Menu
  • sto-vakansiya.png
Пред След
A+ A A-

Как в аткарских деревнях пастухов выбирали – рассказ Евгения Петрова

  • Автор: Евгений Петров

Пастух и коровыЕще один рассказ бывшего жителя села Гайворон Евгения Петрова посвящен сложной и ответственной работе пастуха, пасти стадо доводилось и самому автору.

Материал подготовлен к публикации научным сотрудником Аткарского краеведческого музея Владимиром Рыжовым, а ранее мы познакомили читателей с рассказом Евгения Петрова о печах нашего края.

Каждый год весной собирается деревенский сход. В повестке дня важный вопрос – наем деревенского пастуха. Человека надо выбрать надежного, в годах, со скотиной обходительного. Руководит сходом чаще всего староста, а в советское время – авторитетный и уважаемый старожил деревни. Как правило, кандидатов на должность пастуха – 2-3 человека. Обсуждаются условия каждого претендента.

Один запрашивает пятнадцать целковых, да полпуда ржи «с новины» с каждой коровы, да хлеб его убрать с поля вовремя. Второй запрашивает десять целковых да двадцать пять фунтов ржи с головы. Своего поля у него нет, так он просит на весь год мирские харчи с каждого дома поочередно 3 раза в день для себя вместе с подпаском.

«Мир» решает, кого лучше выбрать. После бурного обсуждения принимается решение. Под конец мужики уже спешат – предстоит за это распить магарыч! Нанятого благословляют в пастухи, желают ему послужить «миру», беречь скотину и самому в добром здравии оставаться. Поздравляют с наступающей пастьбой: «Дай Бог, тебе благополучно пропасть наших кормилиц весь сезон без потерь!».

Подпаска нанятый пастух должен выбрать себе сам и оплачивать его труд из общего дохода по договоренности.

Первый выгон скота, как правило, был приурочен ко дню и празднику Георгия Победоносца – покровителя и хранителя Земли Русской и домашнего скота. Русский народ обращается к нему с молитвой и просьбой защитить коров, овец, лошадей. Наибольшей силой обладает молитва к нему именно в Егорьев день (имя «Георгий» в православный святцах едино с именами «Егорий, Юрий»). Этот день приходится на разгар весны – 6 мая. Еще этот день называли «Егорий-голодный», так как все запасы кормов уже съедены за зиму, а новая травка еще только-только появляется. А еще был «Егорий-холодный» – 9 декабря. Имя «Георгий» – греческое и переводится на русский язык как «земледелец».

День выгона скота в поле считается праздником пастухов. Их одаривали и кормили в поле святой яичницей. Хотя какой это праздник?! Это самое трудное время для пастуха – первые 7-10 дней. В народе говорят: «Святой Егорий коров запасает (то есть начинает пасти)». Наилучшим считалось, если первый выгон скота совпадал с полнолунием – «чтоб всего было много». В каждом религиозном доме перед выгоном скота хозяин брал икону святого Георгия, хозяйка – хлеб с солью и обходили на дворе весь свой скот, приговаривая:

- Святой Егорий, батюшка, сдаем тебе на руки всю скотину и просим тебя: сохрани ее от лютого зверя и лихого человека.

По народному поверью, Егорий вешний обладал волшебными ключами, которыми отмыкал весеннюю землю и выпускал росу, отчего начинался бурный рост трав. «Егорий весну из-под спуда выпускает, зеленую траву выгоняет». Роса этого дня считалась целительной: Юрьева роса от сглаза да от семи недугов.

Первый выгон скота – это праздник для хозяев и мучение для пастухов. Когда подряжаются, «намиру» делается уговор: первую неделю после выгона пастуху выделяются два помощника, особенно с тех дворов, у которых корова «благая», норовистая, которая не только бегает внутри стада, но и норовит ускользнуть из него. Особенно беспокойно ведут себя нетели и бычки прошлого года.

В первый выгон все коровы беспокойны после зимы. Ревут и нервничают. Отмахиваются друг на друга рогами. Они не привыкли подчиняться пастуху и его командам. Норовят нырнуть в любой прогон или за угол забора. Неохотно выходят из своей калитки в общее стадо. Стараются убежать домой, особенно молодые коровы и первотелки. Постепенно через неделю коровы уже пообнюхались, попривыкли друг к другу, успокоились и все реже предпринимают попытки убежать домой.

Коровье стадо не может нормально существовать без хозяина, мирского быка – «бугая». Его общество арендовало за отдельную плату на летний период у зажиточного хозяина, который получал от этого прибыль втрое большую, чем от коровы. На гарантию ежегодного приплода и угрозу оставить корову «яловой» хозяева не жалели денег на содержание бугая. В колхозное время такого бугая содержал в зимнее время колхоз, где он и состоял на инвентарном учете. С самого начала пастбищного периода такой бугай запускался в общественное стадо и пастух обязан был смотреть за ним и привязывать на ночь у себя во дворе, а осенью по окончании пастьбы передать на колхозный двор.

Бык, как собака, чувствует, кто его боится, и не преминет этим воспользоваться. Интеллект быка направлен на разрушение. Он не любит резких движений и от испуга становится агрессивным. Вся задача нового пастуха весной поставить себя так, чтобы бык почувствовал в нем своего хозяина. Тогда бык станет хорошим помощником пастуху на все лето. Оказывается, это очень умное животное. Он не подпустит чужого стада близко к своему, особенно, если учует, что там есть свой бугай. А в Гайвороне существовало еще два стада: колхозное и «кучанское», пути которых иногда пересекались.

Бык догонит и выгонит норовистую корову из луга, куда ей ход воспрещен. Он разнимет коров, если те начинают драться. Каждая из них получит в бок ощутимый удар. Бык может замедлить и остановить движение стада, встав впереди боком к направлению движения стада, бросая мощными передними ногами вверх землю, отфыркиваясь и кося налитым глазом. Ни одна корова не решиться его ослушаться.

Так случилось, что весной 1948 года, когда наша семья только что переехала из Пятигорска в Гайворон, мой отец – Дмитрий Данилович Петров – выиграл на сходе должность пастуха гайворонского «кутка». В стаде было около ста коров, нетели и прошлогодние бычки. Подпаском был родной брат отца – Сергей. Сторговались по оплате – 15 рублей с головы в месяц. В ту весну только что отменили карточную систему в стране и официально 1 кг хлеба в магазине стоил около трех рублей. Для сравнения скажу, что тетя Нюра Майборода получала тогда от бывшего мужа-подполковника алименты на детей – Галю и Ирину – 1800 рублей в месяц. Это были очень хорошие по тем временам деньги в деревне.

Естественно, что я с самого начала был подключен к семейному подряду, а как только окончил в мае шестой класс, сразу же ушел в стадо на все лето. Пастухом был старший меня Сергей, а я у него подпаском.

Впервые в своей жизни я почувствовал ответственность за порученное мне важное дело. Я был при своей должности с раннего утра и до самого позднего вечера. Мне не пришлось за все лето ни разу встретить восход и закат солнца в деревне – только со стадом и только за пределами деревни. Нас с рассветом будила бабушка, и по очереди один из нас шел до Кручи «загонять» стадо, то есть начинать его с первой коровы от дома Строганова. Утром, после дойки, коровы сразу шли к калитке, а общественный бугай возвещал о начале дня пронзительно и громко. Раздавался скрип калиток, и коровы, гонимые хозяйкой, шли в проходящее, все возрастающее стадо. У своей хаты к общему стаду подключался второй из нас. Утром коровы, выгоняемые в стадо, выходили каждая из своего двора и трубили мычанием, как бы здороваясь с подругами. Восход солнца заставал нас в дороге, когда мы миновали крайний дом Кирилла Постельги.

У нас с Сергеем рюкзаки за плечами, где всегда лежала припасенная бабушкой пол-литровая бутылка молока, туго заткнутая скрученным куском газеты, кусок черного хлеба (это наш завтрак) и свернутая, выгоревшая на солнце поношенная армейская плащ-палатка, которая была нам и столом, и постелью, и защитой от солнца и дождя.

Несмотря на то, что деревня была украинской и лапти здесь не носили, нам с Сергеем отец сплел настоящие лапти из липового лыка. Без обуви пасти нельзя, а случайная, как правило, не подходит. Ранним утром, когда выгоняешь стадо за околицу, вся трава в росе, порой очень холодной. Только сошла роса – и через полчаса ноги у тебя уже сухие.

Мы с Сергеем брали одну на двоих помятую алюминиевую армейскую баклажку с содранной зеленой краской в ремешковом чехольчике для подвески на поясной ремень. Набирали воду утром и после обеденной дойки в роднике у Кривого озера. Вода быстро нагревалась, но другого способа утолить летнюю жажду не было.

В первые же дни выгона стада весной мы подходили к роднику у Кривого озера, чтобы осмотреть его состояние после долгой зимней власти природы. Надо ему помочь! Ведь это наш источник чистой и вкусной воды на все жаркое лето. Надо очистить протоку, углубить чашу с дном из щебня, обобрать засохшую прошлогоднюю траву, поставить на камешек чистую консервную банку, исполняющую роль кружки, забить четыре кола, защищающие родник от прохода коров.

Родник

Живой родник из-под земли,
Как уголочек рая.
Я на колени перед ним
Склоняюсь, замирая.

В ладони зачерпнув воды,
Гляжу на блеск хрустальный.
Она ж мне шепчет: «От беды
Заговорю случайной».

Стоял я долго перед ним,
Не в силах оторваться.
Родник мне радость приносил
И сил помог набраться.

От деревни до выпаса коровы идут утром не очень охотно. Кажется, что идет беспорядочная масса коров. Оказывается, в стаде все не так просто. Стадо – это не хаос коровьих голов, а четкая организация. При подходе к посевам пастух останавливал стадо и разворачивал его в обратном направлении. Казалось бы, кто был сзади, теперь пойдут первыми. Ан нет! Головной клин совместно с вожаком рассекает стадо насквозь и снова выходит вперед. За остальных можно не беспокоиться. Они тоже повернут вслед за ведущими и перестроятся в прежнем порядке.

Есть всегда в стаде вожак, есть приближенные вожака, есть рядовые сильные коровы, есть стельные и слабые, есть хромые и второгодки. И каждой категории в строю отведено строго определенное место.

Никто из низшей категории не имеет права выйти в прогоне или на пастбище впереди вышестоящей. Есть в стаде и место бугая.

(Продолжение следует).

Читайте также интересные новости:

Замечания и предложения направляйте по адресу: uezd1966@mail.ru. Контакты Новостной сайт 18+. При использовании материалов сайта активная гиперссылка на atkarskuezd.ru обязательна. Любое незаконное копирование без указания источника преследуется по законам РФ. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.