еще машина была, на что Г. Начальник объяснил мне, что им некогда в чем мной заявлено и он же и кондуктору и на что с меня до Марииновской станции до вас от Аткарска. Жительство имею в имении Г. Юматова в деревне Марьине Кологривовской волости в господском доме Иван Иванов Безбородов.

Разбор жалоб шёл без малого 2 месяца. По дознанию оказалось, что Байчевский в буфетной суматохе во время стоянки поезда стащил поданный кому-то рябчик и съел. Дело дошло до инспектора Тамбово-Саратовской железной дороги инженера А. Бердяги, который наложил резолюцию:

Находя, что означенная жалоба, написанная в выражениях оскорбительных для Управления инспектируемой мною дороги, неприличных и несоответствующих у книг – на основании § 5 правил содержания на станциях железных дорог книг для записи жалоб и претензий, разосланных при циркуляре Техническо-Инспекторскаго комитета железных дорог от 9 июля 1871 года № 1405, таковым же § постановления Г. Министра Путей Сообщения от 31 мая 1873 года и подвержданного циркуляром того же комитета от 30 апреля 1874 года № 107/2575 М постановляю:

Претензию эту оставить без дальнейшего разбирательства и определяю: поступок Г. Байчевскаго, дозволившего себе нарушение Министерством Путей Сообщения утвержденных правил запискою претензии своей в неприличных выражениях передать в распоряжение Жандармскаго Полицейскаго Управления инспектируемой мною дороги на зависящее распоряжение, о чем и известить Г. Байчевскаго по месту его жительства.

1875 года подписал Инспектор дороги Инженер А. Бердяга.

Примечание от авторов: станция Мариинская (Марииновка) ныне это остановочный пункт Никольский.

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.