Menu
Пред След
A+ A A-

Евгений Петров об истории храмов Аткарского уезда: крестные ходы

  • Автор: Евгений Петров

Евгений Петров об истории храмов Аткарского уезда: крестные ходыО том, как в 1949 году во время беспрецедентной засухи в Аткарском районе прошел крестный ход, которому не стали мешать советские власти, в продолжении рассказа Евгения Петрова.

Предыдущую главу можно прочитать здесь, подготовил рассказ к публикации старший научный сотрудник Краеведческого музея Владимир Рыжов.

Во всех христианских конфессиях кресты и иконы почитаются одновременно. Для Православной Церкви крест – это не декоративная форма, а образ Иисуса Христа на нем.

Термины «Крест» и «Крест Животворящий» связаны с повествованием умершего человека, положенного на крест, на котором был распят Иисус Христос. Крестам в религии дается жизнь вечная! Многократно прославился крест на Руси своими чудесами. Люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей крест закладывали в основание здания. Был обычай из разбившегося колокола, намоленного прихожанами, отливать множество крестиков, пользовавшихся особым почитанием.

Со временем кресты стали делать из серебра и золота с изображением Распятия. Иногда кресты украшаются эмалью и полудрагоценными и драгоценными камнями.

Ношение креста являлось бессловесной молитвой. Считалось, что крестик защищает носителя всегда, даже если он не попросит помощи или не имеет возможности перекреститься. Поэтому все верующие носят нательный крест, а иной раз и нательную икону. Крест несет в себе заряд духовной энергии, являясь знаком веры, спасения и искупления.

Одной из форм богослужения были так называемые крестные ходы. Люди, идущие крестным ходом, старались усилить свою молитву, прося Бога о чем-то, связанном с особыми обстоятельствами. Крестные ходы осуществлялись только пешком.

Особенно часто проводили крестные ходы в период великих засух и бездождья. В этом случае крестный ход проходил на полях и вокруг полей. В назначенный день все собирались в церкви и, отстояв утреннюю литургию, поднимали образа, крест и хоругви и шли в поле. Впереди несли зажженный фонарь – символ Божественного света, разрывающий мрак греховности. За фонарем несли образ Божией Матери и Крест (поэтому и «крестный ход»). За ними шли хоругвеносцы и священноносцы со свечами и кадильницами. Далее шли священники.

Сопутствующий клир пел богородичные гласы и духовные песни. За клиром следовали хор и миряне разного пола. В пяти местах, заранее избранных, весь ход останавливался и служил молебны с водоосвящением. На первой остановке, на кладбище, служили молебен Спасителю и усопшим, второй молебен посвящали Божией Матери, третий – Святителю Николаю, четвертый – пророку Илье. Пятый молебен служили о «прекращении бездождья».

На кладбище служили панихиду по всем усопшим – живые молились по умершим, чтобы те помолились там Богу о нуждах живых. Дальше шли с пением молитв по полям. Это были горячие молитвы!

В воспоминаниях митрополит Вениамин (Федченков) писал: «Я не помню из своей жизни случая, чтоб такие молебны оставались без исполнения. В тот ли день или на другой шел дождь».

В 1915 году дела на фронте империалистической войны шли все хуже и хуже. Не хватало вооружения, снарядов, продовольствия. Армия отступала. Ввязавшись в войну, царь Николай II не рассчитал своих сил. И он решил попросить помощи у Бога. 8 июля было объявлено по всей России молебствие «Об испрошении у Господа Бога победы Российскому воинству». Обыватели рассказывали, что вместо пушек царь организовал шествие, где было 200 различных икон.

Но бывали крестные ходы, которые просили Бога о «благодати впрок». Так, праздник Воздвижения именовался «Ставровым Днем» (от греческого «крест»). В этот день сельские общины совершали крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их от бед на год. Служились молебны, поднимались иконы и зажигались свечи. Крестьяне обходили села и поля с молитвой от огня, болезней и о будущем урожае. Молились и о больных: «С верой помолимся в Воздвиженьев день, так Животворящий Крест и со смертного ложа поднимет».

Помню, в 1949 году в Гайвороне в июне и июле не было дождей. Поля и огороды начали выгорать от жары. Наступала настоящая угроза всеобщего неурожая, а, следовательно, и голода для деревенских жителей. С весны ни одного дождя. Небо высокое, мглистое, безоблачное. Земля горячая, не ступить ногой. Трава на выпасах вся пожелтела. Скотина приходит с выпаса голодная, ревет на базу.

Запрокидывают головы к небу женщины, тянут вверх иссохшие руки. Видимо, много грехов у людей, если Бог не внемлет ни словам, ни молитвам. У людей начали опускаться руки, так как они не в силах были что-то сделать. Никто не мог помочь им. Церкви в бывших окрестных селах были разобраны на кирпичи, а священников-мужчин не было в деревнях и в помине. Так вот, сельская христианская община организовала крестный ход.

Организаторами были две деревенские женщины – бабушка Анна Яровенко и Ганенко Евдокия Романовна, которые негласно вели в деревне дела церковные. Заранее объявили, взяли иконы и самодельный крест, собрались все у почты. Главная идея крестного хода – объединение людей в молитве и испрошение у Бога благодати. Данный крестный ход был не обыкновенный, а чрезвычайный, который проводился во время засух, голода, болезней, войн.

По канонам Русской Православной Церкви крестный ход осуществлялся по маршруту «против солнца», то есть с постоянным левым поворотом. В те годы подъездная дорога к кладбищу начиналась от почты. Несли фонарь – символ Божественного света, разрывающего мрак греховности и мракобесия, зажженные свечи, пели молитвы, клали на ходу поклоны. Собралось довольно много народа, хотя это был период особого гонения на церковь.

Было много молодежи. Положив начало молебну, крестоносец пошел вперед, а сельчане с пением направились к кладбищу. Там сделали и первую остановку. Отслужили водосвятный молебен. Женские голоса тянули жалобно: «Святый Илия Пророце, грозный, моли Бога за нас!».

Провели молебен от бездождия и, захватывая гайворонские поля, двинулись в сторону Рудни. Дошли до речки Веселевки, свернули влево, дошли до Заячьего хутора и свернули на основную дорогу в Кучанах. Закончился крестный ход там же, где и начался – у почты.

Значительный участок поля был охвачен крестным ходом. Что интересно – ни администрация сельского совета, ни партийная организация не препятствовали крестному ходу.

Из истории известно, что во время Великой Отечественной войны, когда враг вплотную подошел к Москве, главнокомандующий И. В. Сталин, предвидя неминуемую сдачу города немцам, разрешил церковнослужителям с иконой Казанской Божией Матери облететь на самолете вдоль границ Москвы. И немцы город не взяли!

(Продолжение следует).

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Телефон 8(84552) 31-900. Главный редактор – Валентина Сенькова При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев читателей.